Слово раввина

Человек уходит, чтобы вернуться

Берл Лазар 12 июля 2023
Поделиться

Вопрос, который мне задают очень часто: что делать, если в завещании покойного содержится просьба кремировать тело? Это ведь противоречит еврейскому Закону, и урну с прахом нельзя будет похоронить на еврейском кладбище. А с другой стороны, воля покойного не должна быть нарушена, это тоже требование Закона…(Эту тему мы уже обсуждали несколько месяцев назад, см. Из праха в прах: путь в бессмертие)

Давайте разберемся, как правильно хоронить по‑еврейски и почему нельзя кремировать мертвое тело. В Торе (Берешит, 3:19) сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, покуда не возвратишься в землю, из которой ты взят: ибо прах ты, и к праху возвратишься». Это однозначно выраженное требование вернуть мертвое тело в землю. И что особенно важно, тело нужно захоронить в целости, со всеми внутренними органами и даже с кровью. Дело в том, что тело не просто «одежда для души», которое после ухода души не имеет ценности. В теле тоже есть святость. Недаром целый ряд заповедей Г‑сподних, содержащихся в Торе, имеет отношение именно к содержанию тела. Чем более праведно жил человек, чем тщательнее соблюдал заповеди, тем выше статус его тела. А когда настанет день Суда, мы воскреснем каждый в том же теле, которое у нас было.

Сейчас и наука продвинулась до такой степени, что способна клонировать живые существа. Ученые XXI века подтверждают правоту наших мудрецов, которые рассказывали, что Б‑г берет «кость малую» (эцем а‑луз) от мертвого тела и из нее творит тело человека вновь. А кремация — это уничтожение полное и окончательное. Сожжение мертвого тела есть не что иное, как декларация неверия в то, что Б‑г нас воскресит. Кстати, поэтому кремация пропагандировалась коммунистическим режимом: власти старались, чтобы люди не думали о Б‑ге, отказывались от религии и ее вечных ценностей.

Почему вообще кто‑то просит в завещании о кремации? Единственный аргумент, который мне довелось услышать: страх страданий души, когда тело будет гнить в гробу и поедаться червями. А наши святые книги предостерегают: самое большое страдание, как раз когда тело предают огню. Да, какое‑то время после физической смерти душа сохраняет связь с мертвым телом. Но эта связь тем сильнее, чем меньше времени прошло с момента смерти. Гниение и черви приходят, когда душа уже далеко — а кремация происходит почти сразу после кончины, и для души это великое страдание!

А как же тогда с завещанием, с последней волей покойного, нарушать которую большой грех? Нередко наши желания основываются на неполном знании или на ошибке. Душа человека изначально ориентирована на то, чтобы творить добро, поступать правильно, выполнять ту миссию, ради которой Б‑г направил ее в этот мир. То есть воля человека, выраженная словами в какой‑то момент времени, необязательно отражает его истинную волю. Если дать ему время подумать, получить полное знание предмета, его воля может измениться.

На этот счет есть хасидская история о богатом еврее, который оставил родным два завещания: одно должно было быть объявлено сразу после смерти, а второе месяц спустя. Когда вскрыли первое завещание, там была просьба: «Похороните меня в красивых носках, которые я очень люблю». Семья, конечно же, побежала упрашивать работников похоронного братства, «Хевра кадиша», а те им объясняют: хоронить в носках запрещено, покойного надо обрядить в белые одежды и только в них предать тело земле. Родным пришлось согласиться, но на душе у них было неспокойно: что ни говори, а они нарушили волю покойного.

Но проходит месяц, родные вскрывают второе завещание. Что они там видят? «Понимаю, что вы расстроены, — пишет глава семьи, — но я просто хотел, чтобы на моем примере вы поняли, что мы ничего не сможем взять с собой в мир иной! Ничего, кроме наших добрых дел».

А поскольку не все наши близкие так остроумны, как тот богатый хасид, традиция предлагает такое решение проблемы, чтобы и заповеди соблюсти, и требование завещания не нарушить. Вообще, Тора учит, что заповеди надо выполнять по доброй воле. Поэтому, если есть противоречие между требованием Закона и желанием покойного, раввинский суд вправе постановить, что желание не соответствовало «доброй воле» человека: она потому и называется «доброй», что устремлена к добру, к тому, чтобы поступать правильно, в соответствии с Законом. Тем более если речь идет об умершем: его душа сейчас руководствуется не преходящими внешними обстоятельствами, которые побудили его сделать завещание, она устремлена к добру, к вечным ценностям.

И родственники, получив такое постановление суда, вправе хоронить по еврейскому закону, не нарушая завещательных требований. Потому что такова истинная воля того, кто ушел от нас, так он сможет поднять свое тело на максимальную высоту и вернуть его Создателю, чтобы Тот воскресил его, когда придет час.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Из праха в прах: путь в бессмертие

Давайте разберемся, почему иудаизм требует непременно хоронить тело в земле. Заметьте, это не «традиция», не «обычай», а однозначное требование религиозного Закона. Сказано в Торе: «Из праха ты вышел и в прах возвратишься». Здесь слово «прах» — «aфaр» — это не «пыль» и не «пепел», как в русском языке, но исключительно «земля». Так что кремация это прямое нарушение слов Б‑га.

Цель нашей жизни — Царство Б‑жие навек

Был один бедный раввин, который часто собирал у себя дома фарбренгены, на которых люди говорили «лехаим» и обсуждали мудрость Торы. Однажды хасиды пришли к нему, а в доме совершенно нечего есть. Что делать, пришлось раввину зажарить единственную курицу‑несушку, бывшую в его хозяйстве. Наутро жена идет за яйцами, чтобы приготовить завтрак, а курицы нет. Спрашивает у мужа, куда та подевалась, а он ей в ответ: «Курица наша поднялась в высоту: еще вчера она говорила только “ко‑ко‑ко”, а теперь говорит слова Торы!»

Золото, которое мы возьмем в Грядущий мир

Тора — единственное, что можно получить навсегда, на всю земную жизнь и на грядущую вечность. В нашем нестабильном мире может случиться так, что человек лишается всего имущества — но никто не сможет отнять у него полученную мудрость Торы. И уходя из этого мира, мы сможем взять с собой только Тору и добрые дела, совершаемые благодаря мудрости Торы.