Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Должно ли было воевать колено Леви?

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 24 июля 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

«Отправьте от всех колен Израиля [воинов] в ополчение, по тысяче [человек] от каждого колена. [это относится ко всем коленам.]»
(БЕМИДБАР, 31:4)

 

ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Должно ли было воевать колено Леви? (стих 4)

Раши: [Из каждого колена], включая колено Леви, [были призваны по тысяче бойцов].

Рамбам: Почему [колено] Леви не удостоилось надела и доли в добыче вместе со своими братьями? Потому что они выделены, чтобы служить Господу, нести службу, учить других Его прямым путям и справедливым законам. Потому что они выделены, чтобы служить Господу как Его слуги… Поэтому их отделили от мирских забот: они не ведут войн, как остальной народ Израиля, не получают наделов… (Законы о шмите и юбилее, 13:12).

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Объяснение: война против семи ханаанских народов велась для того, чтобы завоевать и заселить их землю. Она привела к тому, что земля была вспахана и засеяна. Поэтому левиты, «отделенные от повседневных забот», не участвовали в войне. Однако война с мидьянитянами велась не ради завоевания территории, но во имя Божьей мести («возмездие Господа») Колено Реувена и колено Гада именно после этой войны решили поселиться здесь. . В данных обстоятельствах война не подпадала под категорию «повседневных забот», но стала актом служения Всевышнему, и это касалось левитов напрямую, поскольку они «выделены, чтобы служить Господу как Его слуги».

(На основе Ликутей сихот. Т. 28. С. 344; Т. 23. С. 210.)

 

ИСКРЫ ХАСИДИЗМА

Согласно хасидскому учению, война против семи ханаанских народов символизирует битву за избавление от нежелательных черт характера (они делятся на семь категорий, происходящих от семи способностей животной души). Следовательно, эта «война» не имеет отношения к колену Леви или тем, кто стремится приблизиться к их высокому духовному уровню. Как отмечает Рамбам, это может быть «каждый пришедший в мир… чей дух пробудился и кто понял и познал Бога настолько, чтобы отделиться и стоять перед Богом, служить Ему и нести Его службу, познавать Бога и идти прямым путем…» (Законы о шмите и юбилее, окончание).

Что касается войны против Мидьяна — она отражает борьбу со скрытым злом, которое можно отыскать практически в каждой личности, даже в тех, кто посвящен в служение Богу во всякое время. И левиты, и те из народа, кто посвятил свою жизнь «стоянию перед Богом и несению Его службы», должны были участвовать в этой духовной войне против Мидьяна.

Но что это за скрытое зло, могущее поразить даже самого преданного служителя Бога? Хасидизм объясняет: речь идет об отсутствии единства и духа товарищества между человеком и ближним его, о лежащем еще глубже чувстве разобщенности и необоснованной ненависти. Оно возникает из-за завышенной самооценки, которая заставляет человека быть нетерпимым к другим и в итоге смотреть на других как на врагов. Ясно, что война с подобными склонностями в себе действительно очень важна!

(На основе Ликутей сихот. Т. 28. С. 344; Ѓейхлацу На английском: «On Ahavas Yisra’el» (Беседы на английском, 1988). , 5659 г.)

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организорганизаций в Израиле.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: Почему Корах вступил в спор с Моше?

Если Корах возмутился по поводу того, что Моше назначил первосвященником своего брата Аѓарона, почему он выступил с претензией только сейчас, но не ранее, после назначения Аѓарона? Аѓарон принял полномочия до возведения и освящения мишкана, то есть до 1 нисана. Разведчики же вернулись только после 9 ава, следовательно, между этими событиями прошло больше четырех месяцев. Почему Корах решился на протест именно в данный момент?

«Хумаш Коль Менахем»: «Калев успокоил народ…»

Из этого Калев сразу понял, что разведчики исказили приоритеты. Моше сначала сказал об усилии (завоевании) и только потом о награде (плодах Земли), но разведчиков в первую очередь интересовала награда, поэтому вначале они сделали упор на качестве земли. Заметив это, Калев немедленно «успокоил народ», поскольку понимал: акцентирование на награде приведет людей к раздумьям — стоит ли вообще усилий это завоевание, и вскоре подобные размышления могут подтолкнуть их к полномасштабному мятежу

«Хумаш Коль Менахем»: Говорящая ослица Бильама

Чтобы Бильам увидел «ангела Господня» днем, во время пути, Всевышнему пришлось изменить саму природу пророческого дара. Это было большим чудом, нежели изменение природы животного. И Бог, пытаясь сподвигнуть Бильама на покаяние, сначала совершил для него меньшее чудо, а когда покаяния не случилось, перешел к большему — желая «удержать его от греха, чтобы он не погиб из-за собственных грехов»