Мидраш раба. Шмот раба: «И принесли Скинию к Моше»

Перевод с иврита Некода Зингера и  Евгения Левина 26 марта 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

В издательстве «Книжники» впервые на русском языке вышел новый том Мидраш раба — Шмот раба. Название Мидраш раба закрепилось в книгопечатании за композицией мидрашей к Пятикнижию: Берешит раба, Шмот раба, Ваикра раба, Бемидбар раба, Дварим раба, а также к пяти свиткам Писания: Шир ѓа-ширим раба, Рут раба, Эйха раба, Коѓелет раба, Эстер раба. Это десять независимых произведений, включающих многочисленные толкования Писания талмудическими мудрецами и их последователями. Десять книг были отобраны средневековым издателем из многочисленных произведений талмудической литературы и стали своего рода каноном традиционной еврейской книжности. «Лехаим» представляет фрагмент из нового издания.

 

Глава 52 

52:14 “И принесли Скинию к Моше” (Шмот, 39:33).

 

Рабби Танхума бар Аба начал так: “В узорчатых одеждах подведут ее к царю, за ней — девицы, подруги ее, к тебе приводят их” (Теѓилим, 45:15). Что значит “в узорчатых”? Это Скиния, которая была вся в вышивках, как сказано: “И сделай завесу у входа в шатер из синеты и багряницы, и червленицы, и из крученого виссона, узорчатой работы” (Шмот, 38:23). А что значит “приведут к царю”? Это Моше, названный царем, как сказано: “И был в Йешуруне царь, когда собирались главы народа вместе с коленами Израиля” (Дварим, 33:5).

“Приведут” — принесли Скинию.

“Девицы, подруги ее” — это Израиль, названный девицами, как сказано: “Замкнутый сад — сестра моя, невеста, источник замкнутый, родник запечатанный” (Шир ѓа‑ширим, 4:12).

“Подруги ее” — ибо он [Израиль] друг Святого, благословен Он, как сказано: “Ради братьев моих и друзей моих скажу: мир тебе” (Теѓилим, 122:8).

“К тебе приводят их” — в тот же день, когда закончена была Скиния, принесли ее к нему, как сказано: “И принесли Скинию к Моше”.

 

52:2 Другое толкование: “И принесли Скинию [к Моше]” (Шмот, 39:33). И сказано также: “Пусть онемеют уста лживые, говорящие против праведника заносчиво, с высокомерием и презрением” (Теѓилим, 31:19).

 

Как человек исповедуется в Йом Кипур? Если пришел следующий [Йом Кипур,] а он снова вспоминает свои [прошлые] грехи Те же, что и в прошлый раз, несмотря на то что после прошлой исповеди человек к ним не возвращался.
, Святой, благословен Он, говорит ему: “Пусть онемеют уста лживые”.

Что значит “заносчиво (атак)”? О том, что отошло, как сказано: “И передвинулся (ваяатек) он оттуда к горе, к востоку от Бейт‑Эля; и раскинул шатер свой: Бейт‑Эль с запада, а Ай с востока; и построил он там жертвенник Господу, и призвал имя Господа” (Берешит, 12:8).

“С высокомерием и презрением” — Святой, благословен Он, говорит ему: неужели в этом году ты не грешил, что возгордился “с высокомерием и презрением”? Если человек перечисляет на исповеди только прошлогодние грехи, из этого следует, что он уверен — в этом году ему каяться не в чем. Поскольку в Писании сказано: “Нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не грешил” (Коѓелет, 7:20), подобное заявление безусловно свидетельствует о непомерной гордыне.

Другое толкование: “Пусть онемеют уста лживые” — это сказано относительно Моше Имеется в виду — о тех, кто наговаривал на Моше.
. В час, когда Святой, благословен Он, повелел сделать Ему Скинию, Моше тут же сказал Израилю: “Чтобы собирали для Меня приношение” (Шмот, 25:2). Моше делал Скинию, а насмешники Израиля говорили: разве возможно, чтобы Шхина почила на деле рук сына Амрама?

