Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Предостережение Яакова

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 18 декабря 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

Яаков увидел [с помощью Божественного откровения] что в Египте есть хлеб. «Зачем вы делаете вид [что у нас все еще есть зерно]?» — сказал Яаков своим сыновьям..
(БЕРЕШИТ, 42:1)

 

ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Какое замечание сделал Яаков сыновьям? (стих 1)

Раши: [Он им сказал]: «Зачем перед сынами Ишмаэля и Эсава вы показываете, что сыты?» В то время у них еще оставался хлеб.

Рамбан: Сыновей ишмаэлитов и сыновей Эсава не было в земле Ханаан в то время, почему же Яаков сказал сыновьям «не делать вид» перед ними? Возможно, ишмаэлиты и сыновья Эсава проходили через Ханаан, направляясь в Египет за зерном. Поэтому Яаков обеспокоился: если проявится, что у его семьи есть зерно, родственники придут к нему домой есть его пищу.

Мизрахи: Объяснение Рамбана несостоятельно, так как путь из земли Эдома (где жила семья Эсава) в Египет — прямой, можно и не идти через землю Ханаан. Причина могла заключаться в том, что у местных жителей тоже имелось зерно, поэтому незачем было делать вид, что у семьи Яакова оно тоже есть. Вот Яаков и спросил сыновей: «Зачем вы делаете вид?»

Нахалат Яаков: Как может Мизрахи утверждать, что у жителей Ханаана тоже было зерно, когда Тора прямо говорит в предыдущем стихе: «[Жители] из всех стран приходили в Египет, к Йосефу, покупать [хлеб], ведь голод становился все сильнее по всей земле»? Ясно, что у жителей Ханаана зерна не имелось, но Яаков не боялся их, зная, что они были устрашены массовой расправой в Шхеме.

Маѓарша: Никто из комментаторов не объясняет, почему сыны Ишмаэля и Эсава должны были завидовать семье Яакова больше, чем народы Аммона и Моава? Но зависть, о которой здесь идет речь, может возникнуть только между близкими родственниками, ведь предполагается, что человек позаботится о брате своем в час страданий. И Яаков опасался зависти только со стороны потомков Авраѓама и Ицхака (Хидушей агадот, Таанит, 11б).

Кли якар: Дети Эсава ненавидели Яакова за то, что он получил благословения от Ицхака. Дети Ишмаэля, со своей стороны, возмущались, что Авраѓам отдавал предпочтение Ицхаку. Поэтому Яаков сказал сыновьям, что их надо опасаться особенно.

Рашбам: Яаков боялся зависти людей в целом [не только со стороны ишмаэлитов и детей Эсава].

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Предостережение Яакова (стих 1)

Почему Раши не согласился с объяснением Рашбама буквального смысла стиха — когда сыновья Яакова делали вид, что у них есть зерно, Яаков испугался зависти, которую может это вызвать со стороны всех сопредельных народов, переживающих голод? На основании чего Раши сделал вывод, что зависть будет исходить именно от сынов Ишмаэля и Эсава (об этом спрашивает и Рамбан)? С объяснением Рамбана на этот счет согласиться трудно, даже без возражения Мизрахи, так как: а) он лишь объясняет, почему только ишмаэлиты и сыны Эсава завидовали Яакову, но не говорит о том, почему не завидовали окружающие — голодающие жители Ханаана; б) если у Яакова все еще было зерно, трудно представить, что Яаков активно пытался избежать выполнения мицвы приветствия гостей.

Объяснение Мизрахи опровергли Нахалат Яаков и Маѓарша.

Трудно согласиться с аргументом Маѓарша, что согласно прямому смыслу стиха только близкие родственники несут ответственность друг за друга в час беды, поскольку предполагается, что в это время человек должен позаботиться о соседе так же, как и о родственнике (см. комментарий Раши к 7:7). В любом случае Раши не упоминает об этом аргументе, и неразумно полагать, что он ждет от читателя самостоятельного понимания в этом вопросе.

Утверждение Кли якар, что семьи Ишмаэля и Эсава питали к Яакову особую ненависть, вполне может соответствовать истине, но оно не объясняет, почему Яаков не должен был бояться своих соседей, которые голодали и поэтому, безусловно, тоже завидовали ему, видя, что у него есть зерно.

 

Объяснение

Чтобы решить вышеупомянутую проблему, рассмотрим следующий очевидный вопрос, оставленный Раши без ответа: если голодали все народы и голод коснулся даже людей с достатком (см. 41:56), каким образом у Яакова и его семьи могло остаться зерно?

Раши не толкует это, так как считает, что для изучающего Тору, который помнит о процветании патриархов в голодные времена, ответ очевиден. Мы читаем про Ицхака: «Ицхак посеял [хлеб] на той земле [которая не была такой плодородной, как основная часть Земли Израиля] и получил в тот год сторицей — Господь благословил его. Этот человек стал велик…» (26:12–13).

