Постоянно приходится слышать жалобы родителей: «Дети растут неблагодарными, мы для них всё делали, а они чуть подросли — не просто не слушаются, а даже выслушать отказываются! Говорят, вы другое поколение, вы не знаете того, что знаем мы, не понимаете наших нужд, и мы будем делать так, как сами решим…»
Проблема не нова. И, увы, относится не только к отношениям родителей и детей. Еще Йешаяу писал: «Говорит Г‑сподь: Я вырастил и поднял сыновей, а они восстали против Меня». И сколько бы ни предупреждала народная мудрость: «Не плюй в колодец, из которого пьешь; не кусай руку, кормящую тебя», человек очень быстро забывает, кто ему помогал, когда он был слаб. Вырос, вошел в силу — и считает, что всего достиг исключительно благодаря своим талантам.
Именно об этом говорит мишна: «Десять чудес были совершены для праотцев наших в Египте и десять на море. Десять бедствий навел Б‑г на египтян в Египте и десять на море. Десять раз испытывали праотцы наши Всевышнего в пустыне, как сказано: «…но испытывали Меня уже десять раз и не слышали голоса Моего».
Понятно, почему мишна объединяет чудеса, совершенные Б‑гом ради нашего народа, и бедствия, которым Он подверг Египет: это две стороны одной медали. За правильное поведение наших предков Г‑сподь вывел их из рабства на свободу, а фараон и его держава были наказаны за грехи. Но при чем тут «испытания Всевышнего» в пустыне? Как раз при том, о чем говорит Йешаяу: наши предки, выйдя из Египта, тут же забыли о чудесах, сделавших возможным их освобождение! Все эти бесконечные жалобы, ностальгия по «горшку с мясом», а в конце концов и поклонение идолу — свидетельства того, что люди не верили в помощь Г‑спода при решении новых возникших проблем.
Как такое могло быть, если совсем недавно Б‑г доказал им Свое всемогущество — даже заставил расступиться воды моря, чтобы позволить евреям выйти из Египта? Некоторые комментаторы считают, что повлияла пустыня: место, где ничего нет, в том числе святости. Когда у человека пустота вокруг, пустота приходит и в душу, и человек забывает все хорошее, что дал ему Г‑сподь, отключается от связи с Ним. Недаром в самом конце мишны добавлено: «…и не слышали голоса Моего»: еще одно предостережение о том, что, забыв о дарах Г‑сподних, человек перестает Его слышать. Как говорится, на операционном столе любой становится верующим, но вышел из больницы — и все забыл!
Отношения между людьми соответствуют тем же закономерностям, что и наши отношения со Всевышним. На этот счет есть поучительная история о парализованной дочери богача, которую не могли излечить доктора. В конце концов богач послушался друзей и повез ее в Меджибож, к Бааль‑Шем‑Тову. Пришел и говорит: «Вот у меня полный кошель золотых — они твои. Хотя я не верю, что раввин может помочь там, где не помогли самые знаменитые врачи». Бешт деньги взял — и разбросал по полу: «Мне они не нужны. Давай, девочка, поднимайся и собирай, это твое!» И действительно, девушка встала из кресла, совершенно здоровая, и принялась собирать монеты. А богач — увы, он так и не стал верующим — сказал: «Уедем поскорее, а то еще люди начнут говорить здесь о чуде…»
Что делать, когда человек чувствует себя сильным, он не думает о тех, кто его вырастил, кто помог ему получить образование, сделать карьеру. Точно так же, как не вспоминает о том, что его нынешнее положение достигнуто благодаря дарам Б‑жьим. Поэтому, кстати, наша утренняя молитва начинается с благодарности Г‑споду за все, чем мы Ему обязаны: это дает правильный ориентир на весь день. А кто уверен, что сам все заслужил, в конце концов приходит к выводу, что все ему должны, а он — никому и ничего! Такой человек уже не готов тратить время и силы на благодарность, на помощь другим. А ведь Тора полна уроков о том, что наш долг быть благодарными — Б‑гу, родителям, окружающим, даже животным: вспомните, в книге Шмот написано, что собаки не лаяли, когда евреи уходили из Египта, чтобы войска фараона им не помешали, — и в той же книге, ближе к концу, содержится особое предписание отдавать собакам все мясо домашних животных, убитых хищниками.
Да что там говорить: имя нашего народа, «йеуди», происходит от того же корня, что и слово «ходайя» — «благодарность»! Так что, если хотите, благодарность за добро — это наш национальный долг.