«Хумаш Коль Менахем»: Почему Яаков послал ангелов, в прямом смысле этого слова?
В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание — «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».
Яаков отправил перед собой посланников к своему брату Эсаву — в страну Сеир, в поля Эдома.
(БЕРЕШИТ, 32:4)
ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
Какого рода «посланники» Яаковом к Эсаву? (стих 4)
Раши: Он послал ангелов в прямом смысле.
Мидраш: Он отправил людей-посланников. Мудрецы же говорили: ангелов в прямом смысле.
Мизрахи: Поскольку в конце предыдущей главы говорилось о встрече Яакова с ангелами, Раши поддержал мнение мудрецов: Яаков послал настоящих ангелов; так согласуются начало нашей главы и конец предшествующей главы — и здесь, и там говорится об ангелах.
Левуш ѓа-ора: Яаков послал Эсаву настоящих ангелов, чтобы устрашить его. Он подумал: «Эсав задастся вопросом: “Неужели мой брат так силен, что множество ангелов находится под его надзором?! Наверняка я не смогу одолеть его!”».
ТОРАТ МЕНАХЕМ
Почему Яаков послал ангелов, в прямом смысле этого слова? (стих 4)
Мидраш приводит два мнения: Яаков мог отправить людей-посланцев, чтобы сообщить Эсаву о своем прибытии, или же он послал настоящих ангелов. Раши приходит к заключению, что Тору здесь надо понимать согласно буквальному смыслу стиха: Яаков послал ангелов. По разъяснению Мизрахи, Раши вывел это из того, что начало нашей главы и конец предыдущей главы связаны: поскольку в конце предыдущей главы говорится о настоящих ангелах: «А Яаков пошел своей дорогой, и встретили его ангелы Божьи (Земли Израиля, чтобы препроводить туда)» (32:2), — то и в нашей главе слово מלַאְכָיִם должно быть переведено не как «посланцы» (люди), но как «ангелы».
Это объяснение Мизрахи порождает две проблемы.
1) В предыдущей главе Тора говорит о מַלאְכֲיֵ אלֱהֹיִם (ангелах Божьих). В нашей же главе — просто о מלַאְכָיִם (ангелах). Можно предположить, что разные названия говорят о разных сущностях.
2) В самой Торе нет никаких указаний на связь между окончанием предшествующей главы и началом нашей главы. Если бы между ними существовала связь, Тора сказала бы: «Яаков послал перед собой некоторых из тех ангелов».
Левуш ѓа-ора утверждает: Яаков послал к Эсаву ангелов, дабы устрашить его: мол, Эсав должен оказаться под глубоким впечатлением от того, что даже ангелы действуют по указанию Яакова. Однако комментарий Раши ниже противоречит данному утверждению: фразу «Я вижу тебя, как видят [ангела] Божьего» (33:10), сказанную Яаковом в адрес Эсава, Раши комментирует так: «“Тебе полагается и по твоему достоинству подобает принять этот дар от меня, так как я видел твое лицо. А [для меня] это подобно тому, как если бы я видел лицо ангела, поскольку я [действительно] видел твоего ангела-хранителя!’’… А зачем [Яаков] упомянул о том, что видел ангела? Чтобы [Эсав] испугался его и сказал: “Он видел моего ангела и спасся. Отныне мне его не одолеть!’’» Но если Яаков уже посылал ангелов к Эсаву в самом начале главы, с тем чтобы его устрашить (как предполагает Левуш ѓа-ора), что добавляет к этому позднейшее замечание Яакова о том, что он видел ангела? Эсав наверняка уже знал, что ангелы взаимодействовали с Яаковом, поскольку дар Яакова прибыл в сопровождении ангелов! Видимо, согласно мнению Раши, ангелы-дароносцы должны были предстать перед Эсавом в виде людей, иначе фраза Яакова, сказанная Эсаву позже (о его встрече с ангелом), кажется произнесенной не к месту.
Отсюда следует еще один вопрос: что заставило Раши написать «Он [Яаков] послал к Эсаву ангелов в прямом смысле», если выясняется, что внешне они были похожи на людей?
Объяснение
Ранее, комментируя стих «Эсав вернулся из полей уставший» (25:29), Раши пишет: «Он устал убивать». Когда Эсав узнал, что Яаков забрал предназначенные ему, Эсаву, благословения, он подумал: «Скоро наступят дни траура по отцу, а потом я убью моего брата Яакова!» (27:41) Эсав был убийцей, и все еще оставалась вероятность, что он и сейчас, спустя двадцать лет, таит обиду на Яакова. Раши беспокоил вопрос: мог ли Яаков послать гонцов к Эсаву, если была вероятность, что их убьют на месте? Да, Яаков получил весть о том, что можно возвращаться домой (см. выше, 31:1), но ведь в случае угрозы для жизни требуется принять все возможные меры предосторожности!
Искры хасидизма
Между дарованием Торы и окончательным Избавлением необходимо совершить два вида «духовного возвышения». Требуется:
а) духовно возвысить физические объекты — путем использования их в святых целях. Это возвышение достигается исполнением заповедей (мицвот), а также тем, что нерелигиозные деяния «посвящают небесам»;
б) духовно возвысить неевреев, что приведет к эпохе, когда «изменю Я язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали Имя Господа, чтобы служили Ему единодушно» (Цфанья, 3:9).
В жизни Яакова также присутствовали эти два этапа. Находясь в доме Лавана, он соблюдал 613 заповедей (см. Раши к стиху 5), что соответствует пункту «а» (выше). Затем Яаков попытался «духовно возвысить» Эсава, воплотившего в себе черты нееврейских народов, послав ему ангелов, дары и слова примирения — это соответствует пункту «б» (выше). Только тогда духовная миссия Яакова была завершена, что позволило ему вернуться в дом своего отца в Земле Израиля — это возвращение соответствует истинному и полному избавлению.
(На основе «Субботних бесед» в недели чтения разделов Ваишлах, 5751 г., Вайеце, 5752 г.)
Напутствие
Раши пишет, что Яаков послал Эсаву ангелов в прямом смысле (малахим мамаш). Магид из Межерича учил: Яаков послал Эсаву мамаш ангелов, ангельские «тела», ангельские же «души» остались подле него.
Разумеется, это не означает, что Яаков каким‑либо образом разделил ангелов на «тело» и «душу». Магид хочет сказать, что даже после того, как ангелы были отправлены «на задание», они остались полностью верны Яакову — их «души» были с ним. Для нас урок здесь заключается в том, что, когда еврей вовлечен в дела материального мира, он должен, выражаясь метафорически, посылать «ангелов» или «посланцев» — то есть использовать свое «шестое чувство», чтобы определить, могут ли его физические действия сыграть пагубную роль для его духовного здоровья; спрашивать себя: смогу ли я направить данное физическое стремление к более высокой цели? Но даже и в таком случае не следует вкладывать «душу» — свои чувства и способности — в физические материи. Пусть для материальных занятий и используется «тело» чувств (мамаш), подлинный энтузиазм еврея — «душу» его чувств — следует приберегать только для занятий духовных.
(На основе Ликутей сихот. Т. 5. С. 392 и далее. Т. 10. С. 101.)

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организорганизаций в Израиле.
«Хумаш Коль Менахем»: Говорящая ослица Бильама
«Хумаш Коль Менахем»: Выберите жизнь!