Сказал рабби Йоханан: шесть месяцев он был занят Скинией Согласно традиции, работа началась сразу после Йом Кипура (когда Бог простил грех золотого тельца) и продолжалась до первого нисана, когда Святилище было освящено (Седер олам раба, 6).
: три месяца делал и три месяца она была свернутой. Несмотря на это, у него за спиной насмехались и говорили: разве не утверждал Моше, что Шхина пребудет с нами? Но Святой, благословен Он, собирался воздвигнуть Скинию в тот месяц, когда родился праотец Ицхак В нисане; см. Рош ѓа‑Шана, 10б: “Рабби Элиэзер говорит: В месяце тишрей был создан наш мир, в месяце тишрей родились праотцы, в месяце тишрей умерли праотцы, в Песах родился Ицхак… Рабби Йеѓошуа говорит: В месяце нисан был создан наш мир, в месяце нисан родились праотцы, в месяце нисан умерли праотцы, в Песах родился Ицхак”.
. И вот, [Моше] ничего не сделал, пока не настал тот месяц, и Святой, благословен Он, сказал ему: “В первый день первого месяца поставишь ты Скинию шатра соборного” (там же, 40:2). В тот же час Святой дух сказал: “Пусть онемеют уста лживые!” Вы, что насмехались за спиной у Моше, [знайте, что] он ничего не делал, пока Бог не сказал ему воздвигнуть Скинию! Тут же все понесли ее к нему, каждый — свою часть, как сказано: “И принесли Скинию к Моше” После этого в Торе следует подробный список принесенного: “шатер и все принадлежности его, крючки его, брусья его, засовы его, столбы его и подножия его; и покров из кож бараньих красных, и покров из кож тахашевых, и завесу для полога…” (там же, 33:34). Мидраш делает из этого вывод, что каждая часть Скинии была поручена отдельной, специально выделенной для этого группе носильщиков.
.

 

52:3 Другое толкование: “И принесли Скинию к Моше” (Шмот, 39:33). И сказано также: “Крепость и достоинство — одежда ее, и засмеется она в последний день” (Мишлей, 31:25).

 

Что значит “в последний день”? Вся награда праведников ожидает их в Мире грядущем. Поэтому сказано: “Засмеется она в последний день”.

Вот история о рабби Абаѓу, который уже покидал этот мир и увидел все блага, ожидающие его в Мире грядущем. Обрадовался он и воскликнул: все это для Абаѓу? “И я сказал: напрасно трудился я, попусту и тщетно истощал я силу свою. Но право мое — у Господа, и награда моя — у Бога моего” (Йешаяѓу, 49:4). Поэтому сказано: “И засмеется она в последний день”.

 

Другое толкование: Когда Тора радуется? Когда [видит] того, кто трудится над ней ради последнего дня Ради награды в Мире грядущем, а не ради почестей в этом мире. . Поэтому сказано: “И засмеется она в последний день”.

Завди бен Леви, рабби Йосе бен Патрос и рабби Йеѓошуа бен Леви читали стихи Писания в час, когда покидали этот мир. Один из них прочел: “Поэтому молится Тебе каждый благочестивый во время, когда найден Ты, разлив многих вод не застигнет его” (Теѓилим, 32:6). Другой прочел: “Как велико благо Твое, которое хранишь Ты для боящихся Тебя, которое делаешь уповающим на Тебя пред сынами человеческими” (там же, 31:20). Третий прочел: “Ибо Ему радуется сердце наше, ибо на святое имя Его полагаемся мы” (там же, 33:21). Ибо, когда приходит час покинуть этот мир, Святой, благословен Он, показывает им их награду, чтобы порадовать их.

Сказал бен Азай: “Тяжела (якар) в глазах Господа смерть благочестивых Его” (там же, 116:15). Когда Святой, благословен Он, показывает праведникам награду (йекар), ожидающую их? Перед смертью, как сказано: “Смерть благочестивых Его” — в этот час они видят и радуются. Поэтому сказано: “И засмеется она в последний день”.

Вот история об ученике рабби Шимона бар Йохая, который покинул Землю Израиля и вернулся богачом. Когда увидели это другие ученики, стали завидовать ему и тоже захотели отправиться за границу. Узнал об этом рабби Шимон, вывел их в некую долину рядом с селением Марон, помолился и сказал: долина, долина, наполнись золотыми динарами! И из земли появились золотые динары. Сказал он им  Рабби Шимон ученикам.
: если хотите золота, то вот вам золото. Берите его себе, но знайте, что всякий, кто возьмет сейчас, берет свою часть в Мире грядущем, ибо нет награды за Тору, кроме как в Мире грядущем. Об этом сказано: “И засмеется она в последний день”.

История о рабби Шимоне бен Халафте. Как‑то он пришел домой накануне субботы, и у него не было ни гроша. Вышел он из города, помолился Богу и получил с небес драгоценный камень. Продал его ювелиру и накрыл субботний [стол].

Сказала ему жена: откуда все это?

Сказал Он: из того, что дал мне Святой, благословен Он.

Сказала она: если не скажешь, откуда это, не возьму ни крошки!

Рассказал ей все и сказал: так я молился Богу, и Он дал мне с небес.

Сказала она: не возьму ни крошки, если не скажешь мне, что вернешь [камень] на исходе субботы.

Сказал он: но почему?

Сказала она: ты хочешь, чтобы твой стол В Грядущем мире.
был ущербным, а столы твоих товарищей были совершенны?

