Кабинет историка

Дружеский визит… в Спарту

Борис Якубович 17 июня 2021
Поделиться

В  составе книг, не вошедших в еврейский канон Священного Писания, есть четыре произведения, именуемые Книгами Маккавеев. Несмотря на то, что ни авторством, ни содержанием эти книги совершенно не связаны между собой, они являются общепризнанным ценнейшим историческим и философским документом.

Своим названием данные творения обязаны почетному прозвищу Иуды Хасмонея, который за необычайную силу, редкую отвагу и умение сплотить народ на борьбу с врагом получил прозвище Маккаби (Молот). Героическая репутация Иуды Маккавея — третьего сына в семье священника Маттафии — сохранилась в благодарной памяти потомков по сей день.

После освобождения Иерусалимского храма, оскверненного по приказу сирийского царя Антиоха IV Эпифана, еврейский народ провозгласил своего могучего избавителя первосвященником, а также духовным и политическим вождем страны. Именно Иуда Маккавей, незадолго до собственной гибели, последовавшей в 160 году до новой эры, совершил блестящий дипломатический шаг, направив посольство в могущественную Римскую республику. Посланники Маккавея привезли с собой исполненные гордости и достоинства предложения — ни много ни мало о заключении союза. И такой союз был заключен.

На знаменитых медных таблицах Капитолия, где помещались указы римского сената, были высечены следующие слова: «…никто из римских подданных не должен воевать с народом иудейским <…> если кто-нибудь нападет на иудеев, римляне обязаны, по мере сил, помогать им».
Надо заметить, что, несмотря на широковещательные обнадеживающие заверения сената, римские политики не торопились вмешиваться в восточные проблемы, и евреи еще долгие годы вынуждены были в одиночку сражаться с хорошо организованными и многократно превосходящими их в численности армиями сирийских правителей Селевкидов.

Вскоре после смерти Иуды новым вождем еврейского народа и первосвященником был избран Ионатан — младший из семьи Хасмонеев, прозванный за редкое умение договариваться в самых сложных ситуациях Притворяющимся. Одним из первых действий Ионатана в качестве преемника власти стала постройка новых, прочных стен Иерусалима, превративших древний город в фактически неприступную крепость.

Постоянные военные столкновения с сильным, непримиримым противником не только приводили к всеобщему обнищанию населения, но и грозили иудейскому народу полным истреблением. В этих условиях примерно в 143 году до новой эры Ионатан попытался напомнить римскому сенату об обещанном союзе и направил в Рим новое посольство. Правители вечного города охотно подтвердили свое прежнее постановление, расцветив и украсив его горячими уверениями в дружбе и поддержке.

Древняя Спарта

На этот раз предусмотрительный Ионатан решил подстраховаться, поручив послам на обратном пути из Рима посетить греческую Спарту, являвшуюся в тот период самым верным и надежным сторонником Рима из всех государств легкомысленной и переменчивой Эллады. В описываемое время Спарта была уже совсем не той, почти забытой, легендарной родиной прекрасной Елены и ее братьев — могучих Диоскуров, не являлась обителью сурового законодателя Ликурга, не несла в себе гордый дух храброго царя Леонида и его бесстрашных воинов. Значительно утратившая свое политическое влияние не только в общегреческих масштабах, но и в родном Пелопонессе, Спарта оставалась хотя и слабым, но незаменимым стражем римских интересов.

Послание Ионатана, адресованное спартанским правителям, представляет собой весьма яркий, информативный и загадочный документ, особенно для позднейших историков. К счастью, данное послание сохранилось полностью, причем мы располагаем двумя его версиями, правда довольно близкими. Одна из них принадлежит перу неизвестного автора Первой книги Маккавеев, другая — Иосифу Флавию. Так как маститый иудейский историк создавал свои знаменитые сочинения через двести с лишним лет после описываемых событий, надо полагать, что первый текст находится ближе к первоисточнику, поэтому будем опираться именно на него. Вот каким предстает это послание в современной литературной обработке.

«Первосвященник Ионатан, и старейшины народа, и священники, и остальной народ иудейский приветствуют братьев-спартанцев! Еще раньше были посланы письма первосвященнику Онии от Арея, царствовавшего у вас, сообщавшие о том, что вы — братья наши (копия того давнего письма прилагается). И принял Ония посланного мужа с честью, и взял письма, в которых ясно говорилось о союзе и дружбе. И вот мы, не испытывая в них [то есть в союзе и дружбе] нужды и имея утешением священные книги, которые в наших руках, решили послать к вам [письма] для возобновления братства и дружбы, чтобы не отчуждаться от вас, ибо много времени прошло с тех пор, как вы посылали к нам. Мы во всякое время — в праздники и остальные установленные дни — вспоминаем вас при жертвоприношениях и в молитвах, как должно и подобает вспоминать братьев. Вместе с тем мы радуемся вашей славе. Сами же мы подверглись многочисленным притеснениям и нападениям, и ополчились против нас окрестные цари. Между тем мы не хотели беспокоить ни вас, ни остальных наших друзей и союзников во время этих войн, ибо есть у нас защита небесная, помогающая нам, и освободились мы от врагов, и смирились противники наши. И вот избрали мы Нумения, сына Антиоха и Антипатра, сына Ясона и послали их к римлянам, чтобы возобновить с ними прежнюю дружбу и союз. И вместе с тем поручили им отправиться к вам с приветствием и передать от нас письма о возобновлении нашего братства. Теперь же хорошо сделаете, ответив нам на это».

