Рош а-Шана

Cуть еврейских праздников. Услышать глас шофара

Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц) 1 февраля 2016
Поделиться

Рог памяти и царства Б‑жьего

Восприятие Рош ѓа‑Шана как завершения определенного периода создает потребность подытожить прошедший год и вспомнить его основные вехи. Наделяя прошедшие события смыслом, оценивая их и устанавливая их характер, мы расширяем идею воспоминания и подведения итогов. Рош ѓа‑Шана становится днем суда.

Звук шофара выражает то, что Рош ѓа‑Шана — это День памяти и суда. Трубный глас предостерегает от опасности, возвещает о необходимости изменить свою жизнь, призывает улучшить свои поступки. Перед наступлением нового года от человека требуется очнуться от дремоты привычного существования, окинуть свежим взглядом то состояние, в котором он находится, задуматься над своим образом жизни. Это следует из слов Рамбама: «Хотя заповедь трубить в шофар в Рош ѓа‑Шана — это установление Писания, в нем есть скрытое значение. Шофар словно говорит: “О спящие, очнитесь ото сна! Пробудитесь от вашей дремы! Обратите взор к своим деяниям и раскайтесь, вспомнив о Творце”» Рамбам. Мишне Тора, Законы раскаяния, 3:4. . Рог зовет каждого, предостерегает от того, что может произойти, говорит о необходимости изменений в новом году.

Рош ѓа‑Шана — это не только День суда. В этот день мы принимаем на себя ярмо небесного царства. Шофар также имеет к этому отношение. Знаменуя подлинное изменение во времени, наступающий год является новой сущностью. Как сказано в молитве: «Это день начала деяний Твоих». В этот день творится новое время — возникает еще один год. Изменения в мире не означают создания новых форм жизни, речь идет о внутренней трансформации: внутренне принимая царство Б‑жие в Его мире, мы словно вновь возводим Его на престол. Рош ѓа‑Шана — это день, когда на земле, как некогда, на заре творения, наступает Царствие Небесное.

Как видно из рассказов Писания о таких царях, как Шломо, Йеѓу и других, трубление в рог символизирует царствование и возведение на престол. Рош ѓа‑Шана как День творения — это праздник возведения Творца на престол мироздания, сопровождающийся торжественным кличем рога.

Овен Ицхака

«Сказал рабби Абаѓу: почему трубят в бараний рог? Так говорит Всевышний: Трубите предо Мной в бараний рог, дабы Я воспоминал о жертвоприношении Ицхака, сына Авраѓама, и ставил бы это вам в заслугу, словно вы сами принесли себя в жертву предо Мной» Рош ѓа‑Шана, 16а. . Связь Рош ѓа‑Шана с жертвоприношением Ицхака носит не только внешний, но и внутренний характер.

В центре истории о жертвоприношении Ицхака стоит изменение, происшедшее как с самим Авраѓамом, так и — в еще большей степени — с Ицхаком. В ряде источников Ваикра раба, 36:5; Берешит раба, 56:9. упоминается «пепел Ицхака» — словно бы в жертву был принесен сам Ицхак, а не овен, заменивший его на жертвеннике. После жертвоприношения прежний Ицхак исчезает: пожертвовав собой и отказавшись от своей воли, он словно обратился в прах (косвенное указание на это содержится в словах Писания: «И возвратился Авраѓам к отрокам» — Авраѓам возвратился, а про Ицхака не сказано ни слова). Ицхак после жертвоприношения — это другой человек; происшедшее на горе Мория порождает к жизни иную, новую волю.

Основное значение жертвоприношения Ицхака для обоих протагонистов этой истории — полный отказ от своей воли. Данное событие означает крушение всех законов; нарушаются не только принятые обычаи и общественные нормы, но и все мыслимые законы человечности: связь между отцом и сыном, запрет убийства и даже недопустимость такой мерзости, как человеческое жертвоприношение. Испытание, таящееся в требовании Всевышнего принести Ицхака в жертву, состоит в необходимости достичь столь высокой ступени отказа от своего Я, при котором все законы перестают действовать и остается лишь изначальная, высшая воля. Таким образом, после полного уничтожения прошлого мира рождается новый Ицхак и новый мир.

