Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Три колодца

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 20 ноября 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

[После того как они поселились в долине], рабы Ицхака копали в долине и нашли там колодец с ключевой водой.
(БЕРЕШИТ, 26:19)

Но пастухи Грара стали спорить с пастухами Ицхака, говоря: «[это] наша вода!» поскольку они ссорились с ним, [Ицхак] назвал этот колодец «Эсек» [«Ссора»].
(БЕРЕШИТ, 26:20)

Выкопали [рабы Ицхака] другой колодец; из-за него [рабы] тоже спорили, и [Ицхак] назвал его «Ситна» [«Распря»].
(БЕРЕШИТ, 26:21)

Уходя оттуда, он вырыл другой колодец, из-за которого уже не спорили, и назвал его «Реховот» [«Просторы»], сказав: «наконец‑то Господь даровал нам простор [ирхив]. Мы размножимся в этой стране!»
(БЕРЕШИТ, 26:22)

 

ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Зачем Тора рассказывает нам, что Ицхак вырыл три колодца? (стихи 19–22)

Рамбан: Этот рассказ не выглядит значимым, если понимать его буквально. Однако в нем присутствует скрытый смысл: три колодца — это намек на три святых Храма. Название первого колодца Эсек («Ссора») отсылает к Первому храму, вокруг которого среди народов было много раздоров, разногласий и войн — до тех пор, пока он не был разрушен. Название второго колодца Ситнa («Распря») указывает на Второй храм (см. Эзра, 4:6). Третий колодец — Реховoт («Просторы») — намек на Третий храм, который будет возведен без склок и ссор, и Бог расширит наши границы вскоре, в наши дни.

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Искры хасидизма

Согласно мнению Рамбана, три колодца, выкопанные Ицхаком, — аллюзия на три Храма. Аналогия с рытьем колодца очень точно описывает процесс строительства Храма: все начинается с интенсивных физических усилий. Затем следует заполнение водой, что не требует от строителей дополнительных усилий: вода сама поднимается в колодце. Так же и со строительством Храма. Сначала от людей требуются огромные усилия, но потом без дополнительных усилий в Храме начинает пребывать Шхина (Божественное присутствие), ради чего Храм и строят.

Однако в случае с Третьим храмом аналогия хромает. Согласно книге Зоѓар (III, 221а), он будет построен Богом, а не людьми. На первый взгляд сделанное Рамбаном сравнение третьего колодца с Третьим храмом неуместно. Но и Зоѓар считает, что без человеческих усилий Третий храм не возвести. Только потребуется не физическая работа с камнями и известковым раствором, а самоотверженное, алогичное соблюдение заповедей всем еврейским народом вопреки тяготам изгнания. И совокупный эффект от этих действий описывается в книге Зоѓар как «здание, созданное Богом», хотя на деле оно создано из особого вида материи — мицвот, исполненных из простого чувства повиновения Всевышнему. И поэтому эти мицвот — вечны.

(На основе Ликутей сихот. Т. 30. С. 116 и далее.)

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: «Калев успокоил народ…»

Из этого Калев сразу понял, что разведчики исказили приоритеты. Моше сначала сказал об усилии (завоевании) и только потом о награде (плодах Земли), но разведчиков в первую очередь интересовала награда, поэтому вначале они сделали упор на качестве земли. Заметив это, Калев немедленно «успокоил народ», поскольку понимал: акцентирование на награде приведет людей к раздумьям — стоит ли вообще усилий это завоевание, и вскоре подобные размышления могут подтолкнуть их к полномасштабному мятежу

«Хумаш Коль Менахем»: Вопль Сдома

Несмотря на то что жители Сдома нарушили все семь заповедей Ноаха, основным их грехом, за который они были уничтожены, стало отсутствие милосердия. Рамбам прямо пишет о том, что благотворительность — не мицва, обязательная для неевреев. Согласно Рамбаму, Сдом был наказан не за отказ всех жителей давать милостыню, но за то, что они в массе своей выступали против раздачи милостыни другими

«Хумаш Коль Менахем»: Тшува Агари

Возможно ли, чтобы Агарь, прожив в подобной среде многие годы, «обратилась к идолам своего отца», когда покинула дом Авраѓама? Даже Ишмаэль, который сначала отклонился от пути Авраѓама, в конце концов совершил тшуву. Получается, Агарь тоже пришлось совершить тшуву — однако где же намек на это в самой Торе?