Благословение и мир
Вы пишете о своем душевном состоянии — Вам трудно принимать решение в любых вопросах, и Вы постоянно сомневаетесь в правильности своих действий.
Учитывая Ваше происхождение и воспитание, думаю, мне необязательно подробно останавливаться на теме Провидения, одном из фундаментальных принципов нашей религии и Торы. Смысл концепции Провидения прост и очевиден: Б‑г, сотворивший и управляющий вселенной, следит за каждым человеком, мужчиной или женщиной, причем не только за их общественными, но также и за сугубо личными делами. Эта концепция позволяет понять идею упования на Управляющего вселенной — квинтэссенцию добра. Она означает, что все происходящее — тоже благо, в самом буквальном смысле этого слова.
Как понимает всякий верующий, первое непосредственное следствие нашего упования на Всевышнего — это полное отсутствие беспокойства и сомнений. Ибо если человек задумается о том, что всякий раз, когда ему нужно решать, как поступить, Б‑г следит за ним и помогает — ему, и всем, кто желает добра, — то не останется места для страхов.
Когда человек ведет себя в соответствии с предписаниями Торы, он находится на правильном пути, и его поведение само по себе способствует преумножению его блага. Как и во всем, что связано с верой, этот принцип не нуждается ни в рациональных обоснованиях, ни в глубоких и философских доказательствах. Ибо каждый еврей, будь то мужчина или женщина, чувствует в душе, что воистину верует — даже если он никогда не задумывался о том, истинен ли этот принцип. Как утверждали наши мудрецы, все евреи — «верующие, сыны верующих» . То есть вера пребывает в каждом из них, как собственная, так и унаследованная от веровавших предков. Эти духовные качества очень сильны у всех евреев.
Я надеюсь, что этих нескольких строк будет достаточно, чтобы заставить Вас задуматься, и поможет Вам найти наиболее истинную и важную часть своего «я» — тогда Вы непременно поймете, что в глубине души Вы безусловно полагаетесь на то, что Всевышний следит за Вами. Вам лишь останется извлечь эту мысль из глубины души и сделать ее частью Вашей повседневной жизни. Как уже было сказано, для того чтобы этого достичь, не требуются ни сложные философские построения, дающие избавление от сомнений, ни глубокомысленные измышления, касающиеся проблем, которые на самом деле таковыми не являются и совершенно Вас не беспокоят. Просто не обращайте на них внимания — это, безусловно, позволит Вам избавиться от всех сбивающих с толку факторов, о которых Вы мне писали.
Я бы посоветовал Вам несколько раз в неделю перед утренней молитвой жертвовать несколько монет на благотворительность. Лучше всего делать это в понедельник, четверг и накануне субботы.
(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 408)
Вы , несомненно, слышали выражение «вернуться к корням». Я уверен, что Вы также знаете, что образование не работает в вакууме, поскольку у каждого человека есть некая система координат, глубоко укоренившаяся в его душе задолго до начала процесса обучения и являющаяся самой сутью его духовного мира. Более того, никакое обучение или «дрессировка» не могут изменить ее, но лишь подавить на более или менее продолжительное время. Это было многократно доказано не только в педагогике, но и в биологии, медицине и других областях.
Именно поэтому мы часто можем видеть, как одна‑единственная лекция или мимолетная беседа (т. е. очень кратковременное «обучение») заставила человека полностью измениться. Ибо все, что было нужно человеку, — это катализатор, который позволил проявиться тому, что изначально находилось в сокровенных глубинах его души.
В этом — ответ на Ваш вопрос, во что Вам следует верить. Сам факт, что Вас так глубоко впечатлило то, что Вы услышали за два вечера, свидетельствует об истинности сказанного нашими мудрецами еще сотни лет назад: «Весь Израиль — верующие, сыны верующих», — просто порой их вера скрыта под инородным слоем. Счастлив тот, кто смог избавиться от этого слоя еще в молодости, кто осознал истину и вернулся к своим корням.
16 швата, 5722 (21 января 1962)
Ваше письмо состоит из нескольких общих вопросов, касающихся веры и религии. Свое письмо Вы начали с предупреждения, что не верите в Б‑га, поскольку не уверены в Его существовании.
Вы можете понять мое удивление, вызванное Вашим заявлением, хотя мне известно, что, к несчастью, молодые люди, задающие вопросы, нередко выражаются в подобном ключе. Между тем сомнение относительно существования Всевышнего возможно лишь в случае отсутствия подлинного понимания и размышления, поскольку ответы на этот вопрос давно опубликованы, и их можно найти в большом количестве книг. Только в силу их очевидной простоты многие люди отказываются их принять.
Это все равно как если бы некто, увидев книгу, изобилующую высокоумными рассуждениями, тем не менее настаивал на том, что не верит, будто эта книга написана, напечатана и переплетена человеком. Не верит в существование автора и печатника, сделавших свою работу с должным разумением и пониманием, ибо факт написания не подтвержден документальными свидетельствами.
