Обучение в колледже
Думаю, Вы не нуждаетесь в подробных объяснениях о том, что у каждого еврея и у каждой еврейки есть важное предназначение, которое они обязаны исполнить. Если говорить в общих чертах, наша задача — в том, чтобы наполнять мир светом; для этого повседневная жизнь еврея должна соответствовать принципу: «Ибо заповедь — светильник, и Тора — свет» . После недавней гибели столь ужасающего количества лучших, достойнейших представителей нашего народа нам, всем тем, кто, слава Всевышнему, уцелели в бойне, просто необходимо обеспечить духовное и физическое процветание будущих поколений. Поэтому сегодня еще более очевидно, что ни один еврей не вправе тратить свое время, а тем более разум и сердце на занятия, которые не только не поспособствуют, но и с большой вероятностью помешают выполнению его священной миссии на земле. Одним из таких напрасных занятий будет многолетнее пребывание в колледже и, что гораздо серьезнее, — в университетской среде. Несмотря на то что в последние годы в некоторых колледжах, особенно в Нью‑Йорке, появились группы ортодоксальных студентов, юношей и девушек, — да поможет им Б‑г выйти оттуда неповрежденными или, по крайней мере, не в худшем духовном состоянии, чем они пребывали на момент зачисления в университет, — тем не менее у нас есть правило не полагаться на чудеса. В любом случае очевидно, что колледж никак не поможет осуществить истинное внутреннее желание каждого еврея — исполнить долг перед предыдущими поколениями и свое жизненное предназначение. Поэтому даже для самых лучших учеба в университете станет невосполнимой тратой времени и сил.
Я искренне надеюсь, что Вы откажетесь от этой идеи и поступите так не только потому, что, как Вы сказали своему отцу, хотите последовать моим указаниям, но, прежде всего, потому, что поймете, что эта идея не соответствует Вашим истинным мыслям и желаниям. Я также надеюсь, что Вы сможете повлиять на своих подруг, у которых могут возникнуть подобные мысли, и отговорите их от этого глубоко ошибочного шага.
28 хешвана 5715 (24 ноября 1954)
По поводу моего отношения к посещению колледжа еврейскими юношами я могу лишь прибавить Ваши собственные доводы к своим. В качестве иллюстрации к Вашим рассуждениям Вы сказали, что, когда человек подхватывает заразное заболевание, кто‑то должен быть готов рискнуть и попытаться его вылечить, не оставляя несчастного на произвол судьбы. Отвечая Вам, я воспользуюсь той же аналогией. При этом, как принято у евреев, я отвечу Вам вопросом на вопрос. Доводилось ли Вам встречать мать, которая стала бы убеждать своего сына выбрать карьеру врача‑инфекциониста и отбросить все остальные варианты, невзирая на то, что сам он желал бы выбрать другой, менее опасный источник заработка? Чтобы заострить свою мысль, спрошу немного иначе: что Вы скажете о матери, которая, принуждая сына выбрать столь непростую профессию, будет настаивать на том, чтобы тот приступил к своим обязанностям как можно скорее, так как она убеждена, что сын непременно убережется от заражения, — главное, чтобы он поскорее принес облегчение чужим людям, пускай даже ценой ежедневной опасности для своей жизни?.. Полагаю, в такой ситуации любая нормальная мать поймет, что, когда речь идет об очевидной и непосредственной угрозе для жизни ее ребенка, для нее не может быть других приоритетов, помимо его благополучия. Мне кажется, аналогия здесь очевидная.
Без даты, 5727 год (1966–1967)
Здоровье
Вы пишете о двух медицинских подходах: традиционном и альтернативном. Для адептов традиционной медицины характерна вера в силу медикаментозных средств искусственного происхождения; в отличие от них, приверженцы альтернативной медицины считают, что организм человека обладает естественными ресурсами, которые следует укреплять, с тем чтобы они лучше способствовали процессу самовосстановления. По непонятным мне причинам Вы полагаете, что приверженность иудаизму автоматически подразумевает приверженность первому, традиционному, подходу.
Если говорить в общих чертах, Ваше мнение является ошибочным, поскольку наша религия не делает предпочтений. Как Вы знаете, одним из известных приверженцев натуралистической школы является не кто иной, как Рамбам, который был не только выдающимся талмудистом и кодификатором, но и величайшим врачом своего времени, чье влияние в мире медицины ощущается по сей день. Так вот, в своем своде законов Рамбам последовательно защищал второй, натуралистический, подход.