Пошел рабби Шимон и рассказал об этой истории Рабби, а тот сказал ему: иди и скажи ей, что, если на твоем столе будет не хватать, я восполню со своего Иными словами, Рабби разрешил своему ученику оставить себе деньги, вырученные за камень.
.

Пошел он и сказал ей. Сказала она: веди меня к тому, кто учил тебя Торе.

[Пришла она к Рабби] и сказала ему: учитель, разве человек видит своих товарищей в Мире грядущем? Разве у каждого праведника не свой Мир [грядущий,] как сказано: “Ибо уходит человек в вечный (оламо) дом свой” (Коѓелет, 12:5) — сказано именно “в вечный дом свой”. Услышал это [рабби Шимон] и тут же вернул [камень].

Сказали мудрецы: последнее чудо Возвращение камня на небо. Ср. Таанит, 25а: “Учили мудрецы: небеса дают, но не берут обратно”.
было труднее первого. Когда он простер руку, чтобы вернуть, в тот же миг спустился ангел и забрал его. Почему? Потому что награда за Тору — только в Мире грядущем, в последний день. Поэтому сказано: “И засмеется она в последний день”.

 

Другое толкование: “Крепость и достоинство — одежда ее” (Мишлей, 31:25) — это Моше, как сказано: “Моше не знал, что стало лучами сиять лицо его” (Шмот, 34:29). “И засмеется она в последний день” — это насмешники Израиля, которые насмехались у него за спиной и говорили друг другу: разве возможно, чтобы Шхина почила на деле рук сына Амрама? Тот же ничего не делал, однако, когда Бог сказал ему воздвигнуть Скинию, начал смеяться над ними, как сказано: “И засмеется в последний день”.

Сказал он им: приходите возводить Скинию. И каждый пошел и понес ему свое, как сказано: “И принесли Скинию к Моше”.

 

52:4 Было там множество мудрецов, однако, когда пришли они к Моше, не могли возвести [Скинию]. Об этом сказал Шломо: “Многие дочери преуспели, но ты превзошла всех их” (Мишлей, 31:29) — Моше превосходил всех остальных.

 

“Но ты превзошла всех их” — почему? Потому что, когда делали Скинию, никто не знал, как ее собрать. Что же они сделали? Каждый взял свою работу, пришел к Моше и сказал: вот брусья, вот засовы… Как только Моше увидел все это, снизошел на него Святой дух, и он воздвиг ее. Но не говори, что Моше ее воздвиг, ибо с ней произошло чудо, и она встала сама собой, как сказано: “Поставлена была Скиния” (Шмот, 40:17) Поскольку имена “исполнителей” в Торе не названы, мидраш сделал вывод, что Скиния встала сама собой, без человеческого участия.
. Если же тебя это удивляет, то знай, что, когда Шломо строил Храм, он [тоже] воздвигся сам собою.

Сказал рав Ѓуна от имени рабби Йосе: все помогали ему, когда он строил Храм, и сотворенные, и даже духи. Откуда это следует? Ибо сказано: “И когда строился этот дом, то строился он из привезенных цельных камней; ни молота, ни топора, никакого железного орудия не было слышно в доме при постройке его” (Млахим I, 6:7). Он построился сам собой, иными словами — был построен чудесным образом. Так же когда была воздвигнута Скиния, чудесным образом была воздвигнута. Поэтому сказано: “И принесли Скинию”.

 

52:5 Другое толкование: “И принесли Скинию” (Шмот, 39:33).

 

И сказано также: “Выходите и поглядите, дочери Сиона, на царя Шломо, на венец, которым венчала его мать в день его свадьбы, и в день радости сердца его” (Шир ѓа‑ширим, 3:11). Когда был произнесен этот стих? В день воздвижения Скинии, когда у Израиля была великая радость от того, что Святой, благословен Он, пребывал среди них.

“Дочери Сиона (Цион)” — дети, отличенные (мецуянин) Мной от язычников. Как на монумент (циюн) указывают пальцем, так и на Израиль указывают пальцем Дивясь его непохожести на другие народы. Ср. Дварим, 4:6–7: “Скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?” .

“На царя Шломо” — на Царя, которому принадлежит мир (шалом), на Царя царей, Святого, благословен Он.

“На венец, которым венчала его мать” — это святилище. Почему оно названо венцом? Как венец изукрашен, так и Скиния была изукрашена, как сказано: “Он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу резчика и парчевника, и вышивателя по синете и по багрянице, и по червленице, и по виссону, и ткача — исполнителей всякой работы и искусных мастеров” (Шмот, 35:35). Поэтому сказано: “На венец, которым венчала его мать”.

Сказал рабби Ицхак: я перечитал все Писание, но не нашел, что Бат‑Шева сделала венец для Шломо Следовательно, Шломо не мог сказать этого о себе; поэтому логично предположить, что он аллегорически говорит о чем‑то ином. С другой стороны, предположение, что речь идет о Всевышнем, в данном случае является проблематичным, поскольку у Бога нет матери.
.

