Слово раввина

К Торе с любовью

Берл Лазар 6 февраля 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Первое выступление нашего Ребе было посвящено трем заповедям любви — к Б‑гу, Торе и людям. Заповедям, неразрывно связанным друг с другом и, по сути, определяющим всю нашу жизнь. Тема любви к Б‑гу была разобрана нами в январском выпуске журнала Берл Лазар. К жизни, полной любви // Лехаим. 2025. № 1. . Любовь к людям — о ней мы говорили много раз и еще будем говорить. Сегодняшняя наша тема — любовь к Торе.

Что такое любовь к Торе? Мы учим Тору, потому что любим Б‑га, который даровал ее нам. Понятно, что мы почитаем Тору, преклоняемся перед ней, стараемся жить по Торе — но наши чувства скорее можно назвать уважением, чем любовью.

Однако отношение к Торе одним уважением не исчерпывается. Мы должны любить — именно любить — все то, чего требует от нас Тора. Мы изучаем Тору не так, как другие предметы: ведь это мудрость Б‑га, а не наука, созданная человеком. И первым делом мы спрашиваем себя: почему Б‑г подарил нам Тору? И ответ ясен: чтобы нам было хорошо. Чтобы мы жили радостно. А радость — верный признак любви.

Когда мы учим Торе детей, главное, чтобы ребенок сам полюбил ее учить: ведь мы знаем, что только так учеба принесет плоды. Отсюда обычай праздновать первый день в хедере. Мама готовит вкусный торт, на котором выведены слова Торы. Когда ребенок читает буквы алфавита, отец кидает ему конфеты. А на лист бумаги с алфавитом даже намазывают мед — чтобы малыш ощутил сладость учения! Все, как учил мудрый царь Соломон: «Воспитывай отрока сообразно пути его» (Мишлей, 22:6): показывай пятилетнему ребенку, что все, связанное с Торой, сладко. И пока ребенок растет, хорошие родители всякий раз хвалят его, когда он повторяет слова Торы, делают подарки за хорошую учебу, то есть связывают изучение Торы с позитивными эмоциями.

Еще один путь воспитания любви к Торе — осознание того, что все ее слова актуальны, каждое из них понадобится в жизни, и не «когда‑нибудь», а каждодневно. Об этом говорил Алтер Ребе, когда объяснял, что выражение «жить в ногу со временем» означает «жить с недельной главой Торы»: раз все уроки Торы от Б‑га, любая ее история воздействует на нашу жизнь здесь и сейчас! Хороший учитель именно так строит каждый свой урок, объясняя актуальность изучаемого материала и его пользу для нас именно сегодня.

Помню, когда я учился в школе, меня выводили из себя уроки латыни. Ну зачем изучать мертвый язык, на котором давно ничего не пишут и не говорят? Позднее я понял, что именно из латинской грамматики выросло большинство европейских языков, и до сих пор жалею, что учитель тогда не объяснил мне этого, а потому толку от его уроков было немного. Ведь только когда человек понимает, что учеба необходима ему в жизни, он учится с удовольствием.

Известна история о том, как учил рабби Акива — в самые тяжелые дни, когда римляне грозили смертью тем, кто изучал Тору. Друзья спрашивали его, как он соглашается рисковать жизнью. А он в ответ рассказывал басню о лисице, которая пригласила рыб выйти из моря и спрятаться от рыбаков у нее в норе. «Я понимаю, что в воде мне каждый день грозят рыбацкие сети, — отвечала рыба, — но если я выйду из воды, то сразу умру, без воды мне жизни нет». Так и Тора, объяснял рабби Акива, без нее жизнь для нас невозможна!

Каждое утро мы произносим молитву «Шма»: «<…> Да будут в сердце твоем слова эти <…> и повторяй их детям твоим, и произноси их, сидя в доме твоем, и идя дорогой, и ложась, и вставая». Наши мудрецы объясняют: слово «дети» здесь означает всех «тех, кого ты учишь». То есть учитель должен быть со своими учениками все время — дома, в дороге и везде. Недаром Ребе Рашаб, пятый Любавичский Ребе, требовал каждый день минимум полчаса думать о воспитании детей — и это помимо тех часов, когда мы занимаемся их воспитанием.

В Талмуде есть история о знаменитом законоучителе Шмуэле бен Шилае. Однажды люди увидели, что он работает в саду, вместо того чтобы быть с учениками, и очень удивились. «Я 13 лет непрерывно учу, а сейчас чрезвычайные обстоятельства, надо сад убрать. Но я убираю, а мысли мои все равно об учениках», — объяснил раввин.

И похожая история уже из нашего времени: о том, как один учитель из Франции встретился с Ребе. «О чем мне лучше думать, когда перед сном я читаю молитву Шма? — спросил гость. — О том, что правильно или неправильно я сделал за день?» «Думай о своих учениках», — отвечал Ребе.

Настоящий учитель думает об учениках даже тогда, когда не сидит с ними в классе. Ученики это чувствуют и стараются на добро ответить добром, учиться больше и лучше. Если мы хотим, чтобы и дети наши учились с радостью, мы должны думать о них все время. Тогда учеба для них станет делом жизни. Недаром на нашем святом языке «заниматься изучением Торы» — это «лаасок бедиврей Тора»: здесь глагол означает занятие постоянное, непрерывное.

И последнее: если дети видят, что отец дома учит Тору, они обязательно захотят взять с него пример и полюбят это занятие.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

К жизни, полной любви

Наша любовь к Б‑гу, поднимаясь от познания даров Его, проходит в своем развитии несколько этапов. Первый — это скрытая любовь внутри нас, в основе которой лежит благодарность за то, что Б‑г нам дал и дает. Далее второй этап: любовь обретает вещественные подтверждения, мы совершаем добрые дела из любви к Б‑гу, потому что знаем, что это принесет Ему радость. И, наконец, третий этап: любовь всеобъемлющая, любовь‑пламя, когда ради святости имени Его человек готов на все, даже на самопожертвование.

Чтобы учить детей, надо учиться самому

Хасид Мендл Футерфас был брошен в ГУЛАГ за то, что учил Тору и давал еврейское воспитание детям. Он сидел в лагере с бывшими торговцами, богатыми крестьянами, которые ностальгировали по прежней жизни и жаловались, что «красные» дочиста обобрали их. «Ты один здесь улыбаешься, почему?» — недоумевали они, глядя на Футерфаса. «То, что у меня есть, — моя Тора, мои знания — никто отнять не в силах, как ни старайся», — отвечал им хасид.

«Учи сына твоего», чтобы он стал настоящим евреем

Учить Торе — это давать знания, учить заповедям — вырабатывать манеру поведения: привычку носить кипу для мальчика, привычку зажигать субботние свечи для девочки... Если при изучении Торы у ребенка активно работает разум, он учится понимать, то привычка соблюдать заповеди приходит постепенно, с каждодневной практикой. На этот счет есть поучение из Талмуда: «Взрослые должны обучать детей всему, что они сами соблюдают, а дети воспринимают по их возможности».