«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.
Когда Всевышний сообщил Аврааму, что у него родится сын Ицхак, ответил Авраам: «О, лишь бы Ишмаэль жил пред Тобою». Смысл этого выражения заключается в том, что столетний Авраам, не поверив, что у него может родиться еще один сын, просил Всевышнего, чтобы Ишмаэль был Б‑гобоязненным. Однако Всевышний ответил ему: «…Сара, жена твоя, родит тебе сына и наречешь ему имя Ицхак».
В Мидраше сказано, что Агар, мать Ишмаэля, была праведницей. Дочь египетского фараона, она покинула царский дворец и променяла его на жизнь служанки в доме Авраама. Поступки ее были настолько цельными, что с ними сравнивали службу «Ктойрес» (воскурений) в Храме, ее и прозвали Ктурой. Понятно, что и сына она воспитывала в том же духе. Поэтому Авраам был готов довольствоваться Ишмаэлем, возлагая на него большие надежды. Почему же Всевышний не согласился на это, зачем Ему понадобился Ицхак?
Есть два существенных различия между Ицхаком и Ишмаэлем. Рождение сына Агар было обычным, вписывающимся в рамки природы, Ицхак же родился чудесным образом, даже Авраам не готов был поверить, что это случится. Союз между Ишмаэлем и Б‑гом, союз обрезания, заключался, когда мальчику было 13 лет, в этом возрасте ребенок все понимает, а Ицхак был обрезан восьмидневным, еще ничего не смыслящим.
Ишмаэль символизирует собой природу, ее границы. Даже тогда, когда появилась прямая связь между ним и Б‑гом, она пришла вполне разумным, доступным человеческому разуму путем. Конечно, это очень высокий уровень, но не в этом суть еврея.
Еврейский народ находится вне рамок природы. В этом его важная особенность. Она проявилась уже в том, что рождение его должно было произойти чудесным образом. И связь еврея с Б‑гом находится вне рамок разума. Поэтому родоначальник еврейского народа должен был пройти обряд заключения союза с Б‑гом еще до того, как мог что‑либо понимать и анализировать.
Всевышний не захотел довольствоваться связью, существующей между Ним и Ишмаэлем, связью внешней, ставшей результатом воспитания, атмосферы, окружающей ребенка. А что делать, если такое воспитание не будет обеспечено? Появится ли у человека внутреннее, подсознательное стремление к Б‑гу? Поэтому‑то Ему потребовался Ицхак, символизирующий связь, которая выше разума, связь, заложенную в сущность человека. Еврей связан с Б‑гом независимо от своего воспитания, образования, идеологии.
В этом заложен глубокий смысл системы еврейского воспитания. Невозможно посеять в ребенке еврейский менталитет, лишь базируясь на доводах разума. Такой подход весьма ограничен. Ребенку следует объяснить, что есть нечто, недоступное его пониманию, что не в силах постигнуть человеческий разум. Это нечто и есть наследие Ицхака для каждого из нас.
(Опубликовано в № 79, ноябрь 1998)