Послания Любавичского Ребе

Ваишлах. «И отправил»

Текст подготовил Довид Карпов 4 декабря 2020
Поделиться

«И послал Яаков ангелов перед собой…» 

(Брейшит, 32:4)

 

ИСТИННЫЙ ПОСЛАННИК

В последние дни и часы своего земного существования душа праведника вспыхивает, как свеча, перед тем, как погаснуть. И в этом всполохе высвечивается весь его земной путь, вся жизнь и служение. Хотя и после кончины ее присутствие в нашем мире ощущается в не меньшей степени, чем при жизни.

19 Кислева в 1772 году (5533 год от Сотворения мира), как раз, когда изучали главу «Ваишлах», покинула этот мир святая душа одного из великих учителей нашего народа — рабби Дов-Бера, проповедника, или магида из Межеричей «Магид». Буквально — «проповедник», тот, кто поучает. Во времена Алтер Ребе так было принято называть духовных наставников и лидеров общины. — ученика и преемника святого рабби Баал-Шем-Това. В последнюю свою Субботу в этом мире, предчувствуя близкий конец, он прощался с учениками. Среди них находился и его любимый ученик — Алтер Ребе, которому предстояло возглавить хасидское движение после своего учителя. Комментируя слова этой главы, Магид из Межеричей дал свое толкование. Начальная фраза главы «И отправил Яаков перед собой вестников» вызывает большие споры. Кого отправил Яаков: просто обычных вестников, или на самом деле ангелов, пусть и в человеческом обличье? В комментариях РАШИ сказано, что это были «настоящие ангелы», а Межеричский Магид добавляет, что лишь телесную сущность ангелов отправил Яаков к Эсаву. В то время как их духовная сущность осталась с Яаковом.

 

ВСЕЙ ДУШОЙ И ВСЕМ ТЕЛОМ

Действительно, слово «ангел» (малах), т.е. «посланник» или «вестник», употребляется в ТаНаХе в двух смыслах: просто посланник и Божий посланник, т.е. «ангел». То, что Яаков послал к своему брату именно ангелов — «духовных посланников», а не своих слуг, объясняется тем, что он намеревался таким способом повлиять на Эсава и исправить его порочную натуру. Что, в таком случае, означает уточнение, что Яаков послал именно «существенное», «телесное», что есть в ангелах? Ангел — существо, безусловно, духовное. И хотя еврейская религиозная философия считает, что ангел обладает также и духовным «телом», разделить душу и тело невозможно. Так же, как невозможно отделить душу от тела у животного или человека, не нарушив при этом его естественное существование. Утверждая, что только телесная оболочка ангелов отправилась к Эсаву, а их душа осталась с Яаковом, проповедник из Межиричей учит нас, каким должен быть истинный «посланник» — «шалиах», таким, как ангелы, отправленные Яаковом.

 

ТОЛЬКО ВОЛЕЮ ПОСЛАВШЕГО МЕНЯ

Посланник не принадлежит себе, он представляет того, кто его послал, как сказано: «Посланник человека — как будто сам человек». Это высказывание несет, прежде всего, юридический смысл: такой посланник является уполномоченным, может совершать сделки или заключать договоры от имени другого лица. Тем не менее, в этой формуле присутствует также и духовный смысл, поскольку силы, необходимые для выполнения возложенной на него миссии, он получает от своего учителя, того, кто его уполномочил и дал поручение, как сказано: «Посланник действует за счет полномочий (и сил), данных ему поручителем». При этом физически вестник может оказаться очень далеко от уполномочившего его лица, там, где предстоит выполнить данное ему поручение. Но, находясь даже на другом конце земли, он должен постоянно сохранять духовную связь со своим учителем. Тело его может находиться где угодно, но душа — рядом с Ребе. (И уж конечно, не наоборот, как это иногда бывает).

