трансляция

Wales Online: Какова нынче жизнь евреев в Уэльсе?

Ху Силк 17 ноября 2017
Поделиться

Объединенная синагога Кардиффа — современный оживленный центр богослужения и общинной жизни.

В синагогальном комплексе, расположенном в фешенебельном районе города Синкоеде, проводятся 11 богослужений в неделю, а также уроки, семинары и разнообразные мероприятия. Оттуда же координируется социальная работа в общине.

Но при этом численность еврейского населения Уэльса уменьшается. Согласно переписи 2011 года, там еле‑еле нашлось 2 тыс. приверженцев иудаизма. Но это не обескураживает лидеров Объединенной синагоги в столице Уэльса — одной из всего лишь трех действующих синагог во всей стране.

Интерьер Объединенной синагоги Кардиффа

«Сложно судить по переписи, потому что далеко не все хотят ставить галочку в окошечке напротив слова “еврейский”, по самым разным причинам», — объясняет Стэнли Соффа, председатель Еврейского представительского совета Южного Уэльса.

«Одни опасаются антисемитизма и того, как будут использоваться полученные в ходе переписи цифры, другие достаточно взрослые, чтобы помнить время, когда евреи принудительно должны были отмечаться. Так что далеко не все евреи будут так идентифицировать себя в переписи. Но при этом надо признать, что еврейская община Уэльса, особенно Южного Уэльса, уменьшается. Община Ньюпорта, к примеру, уже практически не существует».

Перепись шестилетней давности показывает, что процент еврейского населения в Уэльсе в пять раз ниже, чем в Соединенном королевстве в целом.

Согласно этой переписи, две пятых евреев Уэльса, то есть 800 человек, живут в Кардиффе. На противоположном конце шкалы находятся города‑графства Блайнай‑Гвент и Мертир‑Тидвил, где проживают всего 12 последователей иудаизма.

Впрочем, вероятно, что там есть гораздо больше секулярных евреев, которые не отметились в переписи, поскольку не считают себя приверженцами еврейской религии.

«У нас живая община, и она будет таковой еще какое‑то время. Но это стареющая община. Подавляющему большинству прихожан обеих синагог давно перевалило за 50», — сказал господин Соффа.

Но Михоэл Роуз, раввин Объединенной синагоги Кардиффа, объяснил, что многие евреи в столице предпочитают не прикрепляться ни к какой синагоге. «Многие религиозные молодые люди переехали, чтобы получить лучшие возможности для соблюдения, но остались многие нерелигиозные», — объясняет рабби Роуз.

Рабби Михоэл Роуз, раввин Объединенной синагоги Кардиффа

Роуз родился в Лидсе и раньше жил в Лондоне и в Манчестере; в обоих городах находятся крупнейшие в Соединенном королевстве еврейские общины, которые продолжают бурно развиваться.

«Люди, которых интересует религиозное образование — школы и университеты, а также общественная жизнь и рестораны, такие люди отсюда уехали».

«Если Кардифф будет продолжать расти, а цены в других местах тоже будут расти, то, возможно, больше молодежи переедет в Кардифф. Динамика изменится, у нас окажется больше молодых людей, которые будут становиться все более активными, по‑своему. Сейчас община в Кардиффе очень небольшая, но преимущество этого в том, что все знают друг друга и отношения почти семейные. Все связаны друг с другом и заботятся друг о друге. И люди стараются, потому что знают, что община маленькая и что если они не сделают чего‑то, то ничего и не будет. Люди очень преданы общине и городу и участвуют во всем».

Но каково это — вести религиозный образ жизни в одной из столиц Соединенного королевства, где еврейское население составляет незначительное меньшинство?

«Проблема в том, что если вы хотите жить полноценной еврейской жизнью, если вы хотите растить детей в таком месте, где вокруг много еврейских школ, кошерных гастрономов и мясных лавок, вам в Кардиффе будет сложно, здесь далеко не все из этого доступно», — объясняет Соффа.

«У нас была пара мясных лавок, были гастрономы, овощные магазины. Но шхиты в Уэльсе нет, так что, если вы хотите кошерного мяса, вам нужно либо самому ехать в Лондон, как многие и поступают, либо заказывать доставку по телефону. В сети супермаркетов „Sainsbury’s” бывает кошерное мясо, но выбор невелик».

Социальная политика в Уэльсе зачастую не слишком согласуется с соблюдением иудаизма. Соффа добавляет: «По вопросу о донорстве органов еврейская позиция такая: отдать орган, чтобы спасти чью‑то жизнь, это величайшая мицва, которую человек может выполнить. Но многим из нас не понравилась идея согласия по умолчанию [Уэльс стал первым в Соединенном королевстве, где ввели систему донорства органов по умолчанию, или презумпцию согласия на посмертное донорство]. Противники этого решения оказались в хорошей компании с бывшим архиепископом Уэльским доктором Барри Морганом, который тоже выступал против. Возникают также проблемы со следователями, расследующими случаи предположительно насильственной смерти, и вскрытиями. У евреев и мусульман одна и та же проблема — ранние похороны. Если нужно задействовать следователя, но следователь не работает в субботу или воскресенье, а кто‑то умер в пятницу, возникают проблемы. Но мы — многоконфессиональное общество, и важно слышать голоса всех религий».

