Библиотека : Голос в тишине

Голос в тишине. Т. V. Не на небе

По мотивам хасидских историй раввином Шломо-Йосефом Зевиным Перевод и пересказ Якова Шехтера 24 февраля 2016
Поделиться

«Эти заповеди, которые я передаю вам сегодня,

не выше вашего разумения и не далеки от вас. Они не на небе, и вы не можете сказать: “Кто взойдет ради нас на небо, принесет и возвестит их нам,

чтобы мы их исполняли?” Не за морем они,

и вы не можете сказать: “Кто отправится ради нас за море, принесет и возвестит их нам,

чтобы мы их исполняли?” Эти повеления

очень близки к вам, они в ваших устах и в вашем сердце, и вы должны исполнять их!»

Дварим, недельная глава «Ницавим»

 

 

Мясник пришел к Провидцу из Люблина.

— Ребе, — сказал он, нервно вертя в руках цицис. — Помогите, ребе.

— Что случилось? — спросил Провидец.

— Я купил шесть коров для Пейсаха, — волнуясь, начал мясник. — Как обычно, я всегда так поступаю. И вдруг мною овладели сомнения, нет ли среди них больных? Если одна корова выйдет после проверки трефной, заработаю, но мало, ведь ее придется продать неевреям, а они, зная, что мне деваться некуда, сбрасывают цену до земли. Если две — только окуплю расходы. А если три — потеряю много денег!

— А почему ты засомневался? — спросил ребе. — Разве ты не умеешь выбирать животных?

— Умею, ребе, еще как умею! И уж как стараюсь, можете поверить. Но вчера, когда коров пригнали домой, жена вышла навстречу и говорит: «Ох, дорогой, боюсь, тут полно трефы».

— Жена так сказала? — уточнил Провидец.

— Жена, — тяжело вздохнул мясник.

— Тогда это серьезно. Давай поступим следующим образом: вернись домой, напиши подробное описание каждой коровы и принеси бумагу мне.

Мясник бросился домой и спустя час вернулся с описанием.

Ребе взял листок и стал отмечать против каждой коровы:

— Эта кошерная, эта трефная, эта кошерная, это трефная, а про этих двух не знаю.

— Та‑а‑к, — деловито протянул мясник. — Значит, кошерных — к шойхету, трефных продаю неевреям, а как быть с этими? Неужели ребе может чего‑то не знать? Ведь на Небесах все известно!

— При проверке после резки возникнут вопросы по кошерности легких у этих коров, — ответил Провидец. — Их придется показать раввину, и он решит, трефные они или нет. Решение полностью в его руках, поэтому на Небе про этих двух коров ничего не известно. Как сказано: они не на небе…

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Исро: идолопоклонство, отступающее перед Б-жественностью

Дарованная на Синае людям, Тора существовала еще до этого. Как сказано в Талмуде, праот­цы учили Тору, ею занимались и в Египте. Что же означало дарование Торы? Народ Израиля получил воз­можность освятить материальный мир, перевернуть в нем все, что скрывало Б-жественную истину, превратить сокрытие в открытие Б- жественного света.

Недельная глава «Итро». Нация лидеров

Есть одна тема, общая для «Итро» и синайского богоявления, а именно: делегирование, распределение и демократизация власти. Один только Г‑сподь может править единолично. Эту тему вводит Итро. Он приходит к своему зятю и обнаруживает, что тот управляет народом единолично. И говорит ему: «Не хорошо то, что ты делаешь» (Шмот, 18:17). Это один из всего лишь двух случаев во всей Торе, где появляются слова «не хорошо».

University of Cambridge: Книга против людей равноденствия: T‑S K.6.63

Процедура расчета года и определения времени Песаха на основании сбора урожая ячменя базировалась на библейской заповеди соблюдать месяц авив и праздновать Песах (Дварим, 16:1). Однако она несла в себе массу неизвестных, которые невозможно было безошибочно установить, исходя из библейского текста. Хотя все караимы были согласны, что авив означает определенную стадию созревания ячменя, они придерживались различных мнений по поводу того, какая именно стадия созревания их интересует, где именно и когда именно проводить проверку, а также сколько именно колосьев должно находиться в данной стадии созревания, чтобы можно было праздновать Песах.