«Посланник» — понятие в иудаизме универсальное, на все времена. Начиная с эпохи патриархов, когда Яаков-Авину направил ангелов к Эсаву, чтобы исправить его, и до прихода Мошиаха, когда процесс исправления этого мира будет полностью завершен. Каждая еврейская душа, осознает она это или нет, является «посланником» в нашем мире, и ее миссия здесь состоит в том, чтобы изменить и исправить свое животное начало и окружающий мир и сделать его «пригодным» и достойным Творца. Но при этом еврей должен помнить, что «только тела наши ушли в Изгнание и находятся под властью народов, наши души неподвластны царям и правителям, но принадлежат и подчиняются только Всевышнему».

 

НАША МИССИЯ — НАШ «ШЛИХУТ»

Как известно (и в частности, по свидетельству других учеников Межеричского Магида), именно Алтер Ребе был самым близким и любимым его учеником, которого он прочил в свои преемники. По выражению рабби Леви-Ицхака из Бердичева (Бердичевского Раввина): «Мы все ели из одной миски, т.е. учились у одного учителя. Но этому «литваку» (Алтер Ребе был родом из области, близкой к Литве) всегда доставались лучшие куски». В этих словах не столько зависть, сколько уважение и восхищение будущим свояком.

Эта внутренняя связь между учителем и учеником, Ребе и его преемником, проявилась в самой дате: 19 Кислева. Душа Межеричского Магида завершила свою миссию в этом мире и покинула его 19 Кислева. Пройдет четверть века, и 19 Кислева выйдет на свободу из заточения в Петропавловской крепости его ученик — Алтер Ребе. И вместе с ним вырвется на свободу и начнет стремительно распространяться по просторам России его учение — хасидизм. В соответствии с духовным завещанием их общего учителя — Баал-Шем-Това: «Мошиах придет, когда источники твоего учения распространятся наружу». Для этого надо вслед за Яаковом найти в себе веру и мужество, чтобы отправиться «посланником» в опасный и враждебный «внешний» мир — «Харан».

 

ЦАРСКИЙ СЫН И СПАСИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО

Эта внутренняя духовная связь между учителем и учеником и, что не менее важно, будущим преемником, обнаружила себя в известном эпизоде, когда Межеричский Магид «послал вперед себя» своего лучшего ученика. Это была эпоха становления хасидского движения, когда не было единства, и для многих было вовсе не очевидно, что на самом деле следует так активно распространять «источники наружу»: раскрывать сокровенные тайны мудрости Торы.

Даже среди хасидских учителей были и противники, которые искренне считали, что не следует заходить за грань и вовсе не следует больше, чем дозволено из тайного учения открывать многим. Говоря словами предыдущей главы, «лишь до этого холма», не далее. Однажды, в подтверждение своих слов, один из оппонентов принес лист рукописи, содержащий слова учения, который он обнаружил в неподобающем месте, в грязи. В этом он увидел знак и предостережение свыше. «Вот, что вы делаете, — с упреком обратился он к учителю, — вы втаптываете в грязь святые слова Божественной мудрости».

Все присутствующие были ошеломлены, даже Межеричский Магид не сразу нашел, что возразить. И тут вперед вышел самый младший из учеников — Алтер Ребе, хотя еврейская религиозная традиция и порицает того, кто говорит в присутствии учителя. Но это был особый случай, когда сам учитель оказался в замешательстве. Видя это, Алтер Ребе рассказал знаменитую притчу о царском сыне, который тяжело заболел, так, что уже не мог принимать пищу. Все самые известные и именитые лекари, которых царь пригласил к своему сыну со всего света, отчаялись вылечить его. Царский сын слабел и угасал на глазах. И тут неожиданно свои услуги предложил некий бродячий мудрец. Он взялся помочь царскому сыну, но при одном условии: для этого ему понадобился драгоценный камень из царской короны, равного которому не было в целом мире. Царь должен был пожертвовать этим бесценным сокровищем, украшением царской короны, ради спасения сына, хотя сам лекарь при этом не гарантировал излечения.