Впечатляющая синагога в Бринтирион‑Роуд. Город‑графство Мертир‑Тидвил

В прошлом месяце Соффа вместе с рабби Роузом приняли участие в памятной церемонии в кардиффской ратуше в уэльский национальный день памяти Холокоста. Подобные события показывают необходимость искоренить оставшуюся по сей день дискриминацию, в том числе антисемитизм.

На вопрос об уровне антисемитизма в Уэльсе сегодня Соффа ответил: «Я не хочу преувеличивать, но не хочу и приуменьшать. Антисемитизм присутствует в Уэльсе, как он присутствует повсюду, так же, как и исламофобия присутствует повсюду. Наше кредо в этом отношении — бдительность».

Он указал на свою кипу: «Я надеваю ее, когда прихожу на разные церемонии, но не ношу все время, и у меня нет бороды».

«А вот рабби Роуз бородат и носит шляпу. Так что какие‑то евреи заметнее других. Но важно не подвергать себя опасности. Если антисемитизм присутствует, то мы пытаемся с ним бороться разными путями, в том числе благодаря тому, что у нас хорошие отношения с местной полицией».

Рабби Роуз добавил: «Наше кладбище было осквернено, и одного человека убили 30 лет назад — одного из членов нашей общины пырнули ножом за то, что он был евреем. Так что антисемитизм вполне себе жив. И масса антисемитских проявлений встречается в интернете, и за этим не следят».

В 1870‑е — 1900‑е много еврейских иммигрантов прибыли в Уэльс с материка. Но традиционно считается, что община Кардиффа была основана в 1840‑х годах, когда маркиз Бьют выделил участок земли под еврейское кладбище.

Новая волна еврейских иммигрантов захлестнула Британию в 1930‑х, когда евреи бежали из Центральной Европы от нацистов.

Такие города как Абердэр, Мертир‑Тидвил и Тредегар могли похвастать процветающими синагогами, в то время как еврейская община Кардиффа сосредоточивалась преимущественно в доках. Значительная часть промышленного Трефореста в окрестностях Понтиприда состояла из предприятий, открытых евреями‑иммигрантами. Кардиффский театр Шермана был назван в честь своего благодетеля Гарри Шермана, сына еврейских иммигрантов.

Кардиффский театр Шермана был основан сыном еврейских иммигрантов

Хотя в целом отношения в местном обществе были мирными и гармоничными, в ходе тредегарских бунтов 1911 года многие еврейские предприятия подверглись нападениям. Уинстон Черчилль, на тот момент — министр внутренних дел, отправил в Уэльс армейские подразделения с целью восстановления порядка.

Профессор Натан Абрамс из Бангорского университета занимается исследованием еврейской диаспоры в Европе и в особенности в Уэльсе и Шотландии.

Он описывает события 1911 года как последний значительный всплеск антисемитизма в Уэльсе.

«Причины немногочисленности еврейского населения Уэльса связаны, скорее, с экономическими и религиозными факторами, чем с фактором антисемитизма», — добавил профессор Абрамс.

«Уэльс не такое привлекательное место, как другие части Соединенного королевства, где экономика сильнее, а евреи, как и все остальные, имеют тенденцию стремиться туда, где есть рабочие места. Кроме того, они тяготеют к тем городам, где есть еврейская общинная и религиозная инфраструктура — синагоги, еврейские школы, сильная еврейская община и кошерные магазины. В Уэльсе в целом этого мало, особенно если сравнивать с Лондоном, Манчестером, Глазго и северовосточной Англией. Совокупность этих факторов Уэльса, а вовсе не антисемитские предрассудки и объясняет малочисленность еврейского населения Уэльса». 

Оригинальная публикация: What is life like for Jewish people in Wales today?

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Принц Чарльз в письме 1986 года: о вине «иностранных евреев» в ближневосточном конфликте

«Турне было увлекательным, я многое узнал о Ближнем Востоке и мировосприятии арабов», — писал принц. Неправда ли, звучит как Берти Вустер от международной политики? «Я попытался почитать Коран уже на пути домой, и это помогло мне понять, как они мыслят и действуют». Эти новообретенные знания, почерпнутые из досужего чтения в полете и нескольких бесед с богатыми шейхами, помогли его королевскому высочеству постичь самую суть арабо‑израильского конфликта. «Наплыв иностранных, европейских евреев, в особенности, как они говорят, из Польши, — вот то, что спровоцировало серьезные проблемы», — писал принц своему другу.

Откуда есть пошла Декларация Бальфура

«Национальный очаг» — что это?.. государство?.. автономия?.. плита с двумя духовками: для мясного и для молочного? «В Палестине» — это где?.. — во всей Палестине?.. или в той ее части, которая определена соглашением Сайкса–Пико?.. или на территории еврейских поселений? И что понимается под «нарушением гражданских и религиозных прав нееврейских общин»? Грубо говоря, Декларация Бальфура не обещала евреям ничего конкретного. И тем не менее — помимо, а то и вразрез с желаниями ее составителей — она сыграла поистине выдающуюся роль в образовании Израиля.