Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Когда приносят благодарственную жертву?

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 10 апреля 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

Если кто-нибудь приносит ее в благодарность, то пусть вместе с этой благодарственной жертвой принесет [десять] пресных хлебов, пропитанных оливковым маслом, [десять] пресных лепешек, смазанных оливковым маслом, и [десять пресных] хлебов, приготовленных из муки тонкого помола [и затем обваренных] и пропитанных оливковым маслом, [которое добавляют после варки].(ВАИКРА, 7:12)

 

ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Когда приносят благодарственную жертву? (стих 12)

Раши: [Эту жертву приносит человек] в благодарность за случившееся с ним чудо. Например, [благополучно возвратившийся] из путешествия по морю, из пустыни, из тюрьмы, а также излечившийся от болезни должен благодарить [Всевышнего], как сказано: «Будут благодарить Господа за милость и непостижимые чудеса, [явленные] людям, и будут приносить благодарственные жертвы…» (Теѓилим, 107:21–22).

Тосафот: В Теѓилим последовательность следующая: 1) путешествие по пустыне (там же, 4–9), 2) тюремное заключение (там же, 10–16), 3) болезнь (там же, 17–22), 4) путешествие по морю (там же, 23–31), т. е. согласно степени опасности, где на первом месте — наиболее опасное предприятие.

Однако в Талмуде последовательность иная: 1) путешествие по морю, 2) путешествие по пустыне, 3) болезнь, 4) тюремное заключение, т. е. согласно степени распространенности, где на первом месте — наиболее распространенное предприятие (Брахот, 54б).

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Благодарственные жертвы (стих 12)

Четыре категории чудесного спасения, после которого требуется принести благодарственные жертвы, записаны в Теѓилим в ином порядке, нежели в Талмуде. Тосафот поясняют: в Теѓилим критерием является степень опасности, тогда как критерий Талмуда — степень распространенности. Однако ни выбор Теѓилим, ни выбор Талмуда не привлекли Раши — он предложил еще одну последовательность. Почему? И почему примеры из первых трех категорий Раши приводит во множественном числе, а последний пример категории (выздоровление от болезни) — в единственном?

Объяснение

При обучении человека законам, связанным с определенными событиями, будет логично вначале описать события, которые ученик пережил сам. Поэтому, когда Моше учил еврейский народ законам благодарственной жертвы за происходящие с человеком чудеса, мы можем предположить, что он сначала рассказал им о чудесах, которые люди пережили, в том порядке, в котором эти чудеса происходили.

На уровне простого смысла Тора обращается непосредственно к поколению, покинувшему Египет. Поэтому Раши перечислил четыре случая, требующих благодарственного приношения, в том порядке, в котором они произошли с этим поколением:

1. Они совершили морское путешествие, т. е. пересекли Тростниковое море.

2. Затем они путешествовали по пустыне. (До того как море разошлось, они «расположились станом в Этаме, на краю пустыни» (Шмот, 13:20), но это нельзя назвать «путешествием по пустыне».)

3. Они были «заточены» в пустыне на сорок лет, когда было постановлено, что только их дети смогут войти в Землю Израиля.

4. Случаи из четвертой категории — примером которой является выздоровевший больной — в этот период не происходили с еврейским народом, поэтому Моше привел их последними. Раши, дабы подчеркнуть это различие, написал о случаях из первых трех категорий во множественном числе, поскольку они относятся к тому, что пережили все представители народа; а о последнем случае, который был для них нехарактерен, он говорит в единственном числе.

(Основано на «Субботней беседе» в неделю чтения раздела Цав 5728 г.; Ликутей сихот. Т. 12. С. 20 и далее.)

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Благодарственная жертва. Недельная глава «Цав»

Да, страдания евреев имели место. Но будь в их жизни только лишь страдания, евреи не поступали бы так, как поступали в большинстве своем, — не передавали бы детям свою идентичность в качестве самого драгоценного наследства. Быть евреем — значит испытывать чувство благодарности, считать, что жизнь как таковая — это дар, преодолевать страдания и при этом не мнить себя прирожденным страдальцем, а помогать надежде взять верх над страхом

Сефер га-хинух. Книга наставления. Заповедь ежедневно зажигать на жертвеннике огонь

Речь идет об одной из четырех стихий, образующих человеческую природу. Огонь — главная из них, то, что движет человеком, дает ему крепость и силу свершений. Потому огонь больше других стихий нуждается в благословении свыше. Благословение несет в себе совершенство абсолютной полноты, не ведающей ни изъяна, ни избытка. Огонь как элемент человеческой природы нуждается в этом благословении, благодаря которому поддерживается гармоническое равновесие, и он придает человеку столько сил, сколько ему необходимо: не меньше, чтобы человек не ощущал недостатка энергии, и не больше, чтобы он не перегорел от ее избытка