Наша аллегория будет верна, даже если в книге будет лишь несколько страниц, а ведь мы с Вами говорим обо всей вселенной! Более того, именно современная наука обнаружила, что в мире существует некий отлаженный порядок; ежедневно нам открываются все новые и новые грани поразительной гармонии и синхронности творения, приводящие в изумление каждого, кто их изучает. Результатом наших наблюдений должна стать уверенность не только в том, что Творец существует, но и в том, что Его мудрость и способности несравненно превосходят мудрость и способности всех обладателей разума, существующих в этом мире.
Сказанное выше предполагает вывод, который послужит ответом на все остальные Ваши вопросы: и о том, как устроен наш мир, и о том, следовало или не следовало бы, будь то по Вашему или по чьему бы то ни было другому мнению, устроить его иначе.
Судя по Вашему письму, если Вы не понимаете причины, почему что‑либо происходит так, как происходит, это служит для Вас доказательством, что у вселенной нет ни Творца, ни Владыки. Здесь можно воспользоваться другой аналогией. Маленького ребенка привели на гигантскую фабрику. Ребенок заявляет, что если поймет во всех деталях, как и почему здесь все организовано, то только в этом случае он признает существование главного инженера‑разработчика. И поскольку некоторые моменты в работе фабрики показались ему нелогичными, он пришел к однозначному выводу, что фабрика построена без всякого размышления и не имеет ни общего плана, ни конкретной цели.
Стоит отметить, что в нашей аналогии разница между ребенком и инженером, спланировавшим эту фабрику, связана только с уровнем развития, т. е. речь идет не об абсолютных, но лишь об относительных, количественных различиях. В конце концов, планировщик тоже когда‑то был ребенком, с таким же интеллектуальным уровнем и теми же вопросами. В нашем же случае, напротив, разница между Творцом и сотворенными является качественной и непреодолимой.
Кстати, еще один вопрос: что может служить гарантией, что люди будут поступать праведно и справедливо, если не будут верить в высшую силу?
В прежних поколениях были те, кто верил (я подчеркиваю это слово, поскольку то была именно вера), что можно полагаться на естественное стремление к справедливости, присущее человеку. А раз так, то нет нужды в вере в Творца, повелевшего людям поступать определенным образом. Согласно этой вере, внутреннее нравственное чувство делает излишним любые Б‑жественные предписания в вопросах воли, желаний и идеалов… К сожалению, в нашем поколении факты столь же болезненно, сколь неумолимо, доказали, что эта предпосылка является совершенно неверной. Более того, тот самый народ, который породил множество прославленных основоположников различных философских школ, включая всевозможные этические системы, а также ряд выдающихся ученых, — именно этот народ, десятки миллионов граждан, безо всякой причины уничтожил несколько миллионов мужчин, женщин и детей. Это уничтожение целиком и полностью опиралось на чувство превосходства и власть. Более того, лидеры [нацистов] «освятили» свои действия, получив одобрение от ученых и глав университетов, включая создателей философских и этических систем, — одобрение безусловное, без всяких оговорок .
Разумеется, мне известно, что среди [немцев] были и несогласные. Однако это не отменяет того факта, что сотни профессоров и ученых поддерживали идеологию, на которую опиралась политика Третьего рейха.
Все это я написал в ответ на Ваше письмо. Однако на самом деле я не просто не верю, что Вы не верите в Б‑га, — мне совершенно очевидно, что Вы сами не верите в свое неверие.
Моим доказательством служит то, что всякий раз, когда Вы оказываетесь свидетельницей несправедливости или задумываетесь о Катастрофе , вы испытываете возмущение. Однако, если бы у мира не было ни Владыки, ни Создателя, почему нас должно было бы возмущать, что в мире происходят несправедливости и что те, кто больше и сильнее, пожирают своих ближних живьем?
Это относится не только к таким масштабным событиям, как Катастрофа, но и к событиям повседневной жизни, где мы постоянно сталкиваемся со злом и несправедливостью, и они лишают нас покоя, поскольку мы убеждены, что все должно быть иначе. Однако, собственно, почему? Материя, из которой состоит вселенная, не знает морали, равно как и растения… Очевидно, что наше возмущение несправедливостью, которую мы видим, имеет более возвышенный источник, чем материальный мир, — и даже более возвышенный, чем сам человек. Это «нечто» есть в каждом человеческом сердце, и это — источник убеждения, разделяемого всеми людьми, что существуют добро и зло и что мы должны стремиться следовать тому, что является добром. Поэтому когда мы видим несправедливость, то немедленно требуем разъяснения: почему происходит то, что происходит? В чем причина, что дело обстоит не так, как нам кажется справедливым?
1 ияра 5723 (8 мая 1963)