Душа
В книге выдающегося еврейского мыслителя, педагога и просветителя Адина‑Эвена Исраэля (Штейнзальца) (1937–2020), только что вышедшей по‑русски в издательстве «Книжники», неординарно и всеобъемлюще исследуется сложнейшая тема человеческой души. Фрагмент новой книги представляем вниманию читателей «Лехаима».
Сверхъестественные способности
Время от времени становятся известны факты проявления тех или иных сверхъестественных способностей. К феноменам парапсихологии относятся экстрасенсорное восприятие, ясновидение, предвидение, телекинез, телепатия и т. д. Тема эта последние сто лет вызывает ожесточенные споры: существуют ли эти явления, и если да, то как их объяснить. Кто‑то не принимает их всерьез, а кто‑то убежден в их реальности — причем это утверждают даже люди, обладающие острым критическим мышлением. Различные исследования, проводившиеся на протяжении многих лет, доказали (насколько это возможно научными методами), что в некоторых случаях подобные явления действительно имеют место.
Споры о таких способностях имеют преимущественно мировоззренческий характер. Материалист, изначально убежденный в их невозможности, никогда не согласится с обратным даже при наличии веских доказательств. А тот, кто верит в существование нематериального мира, готов поверить любому объяснению, в том числе и недостаточно убедительному. Словом, оба подхода основаны на заранее принятой точке зрения и не учитывают объективных обстоятельств.
Разумеется, можно и нужно сомневаться в достоверности большинства подобных историй; вероятно, часть из них являются заблуждениями, часть — фантазиями, а часть — случайными совпадениями, из которых решительно ничего не следует. Но вместе с тем известно множество фактов, которые невозможно опровергнуть и от которых нельзя отмахнуться. Эти явления можно не замечать, не признавать, отвергать, однако они есть. Соответственно, возникает вопрос: не являются ли они доказательством существования души, не связанной с какими‑либо материальными носителями в виде нервов или клеток мозга?
Сверхъестественные способности порой проявляются у самых обычных, ничем не примечательных людей, не имеющих ни малейшей склонности к таинственному и загадочному. В то же время есть те, чья профессиональная деятельность связана с использованием этих способностей — в медицине, для предсказаний будущего, с целью принятия важных решений и, наконец, чтобы благословлять. Среди этих людей можно встретить действительно святых, удостоившихся такого дара благодаря особому складу их души, и тех, кто считает, порой безосновательно, что отличается некими необычными особенностями.
Является ли способность совершать что‑либо сверхъестественное или знать об этом доказательством святости? С точки зрения религиозной веры следует сказать: великие люди могут иногда использовать силы своей души, чтобы творить чудеса или узнавать неведомое. Однако наши мудрецы утверждали, что обладание сверхъестественными способностями само по себе не является свидетельством святости . Святой человек (в любом понимании этого слова) может не иметь никаких особенных качеств и вообще быть невежей. Его святость, безусловно, является истинной, просто она необязательно связана с обладанием тайными силами или способностью творить чудеса. Святой человек может быть выдающимся знатоком Торы, однако такие познания сами по себе не являются доказательством святости. Эта добродетель, несомненно, заслуживает уважения, но источник ее не в святости, а в иных составляющих души.
Несмотря на колоссальный прогресс в деле изучения мозга, многое в нем по‑прежнему остается неисследованным и непонятным. Можно сказать, что в мозгу есть различные «маршруты», часть из которых открыты каждому, а другие остаются закрытыми, неведомыми «тупиками». Изучение случаев гениальности или уникальных способностей, врожденных или приобретенных, свидетельствует, что люди, обладающие ими, имеют некоторые особенности на физическом уровне, отличаются чем‑то от остальных. Возможно, это как‑то связано с отдельными участками мозга, которые приотворяются лишь для некоторых, но для большинства закрыты.
