Время подумать

Корни болезни

Симон Джекобсон 9 июля 2020
Поделиться

Пять бедствий случилось с нашими предками 17 тамуза:
1) скрижали были разбиты,
2) ежедневные жертвоприношения в Храме прекратились,
3) городские стены
были разрушены,
4) Апостом сжег Тору,
5) Менаше поставил идола в святилище.

Мишна Тааниc, 26 а-б

Мы начинаем отсчет самого печального времени в году (17 тамуза – 9 ава), которое имеет название «три недели». В этот период вспоминают о разрушении обоих иерусалимских храмов: первого – 2440 лет назад и второго – 1950 лет назад.

Прошли тысячи лет. Зачем нам всё еще страдать по разрушенному зданию? Конечно, это сооружение святое, самое святое на земле. Но всё-таки это сооружение из камней. Что же в нем было такого, что миллионы людей продолжают горевать из-за этой потери и молиться за его восстановление?

Ответ состоит в том, что Храм – это не просто сооружение из кирпичей. Это было окно из земли в небеса. «Построят Мне святилище и поселюсь среди них», – говорит Б-г.

Одни видят признаки болезни, а другие ищут ее корни. На протяжении человеческой истории с людьми произошло много ужасных трагедий. Множество важных событий достойны нашей памяти. Но вспоминая и скорбя о разрушении Храма, мы находим корень всех наших бед.

Наш внутренний мир и повседневная жизнь находятся в противостоянии. Храм был вратами, соединявшими оба мира. Его разрушение отразило и выявило двойcтвенность нашей жизни.

Осознание – первый шаг к излечению от болезни. Осознаешь – и ты наполовину излечился. Отрицание же вдвойне усугубляет травму.

Если мы не помним о разрушении Храма и продолжаем жить так, словно этого не случилось, мы всегда будем страдать от болезни, так и не раскрыв ее причин. Осознавая корни проблем – а осознание выражается в реальных поступках: в период «трех недель» нам запрещено играть свадьбы, слушать музыку, покупать новую одежду, предаваться увеселениям, – мы делаем шаг к подлинному исцелению.

Вспоминая о разрушении Храма, мы признаем в этом событии корни всех наших проблем – личных, психологических, межличностных, национальных и исторических. Сумей мы соединить воедино две силы, которые раздваивают нас, и обрести внутреннюю целостность, и все наши проблемы исчезнут.

Но сказать проще, чем сделать. Мало признать тот факт, что в начале всего гибельного лежит разрыв между сакральным и мирским, случившийся вследствие разрушения Храма. Надо стремиться глубже понять суть проблемы. Тогда мы поймем, как ее разрешить.

Мишна перечисляет пять трагических событий, происшедших в период 17 тамуза – 9 ава. Эти пять событий – корни всех наших болезней и страданий.

Разбитые скрижали

Первое из пяти событий позволяет нам взглянуть на двойственную природу всех вещей, которые «ломаются». С одной стороны, когда что-то ломается, это служит сигналом-предупреждением о том, что возникла некая проблема. Не сломайся эта вещь, мы бы не знали, что она неисправна и нуждается в починке.

Разбив скрижали, Моше показал истинную природу взаимоотношений народа с Б-гом после того, как люди изготовили золотого тельца. Тем самым они нарушили верность Б-гу и поставили под угрозу свои отношения с Ним.

Иными словами, разрушение скрижалей – это не причина существующей проблемы, а ее следствие. В скрижалях Б-г открыл Себя людям. Священные слова Десяти Заповедей были выбиты на каменных (сапфировых) скрижалях – так и Б-г запечатлелся в наших душах. Изготовив золотого тельца и поклоняясь не Б-гу, а идолу, люди «сломали», разрушили эту основополагающую связь, по крайней мере, на сознательном уровне. Моше только продемонстрировал этот духовный слом, разрушив скрижали физически.

Поступив так, он блистательно, очень тонко показал нам, каким может быть «лекарство» от болезни: почувствуйте себя «сломанными» в результате ваших ошибок, и вы станете на путь их исправления. «Нет ничего более целого, чем разбитое сердце», – сказал Ребе Йосеф-Ицхок. Чтобы сделать первый шаг к исцелению и духовному росту, нужно признать, что вы «сломаны». Если вы себя чувствуете «целым», хотя в самом деле «сломаны», – значит, вы по-настоящему «сломаны». Если же вы знаете, что «сломаны», вы начинаете думать, как себя «починить».

