«Хумаш Коль Менахем»: Как поступили с золотом при строительстве Мишкана
В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание — «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».
Золото, использованное в этом священном труде, составило: золото приношений — двадцать девять кикаров и семьсот тридцать шекелей, в священных шекелях [по системе цен, которая используется для священных предметов].(ШМОТ, 38:24)
А также серебро, [собранное] при исчислении общины, — сто кикаров и тысяча семьсот семьдесят пять шекелей, в священных шекелях [по системе цен, которая используется для священных предметов].(ШМОТ, 38:25)
С каждого, кто подлежал переписи [и кого посчитали] — от двадцатилетнего возраста и старше, с шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти [человек, — взяли] по [одной] беке с головы, [то есть] по половине шекеля, в священных шекелях [по системе цен, которая используется для священных предметов].(ШМОТ, 38:26)
На литье подножий святилища и подножий для полога пошло сто кикаров серебра: сто кикаров — на сто подножий, по кикару на подножие.(ШМОТ, 38:27)
Тысяча семьсот семьдесят пять [шекелей серебра] пошли на крючки к столбам, на облицовку верхушек [столбов] и на пояски для них.(ШМОТ, 38:28)
Медь приношений составила семьдесят кикаров и две тысячи четыреста шекелей.(ШМОТ, 38:29)
Из нее сделали подножия для входа в шатер встречи, медный жертвенник, медную решетку к нему и все принадлежности жертвенника,(ШМОТ, 38:30)
Подножия для [столбов] вокруг двора, подножия для ворот двора, все колья святилища и все колья вокруг двора.(ШМОТ, 38:31)
ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
Почему Тора пишет, как поступили с серебром и медью, но не пишет, как поступили с золотом? (стихи 24–31)
Кли якар: В мидраше говорится: после того как были сделаны детали мишкана, Моше вместе с Итамаром и левитами провел ревизию, правильно ли были распределены все пожертвования, чтобы показать народу: ничего не присвоено ради личных нужд. Однако ревизия серебра показала: 1775 шекелей пропали.
На самом деле эти 1775 серебряных шекелей были использованы для изготовления крюков, прикрепленных к столбам двора, но об этом забыли. Репутация Моше могла пошатнуться, и Всевышний возвестил с Небес: «1775 шекелей использованы для крюков к столбам».
Как только с Небес засвидетельствовали, что Моше честен, уже не было необходимости отчитываться перед народом за золото. И подробностей о том, как с ними поступили, Тора не упоминает.
ТОРАТ МЕНАХЕМ
Проблематика комментария Кли якар (стихи 24–31)
Кли якар, опираясь на мидраш, подробно объясняет, почему Тора ничего не говорит о том, как распределялось золото. Но по ряду причин объяснение вряд ли подходит и для буквального понимания сказанного.
1) Если благонадежность Моше засвидетельствована свыш после подсчета серебра (стихи 27–28), чем вызвана необходимость подсчитывать медь (стихи 29–31) ради аналогичной цели — доказать, что Моше заслуживал всяческого доверия?
2) На уровне буквального понимания нелепо предполагать, будто Моше, Итамар и все левиты забыли о крюках на столбах! И ответа на вопрос, который поднял Кли якар, мы пока не получили: почему Тора не рассказала, как был использован весь объем золота?
Объяснение
Для строительства мишкана требовалось большое количество золота. Менора состояла из целого кикара. Длина ковчега составляла 1,5 локтя, он был покрыт золотом, а длина крышки составляла 1,5 локтя. Длина каждой из 48 балок составляла 10 локтей, и все они были покрыты золотом.
Даже грубый подсчет покажет, что цифра, упомянутая в стихе (стих 24) — 29 кикаров — составляет значительно меньший (менее 50%) объем необходимого золота. Из этого мы заключаем, что народ не пожертвовал достаточно золота на строительство мишкана и что Моше, сам по себе богатый человек , вынужден был дополнить недостающее. Этим объясняется, почему не потребовалась проверка действий Моше, чтобы исключить любые подозрения в незаконном присвоении средств.
Одна проблема все-таки имеется: объяснение противоречит сказанному в разделе Ваякѓель — «собранного было с излишком» (36:7). Выходит, золота пожертвовали даже больше необходимого!
Тем не менее под излишком здесь подразумевается избыток материалов, доступных народу. Следовательно, нельзя не учитывать, что некоторых материалов не имелось вовсе либо они были в недостаточном количестве. К примеру, Раши (см. 35:27) пишет прямо, что у них нет было камней оникса, и тем не менее Тора говорит об излишке. Отсюда понятно, что слово «излишек» следует понимать как обобщение, что не исключает недостатка в некоторых материалах — например, в золоте, объем которого был всего 29 кикаров.
(На основе «Субботней беседы» в неделю чтения раздела Пекудей, 5744 г.)

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

«Хумаш Коль Менахем»: Покрытый золотом жертвенник для воскурений

Заповедь построения Храма