Говоря о душе, достигшей святости, можно предположить, что ей удалось открыть свои возвышенные составляющие и развить их до величия. Заметим, однако, что сверхъестественные способности вовсе необязательно являются «меткой» чистой души; они — всего лишь проявление внутренних сил, недоступных большинству. Среди еврейских мудрецов были те, кто «вошел в сад» тайных знаний и удостоился величайших откровений. При этом известно также, что многие святые не только не интересовались такими силами, но и старались держаться от них подальше. И делали так не потому, что не верили в существование «тайных миров», просто знали, что собственное их предназначение не в этом.
Подведем итог: сверхъестественными мы называем явления, которые невозможно объяснить на основании наших знаний или размышлений. Наличие таких способностей может иметь большое значение как для их обладателей, так и для других людей, но следует помнить, что они не идентичны святости. Поэтому, соприкасаясь с такими силами — найдя их в себе или в других, — нужно быть предельно осторожным: они могут иметь отношение к темным сторонам нашей души. Разумеется, есть сверхспособности, не приносящие вреда, они нейтральны. Есть и такие, что связаны с миром святости; при этом надо помнить, что непременной составляющей святости они не являются.
Мечты, планы и стремления
Живя в настоящем, люди вспоминают прошлое, которое во многом предопределяет их поступки и решения, а вот будущее остается для нас неведомым. В наших силах лишь думать о нем, так как предпринять какие‑либо конкретные действия мы не можем, поскольку точно не знаем, что произойдет.
Размышления о будущем, как правило, находят свое выражение в мечтах, планах и стремлениях к идеалу. Причем это происходит независимо от того, видится ли нам будущее надежным и безоблачным или же служит источником тревоги и опасений.
Мечты
По ряду причин нам показалось правильным начать этот раздел с разговора о мечтах. Прежде всего потому, что в жизни человека такая форма мыслей о будущем проявляется раньше всех остальных. Мы начинаем мечтать в раннем детстве и нередко продолжаем делать это до конца своих дней. Разумеется, подобные мечты возникают у нас, когда мы бодрствуем . Думая о своем будущем, мы пытаемся представить его в виде воображаемых образов и мечтаний — кратковременных или продолжительных. Многие из них просты и легкоосуществимы, другие же являются фантазиями, не имеющими никакого отношения к реальности. Когда маленький ребенок говорит о своих мечтах о будущем, его фразы коротки и конкретны: «Когда я вырасту, стану полицейским», «Когда стану взрослым, буду пожарным» и т. д. Это мечта‑пожелание, в которой нет ничего воображаемого — она вполне может осуществиться. Однако человек в любом возрасте может предаваться грандиозным мечтаниям, шансы осуществить которые совершенно призрачны: «Я стану миллионером», «Буду всемирно известным писателем», «Стану королем» и т. д. Наконец, бывают вовсе неосуществимые мечты, что, впрочем, не мешает человеку предаваться им. Есть мечтатели, просто выражающие так свои пожелания на будущее; другие фантазируют ежедневно и подолгу, а для некоторых мечты фактически подменяют реальность и становятся помехой в их повседневной деятельности. Существуют сугубо личные мечты, касающиеся любых сфер жизни, — об определенном образе жизни, любви и т. д.; бывает и так, что человек думает не только о своем будущем, а о том, что произойдет с группой людей или со страной.
Зачастую мечты настолько оторваны от реальности, что остаются лишь личным опытом, поскольку не имеют никакой конкретной программы реализации. Иногда человек может мечтать об одном и том же на протяжении долгих лет, выражая тем самым свои желания и стремления, и этим ограничиться. Когда большая часть фантазий направлена на что‑то малозначительное или недостойное, можно говорить о проявлении души на ее самом низком уровне. Но иногда люди мечтают о чем‑нибудь великом, и в этих случаях проявляются более возвышенные уровни души. Так, один может мечтать стать богачом и знаменитостью, а другой — великим ученым или праведником.
