«Хумаш Коль Менахем»: Должно ли было воевать колено Леви?
В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание — «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».
«Отправьте от всех колен Израиля [воинов] в ополчение, по тысяче [человек] от каждого колена. [это относится ко всем коленам.]»
(БЕМИДБАР, 31:4)
ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
Должно ли было воевать колено Леви? (стих 4)
Раши: [Из каждого колена], включая колено Леви, [были призваны по тысяче бойцов].
Рамбам: Почему [колено] Леви не удостоилось надела и доли в добыче вместе со своими братьями? Потому что они выделены, чтобы служить Господу, нести службу, учить других Его прямым путям и справедливым законам. Потому что они выделены, чтобы служить Господу как Его слуги… Поэтому их отделили от мирских забот: они не ведут войн, как остальной народ Израиля, не получают наделов… (Законы о шмите и юбилее, 13:12).
ТОРАТ МЕНАХЕМ
Объяснение: война против семи ханаанских народов велась для того, чтобы завоевать и заселить их землю. Она привела к тому, что земля была вспахана и засеяна. Поэтому левиты, «отделенные от повседневных забот», не участвовали в войне. Однако война с мидьянитянами велась не ради завоевания территории, но во имя Божьей мести («возмездие Господа») . В данных обстоятельствах война не подпадала под категорию «повседневных забот», но стала актом служения Всевышнему, и это касалось левитов напрямую, поскольку они «выделены, чтобы служить Господу как Его слуги».
(На основе Ликутей сихот. Т. 28. С. 344; Т. 23. С. 210.)
ИСКРЫ ХАСИДИЗМА
Согласно хасидскому учению, война против семи ханаанских народов символизирует битву за избавление от нежелательных черт характера (они делятся на семь категорий, происходящих от семи способностей животной души). Следовательно, эта «война» не имеет отношения к колену Леви или тем, кто стремится приблизиться к их высокому духовному уровню. Как отмечает Рамбам, это может быть «каждый пришедший в мир… чей дух пробудился и кто понял и познал Бога настолько, чтобы отделиться и стоять перед Богом, служить Ему и нести Его службу, познавать Бога и идти прямым путем…» (Законы о шмите и юбилее, окончание).
Что касается войны против Мидьяна — она отражает борьбу со скрытым злом, которое можно отыскать практически в каждой личности, даже в тех, кто посвящен в служение Богу во всякое время. И левиты, и те из народа, кто посвятил свою жизнь «стоянию перед Богом и несению Его службы», должны были участвовать в этой духовной войне против Мидьяна.
Но что это за скрытое зло, могущее поразить даже самого преданного служителя Бога? Хасидизм объясняет: речь идет об отсутствии единства и духа товарищества между человеком и ближним его, о лежащем еще глубже чувстве разобщенности и необоснованной ненависти. Оно возникает из-за завышенной самооценки, которая заставляет человека быть нетерпимым к другим и в итоге смотреть на других как на врагов. Ясно, что война с подобными склонностями в себе действительно очень важна!
(На основе Ликутей сихот. Т. 28. С. 344; Ѓейхлацу , 5659 г.)

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организорганизаций в Израиле.
«Хумаш Коль Менахем»: Почему Корах вступил в спор с Моше?
«Хумаш Коль Менахем»: «Калев успокоил народ…»