Вот почему в Священном Ковчеге Завета разбитые скрижали лежали бок о бок с целыми. Если бы они служили лишь свидетельством о том трагическом дне, когда Моше разбил скрижали, то нужно ли нам вспоминать об этом дне и хранить их? Однако они несут в себе важный позитивный заряд, напоминая, что в нашей жизни всегда есть излом: чтобы почувствовать себя целыми, надо понять, что мы «сломаны». И это не деморализующее чувство изломанности, а возвышающее чувство, побуждающее нас лечиться, духовно расти и становиться сильнее.

Жизнь ломает любого человека, но некоторые люди в местах излома становятся крепче – если осознают, что «сломаны». Когда вы причиняете кому-то боль и что-то ломается в вашей жизни, а вы продолжаете жить, словно ничего не произошло, вы вряд ли сможете когда-нибудь что-то поправить.

Корень всякого несчастья в том, что мы порываем с присущей нам («отпечатанной в нашей душе») чистотой, когда предаем самих себя и отказываемся от внутренней связи с образом Б-жьим внутри нас. Когда Адам совершил грех, Б-г спросил его: «Где ты? Я не узнаю тебя, Я не вижу образа Б-жьего в тебе. Ты предал себя, ты предал самое главное в себе!»

Осознав это, мы можем всё вернуть. Позволяя же себе быть «сломанным», пока это состояние не становится уже привычным, естественным, мы не только превращаем свою жизнь в трагедию, но и почти лишаем себя шансов проснуться.

Первое бедствие 17 тамуза напоминает нам, что мы «сломаны» и что у нас есть силы всё исправить.

Ежедневные жертвоприношения в Храме прекратились

В нашей жизни всегда присутствует некая константа, вечный неизменный опыт, даже когда мы лишаемся всего остального. Если такая константа исчезает, то конец близок.

В Храме совершались разнообразные службы и обряды. Но в любой день, включая Шабос, праздники, даже Йом Кипур, совершались постоянные («томид») ежедневные жертвоприношения. Враги разрушили этот обычай, и судьба Храма оказалась предрешена.

В жизни нам приходится преодолевать множество трудностей и злоключений. Мы переживаем взлеты и падения. Но нельзя позволять унынию, каким-то помехам воспрепятствовать хорошим привычкам, всегдашним делам.

Постоянство – это огромная сила. Подлинные и устойчивые изменения в мире создаются не лихорадочной попыткой всё решить в один день, а последовательным упорным трудом. Как свидетельствуют все великие новаторы, постоянство – это главный ключ к успеху. Абсолютная вера в то, что ты делаешь, и решимость принесут свои плоды.

Время от времени нам нужен новый волнующий опыт, чтобы воспрянуть духом. Но ключ к успеху всегда обретается на следующий день после озарения: что произойдет, можешь ли ты сохранить запал?

Солома способна гореть очень ярко, но сгорает очень быстро. Чтобы разжечь хорошие сухие дрова, требуется некоторое время, но зато и согревать они будут гораздо дольше.

Городские стены были разрушены

Городская стена – это только стена, но какой город она защищает! Наша кожа состоит из нескольких слоев клеток: конечно, они не так важны для поддержания жизнедеятельности, как внутренние органы, но они выполняют ключевую роль в защите внутренних органов от инфекции, Б-же сохрани.

Мы строим множество стен, чтобы защитить себя и своих ближних. В роли этих «стен» выступают и мелочи, предназначенные нами для близких людей. Пусть такие мелочи не составляют сущность наших взаимоотношений, но зато отражают их глубину.

Сила любви выражается не в том, что от тебя нечто требуют, просят или даже намекают сделать, а в том, что ты делаешь сам, из чистого желания порадовать близкого человека – когда ты, так сказать, воздвигаешь «необязательные стены», внутри которых оказались бы защищенными важные аспекты ваших взаимоотношений.