Рабби Шимон бар Йохай спросил у рабби Эльазара, сына рабби Йосе: быть может, слышал ты от отца, что означают слова “На венец, которым венчала его мать”?

Сказал тот: да. На что это похоже? На царя, у которого была дочь, которую он любил превыше всего. Он называл ее дочерью, но потом полюбил еще сильнее и стал называть сначала своей сестрой, а потом своей матерью. Так и Святой, благословен Он, сначала называл Израиль дочерью, как сказано: “Слушай, дочь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего” (Теѓилим, 45:11). Потом полюбил ее еще сильнее и назвал своей сестрой, как сказано: “Стучится друг мой: отвори мне, сестра моя, подруга моя, голубка моя, чистая моя, ибо голова моя росой полна, кудри мои — каплями росы ночной” (Шир ѓа‑ширим, 5:2). Потом полюбил ее еще сильнее и назвал своей матерью, как сказано: “Внемлите Мне, народ Мой, и племя Мое Леуми; р. Йосе читал это как ле‑ими — “моей матери”.
, слушайте! Ибо Тора от Меня выйдет в мир, и правосудие Мое, как свет, изолью на народы” (Йешаяѓу, 51:4).

Встал рабби Шимон бар Йохай и поцеловал его в лоб.

“В день его свадьбы” — на Синае. “В день радости сердца его” — в Иерусалиме.

 

Другое толкование: “В день его свадьбы” — на море. “В день радости сердца его” — в шатре откровения.

Другое толкование: “В день его свадьбы” — в Скинии. “В день радости сердца его” — в Храме.

Об этом сказал Давид: “Прекрасна высота, радость всей земли, гора Сион, на краю северной стороны — город Царя великого” (Теѓилим, 48:3).

“Прекрасная высота, радость всей земли”. Сказал рабби Йоханан бен Эльазар: вот история об одном купце, который отправился в Иерусалим продать свой товар. Пришел, сел [торговать,] но ничего не продал. Сказал он: и это [город,] о котором сказано: “радость всей земли”? Через час купец продал весь товар и сказал: [воистину] “прекрасная высота, радость всей земли”!

Сказал рабби Йоханан: счетная палата Где купцы занимались расчетами. была рядом с Иерусалимом, и каждый, кто хотел рассчитаться, шел туда. Почему? Чтобы не стал считать в Иерусалиме и не расстроился, ибо сказано: “Прекрасная высота, радость всей земли”. Почему [Иерусалим] удостоился такой чести? Потому, что он “город Царя великого”. Когда же он был разрушен, “всякое веселье омрачилось, исчезла радость земли” (Йешаяѓу, 24:11).

Что значит “исчезла (арва)”? Потемнела, как сказано: “И был вечер (эрев), и было утро: день один” (Берешит, 1:5).

В этом мире “всякое веселье омрачилось, исчезла радость земли”, однако когда Святой, благословен Он, отстроит Иерусалим, Он вернет туда радость, как сказано: “Ибо Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыню его, как Эден, и Араву его — как сад Господень; радость и веселье пребывать будут в нем, благодарность и песнопение” (Йешаяѓу, 51:3).

Мидраш Раба можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в России и в других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Мидраш раба. Шмот раба. Множество значений

Основные темы в Шмот раба — это любовь Бога к Израилю, откровение и значимость Торы, гармония между Торой и учением мудрецов, роль Моше как учителя и посредника, библейские этические наставления и качества, подобающие мудрецу. Шмот раба интересен в основном разнообразием используемых в нем источников и, по причине позднего времени составления, их трансформацией

Мидраш раба. Шмот раба. «И вот имена сынов Израилевых, вошедших в Египет»

Издательство «Книжники» готовит к публикации впервые на русском языке новый том Мидраш раба — Шмот раба. Название Мидраш раба закрепилось в книгопечатании за композицией мидрашей к Пятикнижию: Берешит раба, Шмот раба, Ваикра раба, Бемидбар раба, Дварим раба, а также к пяти свиткам Писания: Шир ѓа-ширим раба, Рут раба, Эйха раба, Коѓелет раба, Эстер раба. Это десять независимых произведений, включающих многочисленные толкования Писания талмудическими мудрецами и их последователями

Эстер Раба

Сказал рабби Йеѓошуа бен Карха: [назван он Ахашверошем], потому что сделал лица Израиля черными, словно стенки горшков. А рабби Берехья сказал: потому что истощил головы Израиля голодом и постами. Рабби Леви сказал: потому что напоил их ядом и полынью. А рабби Йеѓуда, сын рабби Симона, сказал: потому что намеревался искоренить семя Израиля. А рабби Тахалифа бар Бар Хана сказал: потому что был он “братом главы” — братом Невухаднецара