У нашего народа знания всегда были на первом месте. Это известно всему миру — сколько евреев удостоилось Нобелевской премии, сколько евреев сделали великие открытия в разных областях науки. Но народом Книги нас называют все‑таки не из‑за того, что евреи много читают и написали много умных книг: народ Книги — это народ Торы.
Вот тема вечного спора, который знаком каждой еврейской семье. На что больше обращать внимание при обучении и воспитании детей: на светскую или на религиозную составляющую? Что лучше: отдать ребенка учиться в математическую или языковую гимназию или все‑таки в еврейскую школу?
Мишна предлагает нам ответ от рабби Эльазара бен Хисма: «Законы жертвоприношения птиц и начала женского цикла суть основа алахи. Астрономия и геометрия — лишь десерт к мудрости [Торы]».
Ничего не скажешь: позиция жесткая. На одной чаше весов самые незначительные и, казалось бы, маловажные положения Торы, на другой — науки, определяющие нашу повседневную жизнь. Жертвоприношения птиц мы сколько веков уж не практикуем, а без математики нет современной жизни! И все‑таки именно «незначительным» законам Торы отдается безусловный приоритет.
Между прочим, даже в Талмуде мы можем найти точку зрения, которая, на первый взгляд, расходится с позицией рабби Эльазара. Комментируя книгу Дварим: «… в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав обо всех этих установлениях, скажут, что лишь этот великий народ есть народ мудрый и разумный» (4–6), мудрецы Талмуда разъясняют, что мудрость и разум евреев становятся понятны другим народам, когда те видят успехи народа Книги в таких науках как астрономия или математика.
Однако это противоречие кажущееся. Другие народы, глядящие на евреев извне, со своей практической точки зрения, действительно уважают наш народ за то, что он дал миру столько ученых, врачей, изобретателей. Но мы сами, имеющие возможность посмотреть на себя изнутри, знаем: наши успехи в практических науках основаны на том, что на протяжении веков, поколение за поколением, евреи изучали Тору — Книгу книг! Кстати, и цитата из Дварим имеет в виду в первую очередь знание Торы, «постановлений и законов, как повелел Г‑сподь» (4–5).
Между прочим, автор нашей Мишны, рабби Эльазар, характеризуется в Талмуде как человек высочайшей учености: «такой мудрый, что мог бы сосчитать число капель в море». Он был авторитетом в прикладных науках своего времени, но мудрость свою объяснял тем, что старается как можно глубже проникнуть в мудрость Торы. Рабби Эльазар понимал: все, что сотворил Б‑г, имеет смысл; каждая капля в море имеет свое значение, именно поэтому можно отделить каплю от капли и сосчитать их!
Такой подход позволяет нам понять разницу между приобретением знаний — и приобретением знаний с опорой на Тору. Практические науки — это знание от человека, плод размышлений и открытий человеческого гения. Но опора на Тору — это использование знаний от Б‑га, плод Б‑жественного гения, несравненно более высокого, чем гений самых выдающихся ученых. Б‑г сотворил всё, в том числе человеческие знания, человеческие науки. И дело не только в том, что Он это сотворил: Б‑г дает нам знания, чтобы мы праведно жили, могли улучшать мир вокруг себя и обрели счастье.
Разумеется, практические науки необходимы человеку, но необходимы прежде всего затем, чтобы пользоваться ими в целях, поставленных перед нами Торой. Вот что писал Рамбам о законах Санхедрина: членом Санхедрина мог стать только тот знаток Торы, который знает и практические науки — математику, астрономию, медицину. Человек, которому доверено решать вопросы алахи, должен иметь медицинские знания — чтобы правильно решить, когда наступает «момент душеспасения», разрешающий нарушить субботу; он должен знать математику, чтобы правильно определить размеры миквы, соответствующей законам ритуальной чистоты… Иными словами, Рамбам стоит на той же позиции, что и автор Мишны: самая большая мудрость — это законы Торы; даже самые малые законы Торы содержат великую Б‑жественную мудрость, а человеческие знания — как бы десерт к мудрости Б‑жьей. Обед без десерта не сладок — но десерт без обеда не насытит.
На этот счет есть притча. Некоему царю, превзошедшему все науки, захотелось передать свои знания сыну, жившему в отдаленной провинции. Начал царь посылать сыну письма, где сообщал тайны своей премудрости. Но, чтобы не узнали эти тайны люди недостойные, каждое письмо было зашифровано: если сын приложит усилия, поймет. Так же и Б‑г: Он сотворил мир и хочет передать нам Свою мудрость. Но мудрость откроется только достойным. Поэтому наша задача — копать, трудиться, шаг за шагом проникая все глубже в великие тайны мудрости Торы.