У стен есть также важная задача защитить нас от того, чтобы наши слабости и недостатки по возможности не вылезли наружу. К примеру, если вы особенно подвержены приступам гнева, то следует построить «дополнительные стены» – чтобы быть особенно осторожными и не терять контроля над собой.

У каждого из нас есть слабости, которые требуют защитных «стен» и границ.

Никогда не позволяйте этим стенам быть разрушенными. Пока целы стены, будет цело и то, что внутри вас.

Итак, еще один корень несчастья: рухнувшие стены. Лекарство от него – укреплять стены в своей жизни.

Апостом сжег Тору

Тора – это мандат на жизнь, план жизни, который Б-г нам дал. Сожжение книг – мерзость, часто сравнимая с сожжением человека. Сжигая принадлежащие человеку ценные книги, вы фактически сжигаете его чувства, веру, его «я».

И если это верно по отношению к самым разным книгам, то тем более верно по отношению к Торе – Б-жественному плану жизни. Часто Тора становилась мишенью для тех, кому не давала покоя абсолютная преданность евреев Торе. Многие евреи рисковали жизнью, спасая свитки Торы из огня в горящих синагогах. Зачем? Потому что они почитали Тору не просто как книгу: это «наша жизнь и наша пища», это сама жизнь. Если вы сжигаете Тору, то по сути сжигаете мое прошлое и мое будущее. Тора – вечная связь с поколениями прошлого. Они вручили ее мне, а я вручу ее грядущим поколениям.

Понимание причины болезни помогает найти для нее лекарство: крепко держитесь Книги. Убедитесь, что вы посвящаете время изучению Торы, признаете ее значение для вашей жизни, живете в соответствии с Торой. Чаще прибегайте к ее вечной силе. В период «трех недель» мы особенно много внимания уделяем изучению Торы, по словам пророка, «Сион спасется законом, а пленники его – милосердием».

Идол был помещен в святилище

Истинный враг всегда пытается поразить соперника в самое сердце, чтобы унизить и деморализовать его. Нельзя было больше унизить и оскорбить евреев, чем поместить «целем», идола, в их святилище.

У каждого из нас в сердце и душе есть чистый уголок – самое чудесное в нашей жизни. Берегите и защищайте его. Не позволяйте никому осквернять его. После того как всё сказано и сделано, здесь – ключ к вашему спасению.

Итак, последний корень болезни – это осквернение самого родного и драгоценного.

Убедитесь, что ваше внутреннее святилище всегда остается чистым и свободным от «чужих богов».

Признав существование этих пяти корней и сконцентрировавшись на них, мы научимся распознавать самые скрытые болезни, поразившие нашу жизнь и общество.

Это всё, что касается нас. Но еще мы молим Б-га: тысячи лет наш народ страдал от этих пяти бедствий. Мы не забыли о них. Мы искали и нашли корни проблем в нашей жизни. Мы принесли цивилизацию этому миру. Мы продемонстрировали силу веры и надежды даже в самых трудных обстоятельствах.

Так сколько же нам еще придется скорбеть во время «трех недель»?

(Опубликовано в №160, август 2005)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Месяц тамуз и падение Иерусалима

Говоря о трагических событиях месяца тамуз, в первую очередь мы вспоминаем вавилонскую осаду Иерусалима в конце эпохи Первого храма. Согласно традиции, именно в этом месяце осаждавшие пробили брешь в городских стенах. Иерусалимский Талмуд сообщает: городские стены были пробиты 17 тамуза. Однако библейский рассказ об этой трагедии позволяет предположить, что к этой дате было завершено взятие города, начавшееся раньше, 9 тамуза...

Плач по тамузу

Связь летнего месяца со стихией огня непосредственна и очевидна. Тамуз — это месяц, который приходится на период летнего солнцестояния или начинается сразу после него. В этот период сила огненного светила достигает максимума. А с солнцем у Израиля, который олицетворяет совсем другое небесное светило — луна, непростые, неоднозначные отношения.

Свадьба в «три недели»

Как следует поступить благочестивому ашкеназскому еврею, если его позовут на кошерную свадьбу, назначенную на конец тамуза? Можно ли ему присутствовать на такой хупе, и если да, то можно ли слушать музыку и участвовать в танцах, без которых не обходится ни одна еврейская свадьба?