Вместе с тем Вы не правы, когда говорите, что не следует вмешиваться в естественный ход вещей и Б‑жественный порядок. К сожалению, отнюдь не любой человек способен выздороветь самостоятельно, без врачебного вмешательства, — Ваше утверждение было бы верно, если бы мы имели дело с совершенным организмом, функционирующим в идеальных естественных условиях. К сожалению, так практически никогда не происходит, поскольку в нашем материальном мире нет совершенства, прежде всего, в силу таких внешних факторов, как несчастные случаи, войны, неправильный образ жизни (излишества в еде и наслаждениях, отсутствие спортивных нагрузок) и т. д. Поэтому с нашей стороны будет ошибкой утверждать, что для исправления ущерба, нанесенного болезнью, человеку не следует прибегать к медикаментозным средствам лабораторного происхождения, дескать, природа справится сама. Более того, современные недуги зачастую являются следствием кумулятивного эффекта, т. е. вызваны не только личными поступками человека, но и поведением всего поколения, согрешившего против Б‑жественных устоев.
Надеюсь, Вы понимаете, что я вовсе не исключаю полностью альтернативную медицину и нетрадиционные методы лечения. Я лишь вижу своим долгом предостеречь Вас от крайностей. Ибо лучший путь — сочетание обоих упомянутых Вами методов, в должной пропорции, зависящей от каждого конкретного случая.
В заключение мне хотелось бы отметить, что и здесь мы находим аналогии между соотношением материальной и духовной составляющими в жизни еврея. Я имею в виду, что духовное здоровье еврея напрямую зависит от его повседневного поведения и, в частности, от того, насколько он соблюдает Тору и заповеди; в свою очередь, его физическое здоровье непосредственно зависит от духовного, поскольку для еврея путь Торы является естественным образом жизни. Соответственно, по‑настоящему религиозному человеку, ведущему праведную жизнь (насколько это возможно), не нужны какие бы то ни было специальные предосторожности, чтобы избежать искушений, тогда как тому, кто не столь праведен, необходимо предпринимать множество предосторожностей и возводить ограды вокруг оград, чтобы защитить себя от зла — т. е. делать хоть немного больше, чем это предписано буквой закона.
26 тишрея 5718 (21 октября 1957)
Мне было больно узнать, что Вы непрестанно ходите по врачам, причем без всякого повода. Меня также удивляет Ваш муж‑раввин, [который Вам в этом не препятствует]. Неужели такое полезное качество, как рвение, следует использовать столь неправильным образом? Ибо, несмотря на то что рвение и готовность действовать немедленно обычно относятся к числу добродетелей, тем не менее когда их движущей силой оказывается паника, они, безусловно, неуместны. Кроме того, поспешность и стремительность далеко не всегда являются предпочтительным образом действий.
Вам следует преисполниться верой и упованием на Б‑га, который сотворил наш мир, поддерживает и дает жизнь всем Своим творениям, и прежде всего каждому еврею, «народу, близкому к Нему» . Вы должны быть уверены, что Он наградит Вас крепким здоровьем, чтобы Вы и Ваш муж смогли вырастить своего сына «для Торы, свадебного балдахина и добрых дел». Разумеется, как и во всех прочих делах, необходимо создать «природный сосуд» — материальную базу для получения Б‑жественного блага: посоветоваться с врачом и следовать его указаниям. Однако полностью сосредоточиться на этих проблемах, постоянно раздумывать о них, судить да рядить без конца, почему врач сказал так или эдак, с головой погрузиться в медицинские дебри — совершенно не Ваша забота. Этим должны заниматься только профессиональные медики; предоставьте же им возможность достойным образом исполнить заповедь «и совершенно вылечит его» . Разум и понимание, которыми наделил Вас Б‑г, следует использовать исключительно ради Торы и заповедей, а также ради разрешенных вещей, которые можно обратить в заповеди. Постоянное беспокойство и переживания о своем физическом состоянии приведут лишь к ухудшению телесного и душевного здоровья и будут мешать Вам исполнять Ваше жизненное предназначение.
(Игрот кодеш. Т. VI. С. 111)