Следовательно, не нужно удивляться тому, что Яаков процветал даже во времена голода. Патриархи были набожными, благочестивыми людьми, верившими в Создателя, и Он всегда поддерживал их. Заметим, что это не объясняет полностью ситуацию с наличием у Яакова зерна, ведь и Авраѓам, и Ицхак в свое время вынуждены были покинуть дом из-за голода. Почему же Яаков продолжал жить на своей земле в голодное время и никуда не ушел?

Однако Раши ответил на этот вопрос ранее, объяснив, почему Бог послал голод на землю Ханаана в дни Авраѓама: «Чтобы испытать его: не усомнится ли он в словах Бога, Который велел ему идти в землю Ханаана, а теперь вынуждает ее покинуть» (12:10).

Другими словами, Авраѓаму, в сущности, вовсе не было нужды покидать Землю Израиля во время голода — Бог мог поддержать его и там. Переселение было связано только с испытанием свыше.

Схожая ситуация и у Ицхака: Бог, безусловно, мог его поддержать во время голода без того, чтобы Ицхак куда‑то перемещался. Божий замысел, стоящий за переходом Ицхака в Грар, преследовал иную цель: возможно, его испытывали так же, как Авраѓама. Таким образом, изучающий Тору нисколько не удивится тому, что у Яакова был хлеб, в то время как его соседи голодали: ведь он — потомок Авраѓама и Ицхака! Но, дойдя до нашего стиха, он может задаться вопросом: почему сыновья Яакова порождали у их отца беспокойство, всем своим видом показывая местным жителям, что у их семьи еще есть зерно?

Разумеется, неевреи были осведомлены о не имеющем аналогов благословении, которое получили в голодные годы и Авраѓам, и Ицхак. Почему люди должны были удивиться, что у Яакова, как у его отца и деда, во время голода имеется зерно? Раши объясняет, что беспокойство Яакова относилось только к сынам Ишмаэля и сынам Эсава — те также являлись потомками Авраѓама и Ицхака и сейчас неизбежно сравнили бы свое положение с положением Яакова.

Основным поводом для тревоги Яакова было его знание о том, что Авраѓам и Ицхак во время голода переселялись на другие территории по второстепенным причинам (в качестве прохождения испытания). Ишмаэлиты и сыновья Эсава об этом не ведали. Они, помня, как голод вынуждал патриархов идти в Египет, чтобы прокормиться, предполагали, что и Яаков будет вынужден переселиться из-за голода, как когда‑то сделали Авраѓам и Ицхак.

И Яаков делает сыновьям замечание: «Почему вы показываете ишмаэлитам и сыновьям Эсава, как будто у вас полно зерна?» Если они узнают, что у Яакова еще имеется зерно и голод не вынуждает его отправляться в Египет, они удивятся: «Даже наши отцы, Авраам и Ицхак, были вынуждены переселяться во время голода. Как же получилось, что Яакову это делать не нужно, потому что у него есть зерно?!» Поскольку Яаков опасался, что это недовольство и критика могут вызвать против него и его семьи небесное обвинение (вынуждая его переселиться), он велел сыновьям скрывать от ишмаэлитов и сыновей Эсава наличие у семьи зерна. Другими словами: несмотря на то что сыновья Яакова демонстрировали в высшей степени замечательные качества — они доверяли Богу, Который поддержит их во время голода, и распространяли свою веру среди других, — в данном конкретном случае Яаков считал, что поступать так неразумно.

(На основе «Беседы» на исходе субботы Хануки, 5741; Ликутей сихот. Т. 30. С. 190
и далее.)

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организорганизаций в Израиле.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: Как мог Яаков жениться на двух сестрах?

Хотя из Торы ясно, что обманывать другого человека запрещено, в кодексе Ноаха этот запрет прямо не упоминается. На каком основании он был введен? Предположительно народы добавили к этому кодексу, состоящему из семи мицвот (заповедей), дополнительные запреты, ставшие общепризнанными и обретшие статус законов

«Хумаш Коль Менахем»: Почему Яаков послал ангелов, в прямом смысле этого слова?

Когда еврей вовлечен в дела материального мира, он должен, выражаясь метафорически, посылать «ангелов» или «посланцев» — то есть использовать свое «шестое чувство», чтобы определить, могут ли его физические действия сыграть пагубную роль для его духовного здоровья; спрашивать себя: смогу ли я направить данное физическое стремление к более высокой цели? Но даже и в таком случае не следует вкладывать «душу» — свои чувства и способности — в физические материи

«Хумаш Коль Менахем»: Почему Йосеф рассказал свои сны?

Увидев, что они «возненавидели его еще сильнее», Йосеф все равно стоит на своем и рассказывает братьям другой вызывающий сон: «Солнце, Луна и одиннадцать звезд поклонились мне». Даже вслед за этим Йосеф не останавливается, рассказывает сон в третий раз, в присутствии отца и братьев. Какую цель он преследовал и преследовал ли какую-нибудь?