Мечты о будущем, являясь проявлением души, возникают в нашем сознании — именно оно порождает, формирует и «шлифует» их. Поскольку уровень развития сознания у всех разный, то и мечты отличаются. Кроме того, они могут меняться по мере взросления человека и изменения его мировоззрения.
Планы на будущее
Следующая разновидность мыслей о будущем — планы. Это тоже конструкции, выражающие наши представления о том, что случится когда‑нибудь. Но, в отличие от мечтаний, они всегда связаны с реальностью и разработкой способов их осуществления. Планы, особенно сложные комплексные, обычно возникают в более зрелом возрасте. Однако не исключено, что даже дети, чьи способности обдумывать и осуществлять довольно ограничены, способны строить конкретные планы, содержащие по меньшей мере наметки претворения их в жизнь. Независимо от того, идет ли речь о планах «поиграть послезавтра в футбол», «мне хотелось бы стать инженером» или «я хочу погасить задолженность перед банком», каждый из них непременно должен быть осуществимым.
Мечта становится планом, когда у нее появляется практическое «измерение», то есть некая программа конкретных действий. В отличие от мечты, план «извлекает» наружу часть душевных устремлений и приближает их к действительности. Если мечта может принести чувство удовлетворения, то план требует определенных усилий и практических действий. Можно сказать, план является действием по созиданию будущего, даже если на практике все получится иначе. В определенном смысле значительная часть нашей жизни — это разработка и осуществление всевозможных краткосрочных и долгосрочных планов. Последние, как правило, много сложнее (например, «я хочу построить фабрику») и требуют немало усилий и внимания к разработке способов их осуществления.
В высказывании «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Г‑сподом» (Мишлей, 19:21) речь идет о планах, которые строят люди. Все планы — результат взаимодействия внутренних желаний человека с реальным миром. Поскольку наши возможности в этом мире весьма ограничены, многим из них не суждено осуществиться. То, что представлялось человеку конкретной программой действий, нередко оказывается лишь мечтой. К тому же многие планы не облекаются в слова и тем более не удостаиваются письменного изложения на бумаге, а потому их забывают или от них отказываются. Будет ли тот или иной план воплощен в жизнь, в целом зависит от двух факторов — силы желания его осуществления и внешних условий.
Люди, живущие, что называется, одним днем или испытывающие различные трудности, как правило, не строят планов на будущее — на это у них не хватает ни сил, ни времени. А некоторым их жизнь кажется настолько размеренной и предсказуемой, что о будущем они вовсе не думают.
Примечательно, что способность планировать присуща исключительно человеку. Многие животные способны выполнять сложные действия, но побудительной силой для них является инстинкт, а не план. Например, перелетные птицы, в отличие от путешествующих людей, не советуются друг с другом и не планируют свой маршрут — он отрегулирован у них генетическим механизмом.
Стремление к идеалу
Идеальные образы придают особый смысл размышлениям о будущем, хотя они не всегда конкретны и четко сформулированы. При этом в них содержится представление того или иного человека о своих стремлениях, а нередко и основополагающая идея. Независимо от своего содержания она превосходит все планы и мечты, именно в ней выражаются желания человека, которые могут быть как низменными, так и возвышенными. Одни стремятся к славе, богатству, другие — к уверенности в завтрашнем дне, третьи мечтают совершить нечто великое.
Идеальные образы не всегда формируются в результате глубоких размышлений. Нередко люди строят свою жизнь, а значит, и будущее, исходя из образов, предложенных обществом. Понимание, что именно является движущей силой, иногда приходит во время испытаний и бед. Чем яснее человек осознает свои истинные стремления, тем четче и конкретнее он строит свои планы или, наоборот, в корне меняет их.
Душевные стремления могут выражаться по‑разному — быть бурными или же тихими и незаметными. Порой они принимают форму умеренных пожеланий, а иногда становятся неуемной, неуправляемой страстью, не дающей человеку покоя, как сказано: «Кто любит деньги, тот не насытится деньгами» (Коэлет, 5:9). Это справедливо и в отношении других стремлений: к власти, славе, могуществу и т. д., которые могут перерасти в навязчивые состояния, заслоняющие практически все другие интересы и потребности. Как ни странно, подобное наиболее ярко проявляется у людей, во многом реализовавших свои стремления.