Таков текст этого исторического документа.

Для подтверждения своих слов Ионатан приложил к посланию копию старинного письма спартанского царя Арея к тогдашнему первосвященнику Онии, написанного около двух веков назад, вскоре после смерти Александра Македонского. Приведем некоторые выдержки из этого самобытного послания.

«Царь спартанский первосвященнику — радоваться! Нами найдено в писании о спартанцах и иудеях, что они братья из рода Авраамова. Теперь, когда мы узнали об этом, вы хорошо сделаете, если напишете о положении вашем. <…> Мы же уверяем вас, что все, что мы с вами имеем, — это наше общее достояние».

Вот так, ни больше ни меньше!

Достоверность и подлинность письма Ионатана доказаны. Они вытекают хотя бы из наивных, но исполненных достоинства строк: «…Не испытывая в союзе нужды <…> мы все же решили не отчуждаться от вас». В этих бесхитростных словах явно слышится горечь по поводу постоянных столкновений иудеев с эллинистическими армиями сирийских правителей из рода Селевкидов…
На этом история дружеского еврейско-спартанского диалога не заканчивается. Вскоре после смерти Ионатана главой иудейского государства сделался его брат Симон, который наряду с саном первосвященника принял еще и царский титул, положив, таким образом, начало новой правящей династии Иудеи. Автор Первой книги Маккавеев с удовлетворением отмечает, что некоторое время спустя после воцарения Симона возник новый виток союзнических отношений со Спартой, выразившийся в обмене дружественными посланиями. При большом стечении народа радушное письмо спартанских правителей было зачитано на главной площади Иерусалима. В нем, в частности, имелись такие строки: «Ваши послы рассказали нам о вашей славе и чести, и мы возрадовались прибытию их…»

Что же можно сказать по этому поводу? Могущественный Рим получил подтверждение о верности иудейского народа со стороны самого надежного из своих союзников в Греции — маленькой, но гордой Спарты, что, безусловно, явилось положительным моментом для молодого еврейского государства. Что касается удивительного письма спартанского царя Арея первосвященнику Онии, то, вероятно, оно было создано в недрах «канцелярии» иудейского правителя Ионатана Хасмонея.

Выдвинутая еврейской политической мыслью идея происхождения спартанцев от Авраама, скорее всего, предполагала сиюминутное, конъюнктурное значение, однако, как знать, могла ведь и базироваться на наличии каких-то неведомых нам документальных свидетельств о существовании неких гипотетических общих корней евреев и спартанцев. Ответить на этот волнующий вопрос — трудная и увлекательная задача историков будущего.

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 713)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Прокураторы Иудеи

Для того чтобы строптивые иудеи могли сохранять иллюзорную видимость автономии, по решению Августа резиденцию прокуратора следовало размещать не в вольнолюбивом Иерусалиме, а в провинциальной Кесарии. Первым римским прокуратором Иудеи считается Колоний. Три следующих наместника Иудеи — Амбивий, Анней Руф и Граций — не оставили сколько-нибудь заметного следа в истории. В отличие от них, имя пятого прокуратора, вошедшее во все учебники истории, сделалось поистине нарицательным, ибо им являлся знаменитый Понтий Пилат.

«История» Николая Дамасского

Труды Николая Дамасского несомненно служили основным первоисточником для Иосифа Флавия, который воспользовался ими не только при описании эпохи Ирода, но и для воссоздания многих других исторических событий. Хотя в отдельных местах Флавий критиковал своего предшественника за его неумеренное восхваление деяний Ирода, он все-таки постарался максимально идти в русле его материалов.

Аристей и Септуагинта

Появление Септуагинты оказало огромное влияние на духовную жизнь многочисленных грекоязычных еврейских общин Палестины, Сирии, Месопотамии, Малой Азии и Северной Африки, где знание подлинного языка Торы Моисея к тому времени уже являлось уделом избранных. Историкам едва ли бы удалось понять и представить себе все обстоятельства, связанные с греческим переводом святыни еврейского народа, если бы не удивительное повествование, дошедшее до нас из глубины веков.