Царь долго думал, но, в конце концов, согласился: какой смысл иметь царство и даже все богатства мира, если у него не будет наследника? Тогда мудрец взял этот драгоценный камень, растер его в порошок, после чего приготовил лекарство и попытался напоить больного. А к тому времени царскому сыну было тяжело даже глотать. Но все же мудрец решил попытать счастья: он плеснул снадобье в рот больному. И хотя большая часть пролилась на землю, все же оставалась надежда, что, может быть, хотя бы несколько капель все же попадут в рот и окажут свое целебное действие.

Этой притчей Алтер Ребе хотел пояснить простую мысль: даже самые сокровенные мудрости Торы (царская корона), не жаль для спасения царского сына — еврейского народа, — который находился в тот момент в полуобморочном состоянии. Драгоценный камень в этой притче и есть хасидская философия, а бродячий мудрец — сам Баал-Шем-Тов, основатель хасидского движения.

Этот пример оказался самым убедительным аргументом, а будущее подтвердило правоту Алтер Ребе. А после кончины своего учителя именно Алтер Ребе возглавил движение.

В наше время «посланник» — понятие не только и не столько географическое. «Снаружи» — вне традиции и еврейства, может оказаться другой еврей, который живет рядом с тобой. 

 

В ДОРОГЕ…

Однажды Баал-Шем-Тов попросил одного сельского еврея заехать в Межеричи и передать привет его ученику и последователю, раввину и гаону, рабби Дов-Беру — будущему преемнику Баал-Шем-Това, великому Межеричскому Магиду.

Наш еврей честно отправился выполнять поручение своего учителя. Он долго плутал по улочкам города, пока в самом захолустье не обнаружил покосившуюся избу. Когда он вошел, у него потемнело в глазах и защемило сердце от той беспросветной бедности и убогости, которая смотрела на него из каждого угла. В середине практически пустой комнаты на бревне сидел сам рабби Дов-Бер и при слабом свете свечного огарка учил Тору.

Посланник передал ему привет, попрощался и повернулся, чтобы уйти. Но разве еврей может уйти просто так? Поэтому, покрутившись в дверях, он все-таки не выдержал и сказал: «Извините, Ребе! Конечно, я далеко не богач. Но если вы заглянете когда-нибудь ко мне домой, так у меня, слава Б-гу, будет стул, чтобы предложить гостю, и стол, чтобы его угостить. И лампа, и кровать для детей, и все такое прочее…»

«Конечно, вы правы, — откликнулся праведник, — дома — это совсем другое дело… Но здесь, в этом мире, мы пока находимся в дороге…»

 

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», №365)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Двар Тора. Ваишлах: Яаков и Эсав с точки зрения советского раввина

Что рассказывал раввин в советской Москве о встрече Яакова и Эсава? Какие опасности ожидали Яакова по возвращении на Родину? И о каком адресе еврейского народа должны были знать евреи в СССР? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин пересказывает комментарии раввина Носона Олевского к недельной главе Ваишлах.

Недельная глава «Ваишлах». Будь собой

Покуда Яаков хотел быть Эсавом, между ними были напряженность, конфликт и соперничество. Но в ту ночь, готовясь к новой встрече с Эсавом после двадцати двух лет отсутствия дома, Яаков вступает в борьбу с самим собой; в итоге он сбрасывает личину Эсава — того, кем он хотел быть все эти годы. И это важнейший момент в жизни Яакова. Отныне он вполне удовлетворен, став самим собой. Только когда мы перестаем хотеть быть кем‑то иным, мы можем жить в мире и согласии с собой и миром.

Ваишлах: дома все иначе

Рассказывают, что Межеричский Магид в юности жил в чрезвычайной бедности. Однажды к нему явился богатый еврей, присланный Баал‑Шем‑Товом. Потрясенный увиденным, он сказал праведнику: «Как вы можете так жить? Вот у меня дома мягкая мебель, хорошая еда». Магид заметил: «Это ведь у вас дома, дома все иначе. Мы сейчас не дома, мы в дороге». Все материальные блага этого мира являлись для него временной суетой, домом для него были Тора и заповеди. Это и есть настоящая подготовка к освобождению.