Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Покрытый золотом жертвенник для воскурений

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 6 марта 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

Сделай жертвенник для воскурения благовоний — сделай его из дерева акации. Он должен быть квадратным:(ШМОТ, 30:1)

локоть в длину, локоть в ширину, а в высоту — два локтя. Выступы на его углах должны составлять с ним единое целое.(ШМОТ, 30:2)

Покрой его чистым золотом — верх, стороны вокруг и выступы — и сделай вокруг него золотую кайму.(ШМОТ, 30:3)

Приделай к нему два золотых кольца — под каймой, на двух его сторонах, с обоих боков, — чтобы вставлять в них шесты и носить его на них.(ШМОТ, 30:4)

Сделай шесты из дерева акации и покрой их золотом.(ШМОТ, 30:5)

Поставь этот жертвенник перед пологом, за которым находится ковчег свидетельства, — перед крышкой, что над свидетельством, где я буду являться тебе.(ШМОТ, 30:6)

Аѓарон будет воскурять на нем благовония. Он будет воскурять их каждое утро, приходя приводить в порядок лампы [меноры]. (ШМОТ, 30:7)

И в сумерки, когда Аѓарон станет зажигать лампы, он будет воскурять благовония. Это — постоянное воскурение пред Господом, из поколения в поколение. (ШМОТ, 30:8)

Ни чуждого воскурения, ни всесожжения, ни приношения не совершайте на этом жертвеннике — и не делайте на нем возлияния. (ШМОТ, 30:9)

Один раз в год [в Йом Кипур] Аѓарон будет совершать обряд искупления над выступами жертвенника [кропить его кровью]. Раз в год, из поколения в поколение, он будет совершать на нем искупление кровью очистительной жертвы искупления. Этот жертвенник — святыня святынь у Господа».(ШМОТ, 30:10)

 

ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Почему заповедь построить жертвенник для воскурения благовоний записана здесь, а не там, где говорится о другой утвари в разделе Трума? (стихи 1-10)

Сфорно: Создание мишкана со всем его содержимым привело к тому, что там стало пребывать Божественное присутствие. Затем принесение жертв привело к тому, что в мишкане появилась Божественная слава.

Однако у воскурения благовоний была другая функция. После того как осуществляли все вышеперечисленное, воскуряли благовония, чтобы умилостивить Бога, дабы Он нашел все совершенное служение угодным. Чтобы намекнуть на это, здесь, в конце раздела Тецаве, было помещено повеление построить жертвенник для воскурений.

Ор ѓа-хаим: Любая часть мишкана, которая была пригодна для использования в святом Храме (в Иерусалиме), была разрешена для использования там на постоянной основе. Исключением из этого правила был покрытый золотом жертвенник для воскурений. Несмотря на то что его функция в Иерусалимском храме не изменилась, его требовалось заменить. На это и намекает Тора, отдельно описывая покрытый золотом жертвенник здесь, в конце раздела Тецаве.

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Искры хасидизма

Еврейский термин, обозначающий жертвоприношения, — корбанот (קָרְבָּנוֹת) — связан со словом кирув (קִירוּב), что означает «близость». Это говорит о том, что процесс принесения жертв в Храме приближал человека к Творцу.

Однако по иронии судьбы само слово «близость» предполагает наличие определенного расстояния. Ибо если две сущности просто близки одна другой, они все равно отдельны. Просто теперь они, несмотря на разобщенность, сблизились.

Воскурение же — на иврите кторет (קְטֹרֶת) — предполагает «соединение» (קְטֵר — арамейский перевод ивритского слова קְשֵׁר, означающего «узел» или «соединение»). Здесь мы говорим не о двух отдельных сущностях, ставших близкими, а, скорее, о двух сущностях, ставших единым целым.

Таким образом, воскурение благовоний в святом Храме было процессом, посредством которого Бог и человек, которые уже сблизились ранее через принесение жертв, теперь соединяются полностью.

Чтобы подчеркнуть этот момент, здесь, в конце раздела Тецаве, записано повеление построить жертвенник для воскурений. Ибо мишкан был воздвигнут, священники вступили в должность и Божественное присутствие уже пребывало в мишкане (главы 25–29), тем не менее Бог был только близок к еврейскому народу, а не един с ним (по крайней мере, в явном виде) — пока не было совершено воскурение благовоний.

 

(На основе «Субботней беседы» в неделю чтения раздела Тецаве, 5752 г.)

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Эстетическая грань иудаизма. Недельная глава «Тецаве»

Иудаизм настолько чурается помпезности и пышности, что его подход часто кажется едва ли не пуританским. Иудаизм чтит незримого Б‑га и потому не придает большого значения тому, что зримо, ценит скорее то, что сказано устно и воспринимается на слух. Услышанные слова важнее, чем увиденные внешние приметы... Иудаизм не разделяет принцип «искусство ради искусства», но ценит то искусство, которое служит Б‑гу. Такое искусство делает Б‑гу ответный подарок, вручая Ему в качестве обетованного приношения малую частицу красоты, сотворенной Им в тварном мире

Сефер га-хинух. Книга наставления. Заповедь священнослужителям облачаться в священнические одеяния

Священнические одеяния подобны тфилин, которые налагаются на бросающиеся в глаза части тела, дабы наводить видящих их на подобающие мысли. Хотя священнослужитель тоже увенчан тфилин, великая важность совершаемого им служения требует и особых одежд