Различные идеалы фактически служат основой наших желаний и планов. Они могут быть воплощением какого‑либо стремления, свойственного многим людям, но иногда в них выражаются мечты, связанные с особенностями конкретной личности.
В немалой мере именно идеалы, независимо от их качества, способны стать движущей силой, определяющей жизненный путь человека. К примеру, есть люди, живущие с непреодолимым желанием отомстить определенному человеку или группе людей. Жажда мести или ненависть может стать основой грандиозных планов, реализация которых растягивается на много лет или даже на всю жизнь. Существуют и другие не менее отвратительные стремления, способные стать осью, вокруг которой вращается вся их жизнь . В то же время есть люди, стремящиеся к возвышенным, благородным идеалам — например, помогать попавшим в беду; или те, кто чувствует тягу к прекрасному, — для них эти идеальные образы также способны стать движущей силой по жизни. Немало людей, чья душа предрасположена к религии, и в соответствии с этой склонностью они строят свое будущее.
Наконец, есть те, чей идеал — служение Творцу, поэтому в основе их жизненного пути лежат различные способы Служения: соблюдение заповедей, молитва и/или изучение Торы. Эти «общие» идеалы разделяются впоследствии на множество разных планов и поступков, ведущих к одной и той же высшей цели — к святости. Можно сказать, перед народом Израиля в целом поставлена конкретная задача соблюдать те или иные заповеди и определена высшая цель: «Будьте святы!» , поэтому все наши знания и жизненные планы должны строиться в соответствии с ней.
Реализация мечтаний и стремлений зависит не только от наших способностей, но и зачастую от различных жизненных обстоятельств или от сочетания внешних факторов, которое можно назвать «удачей». Те, кому удается воплотить в жизнь свои идеалы, становятся примером для подражания. Но будущее не зависит всецело от желаний человека, поэтому бывает, что люди с яркими и грандиозными стремлениями не находят необходимых средств для их воплощения в жизнь.
Люди со светлой душой способны на ранних этапах жизни осознать, к каким идеалам они стремятся. Возможность их достижения, безусловно, зависит от различных обстоятельств, но стремление у таких людей вполне определенное. Однако большая часть человечества не имеет никакого представления о своих истинных идеалах, поэтому люди порой строят планы и действуют в направлениях, прямо противоположных.
Незнание своих подлинных идеалов у людей с «затуманенным» сознанием приводит к тому, что они следуют за желаниями, своими или окружающих, которые лишь отдаляют их от собственных стремлений. В результате однажды человек может осознать: все, к чему он всю жизнь стремился (например, деньги), не имеет никакого отношения к его глубинным желаниям, что он посвятил свою жизнь достижению целей, которые таковыми не являются. Поэтому важно, чтобы люди прислушивались к себе с целью понять, к чему в действительности лежит их душа.
В завершение можно сказать, что идеалы являются наиболее устойчивым проявлением раскрытия человеческой души. У великих душ — великие идеалы, у мелких душ — соответственно, мелкие. Да, люди не вольны выбирать, какая им достанется душа, и все же каждый способен отыскать в ней возвышенные составляющие и дать им проявиться.
Мудрецы говорили, что человек, с одной стороны, сотворен «из праха земного» (Берешит, 2:7), а с другой стороны, способен взойти «на высоты облачные и уподобиться Всевышнему» (Йешаяу, 14:14) . Речь здесь идет не только о склонности к определенному образу жизни или поступкам, но и о том, что человек способен вырваться из круга привычных дел и достичь такого состояния, когда возвышенные сферы станут его подлинными идеалами.
Книгу Адина‑Эвена Исраэля (Штейнзальца) «Душа» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»