Звук шофара в Рош ѓа‑Шана возносит пред Творцом память о жертвоприношении Ицхака. Человеку же он напоминает о том, что тому следует «принести себя в жертву»: достичь высочайшей степени отказа от своего Я — от своей воли продолжать прошлое существование. Так в человеке пробудится та самая высшая воля, зовущая его создать новый мир.

Шофар мессии

Трубление в бараний рог напоминает не только о свершении Авраѓама и Ицхака на горе Мория, но и о том овне, который был в конце концов принесен в жертву. Про него сказано, что он словно является свидетелем заслуг народа Израиля. Согласно мидрашу Мидраш — раздел Устной Торы, которая входит в еврейскую традицию наряду с Торой Письменной и включает в себя толкование и разработку коренных положений еврейского учения, содержащегося в Письменной Торе. , разные части тела этого овна связаны с различными периодами еврейской истории: «Рабби Ханина бен Доса говорит: В том овне, что был сотворен в сумерки [на исходе последнего дня Творения], ничто не было напрасным: прах этого овна лежит в основе внутреннего алтаря; его жилы — это десять струн Давидовой арфы; кожаным поясом из его шкуры препоясывался пророк Элияѓу… В его левый рог трубили на горе Синай… В его правый рог, который больше левого, вострубят в грядущем». Из рогов этого овна были сделаны два шофара. Шофар из левого рога трубил во время Откровения на горе Синай. Шофар из правого рога возвестит о наступлении избавления, как сказано: «И будет в тот день, вострубят в великий шофар» Йешаяѓу, 27:13. .

В будущем родится новый мир, будут сотворены «небеса новые и земля новая» Там же, 66:22. ; подобно этому, новые небеса и земля возникают в каждый Рош ѓа‑Шана. В новом году мы не можем жить под древними небесами и на прошлогодней земле. Реальность становится иной, ее законы меняются, и в новой системе мироздания прошлое теряет свое значение. Два этих явления: великое откровение и великое обновление — проистекают из жертвоприношения Ицхака, о них обоих возвещает глас шофара.

Применительно к «памяти о первом дне», трубление в рог несет в себе новое значение, не сводящееся к простой перестановке акцентов. Оно выражает и более глубокий смысл, который можно было бы назвать «памятью о Последнем дне»: соотнесение с идеей наступления «конца дней» — установления царствия Творца во всей его полноте.

В сущности, Рош ѓа‑Шана — это, если так можно выразиться, и «послелетие». Неся в себе вечное возвращение к творению и к изначальному Царствию Б‑жьему, каждый следующий год содержит также аспект завершения и подведения итогов. Он подводит итог не только прошлому году, но и всему времени, прошедшему с самого творения мира. Если взглянуть на это шире, можно сказать, что речь идет обо всей истории со дней творения и до наступления эсхатологической эпохи конца времен. Рош ѓа‑Шана, «день памяти о трублении», вбирает в себя звуки всех шофаров: начиная от того, что сопровождал Сотворение мира, и кончая тем, что возвестит о грядущем избавлении.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Даешь другим — получаешь для себя

Если свободного времени мало, — скажем, лишь час в день, — что предпочесть? Самому учить Тору или обучать родных и близких? По мнению Ребе, когда говоришь о любви к ближнему, это означает: делай для других то, что хочешь, чтобы другие делали для тебя. Это основа еврейской жизни. Отсюда вывод: сколько времени я уделяю себе, своим знаниям, столько же должен дать другому.

Жизнь Авраама: под знаком веры. Недельная глава «Хаей Сара»

На еврейский народ обрушивались трагедии, которые подорвали бы силы любой другой нации, не оставив надежд на возрождение... Но еврейский народ, каким‑то образом находя в себе силы, скорбел и плакал, а затем поднимался и строил будущее. В этом уникальная сильная сторона евреев, а унаследована она от Авраама, как мы видим из нашей недельной главы

Еще о странностях и новаторстве раввинистического мышления

Талмуд объясняет, что, пока стоял Храм, существовал специальный священнический суд, занимавшийся заслушиванием свидетелей, видевших молодую луну. Свидетельствование перед этим судом было важной заповедью — разрешалось даже нарушить субботу, чтобы отправиться в Иерусалим и дать показания. При этом свидетели новолуния могли не только нарушить субботние пределы, то есть пройти расстояние больше того, которое разрешается проходить в шабат, но и брать с собой оружие для самообороны