Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 24 ноября 2021
Поделиться

Отвечая на Ваше письмо, в котором Вы сообщили мне радостную новость, что Вы на втором месяце беременности… Насколько это возможно, до пятого месяца не сообщайте эту новость никому… Кроме врачей, которые, разумеется, должны быть поставлены в известность (Игрот кодеш. Т. VIII. С. 209).

Позволю себе дать несколько советов:

Следуйте рекомендациям врачей (тех, кого Вы уже посещаете) относительно диеты, перенапряжения и т. д.

Проверьте в своем доме мезузы и поменяйте некошерные на кошерные.

Следуйте замечательному обычаю еврейских женщин класть несколько монет на благотворительность в кружку рабби Меира‑Чудотворца Р. Меир‑Чудотворец (прибл. 110–165 гг. н. э.) — выдающийся законоучитель талмудической эпохи. Р. Меир просил давать деньги на благотворительность от его имени; они должны быть распределены среди бедняков и изучающих Тору в Земле Израиля, а он сам, на небесах, будет ходатайствовать о благе для дающих. Поэтому «кружки р. Меира‑Чудотворца», в которые собирают пожертвования для бедняков Святой земли и ешив в ней, находятся во многих еврейских домах; в них принято бросать монеты перед зажжением свечей в субботу, праздники и т. д.
накануне зажигания субботних и праздничных свечей.

Ваш муж должен читать дневную порцию псалмов по крайней мере до тех пор, пока Вы, в добрый час, не родите.

В молитве, перед тем как лечь спать, Вашему мужу следует читать (перед последним благословением) 20‑й псалом («Руководителю. Псалом о Давиде. Ответит тебе Г‑сподь в день бедствия, укрепит тебя имя Б‑га Яакова»). Закончив псалом, он должен еще раз произнести второй стих, имея в виду, чтобы Б‑г засчитал ему это, как если бы он произнес весь псалом со всеми должными интенциями.

(Игрот кодеш. Т. VI. С. 104)

 

Что касается того, что, как Вы пишете, дети Ваши очень нервные и невнимательно слушают на уроках, — с детьми это часто случается. Поэтому здесь нет повода для беспокойства, особенно если ситуация остается стабильной и не меняется к худшему. Один из способов изменить ситуацию к лучшему — чтобы дети чаще находились в компании своих ровесников, где они будут инстинктивно стремиться не отличаться от них, и тогда со временем их поведение выровняется. В любом случае не следует делать из этого проблему: не стоит, чтобы дети чувствовали излишнюю обеспокоенность с Вашей стороны. Кроме того, Вы должны выбросить из головы мысли о том, что их нервозность может быть как‑то связана с Вашей беременностью.

8 кислева 5718 (1 декабря 1957)

 

Дай Б‑г, чтобы Ваша беременность протекала спокойно и ровно и чтобы в результате нормальных, легких родов родился здоровый, жизнеспособный ребенок!

(Игрот кодеш. Т. XXIV. С. 77)

 

Роды

Лучше рожать в больнице, которую Вы уже знаете и где Вы будете чувствовать себя наиболее комфортно.

6 сивана 5741 (8 июня 1981)

 

На протяжении веков у евреев существует хороший обычай Упомянут в книге «Разиэль а‑Малах».
 — украшать дом новорожденного листами пергамента или бумаги с отрывками из священных текстов, именами ангелов и словами 121‑го псалма: «Поднимаю глаза мои к горам — откуда придет помощь мне? Помощь мне от Г‑спода, сотворившего небо и землю». В некоторых общинах было принято, чтобы будущая мать постоянно носила текст этого псалма с собой в качестве охраны от дурного глаза. Как известно, «обычай Израиля равносилен Торе» Тосафот, Менахот, 20б. . Поэтому уместны любые варианты этой традиционной практики, так как все они обеспечивают матери и новорожденному надежную защиту и благословение.

Если развесить эти отрывки до начала схваток и родов, они, безусловно… помогут, чтобы все прошло без осложнений… Я считаю, что следует обратить особое внимание на эту практику, дабы исправить нынешнюю ситуацию, когда этот обычай не соблюдается.

В прежние времена матери рожали дома с помощью повитух. В домашних условиях они, безусловно, тщательно следили за тем, чтобы во время схваток их окружали священные слова Торы и отрывки из священных книг. В наши дни, когда по медицинским соображениям женщины рожают в больницах, этому важному обычаю уделяется недостаточно внимания, и лишь после того, как мать и ребенок возвращаются домой из больницы, в комнате младенца размещают текст 121‑го псалма. Между тем совершенно очевидно, что гораздо важнее, чтобы соответствующие предметы, обеспечивающие защиту роженице и малышу, находились непосредственно в больнице во время родов Поскольку роженица, согласно традиции, нуждается в дополнительной духовной защите: «Трое нуждаются в охранении: больной, роженица, жених и невеста» (Брахот, 54б).
.

Амулет для младенца Львов (?). 1840‑е

Поэтому следует обратить внимание евреев, где бы те ни жили, что даже когда роженица и новорожденный находятся в больнице, нужно позаботиться о том, чтобы текст 121‑го псалма висел в палате, в которую будут помещены мать и ребенок, а если это возможно, то и в люльке, где лежит ребенок, — подобно тому как поступают те, кто рожает дома. Ибо это похвальное действие важнее всего именно накануне родов.

Не сомневаюсь, что Вы сможете убедить больничный персонал в полезности этой практики и Вам охотно пойдут навстречу. Медицина признает, что здоровье и успешное лечение во многом зависят от душевного состояния пациента. Поэтому жизненно необходимо избавить человека от малейших волнений и неуверенности в благом исходе его лечения, а также добиться того, чтобы он был спокоен, оптимистичен и безмятежен. Это тем более верно во время родов, когда душевное состояние матери приобретает первостатейную важность, и потому малейшая причина для страхов должна быть устранена. Следует добиваться, чтобы роженица была совершенно спокойна и расслаблена.

Когда Вы объясните врачам и администрации больницы, что 121‑й псалом, висящий в палате, прогонит все страхи и позволит будущей матери, верящей в силу его святых слов, полностью успокоиться и настроиться на позитивный лад, то с их стороны, безусловно, не возникнет никаких возражений, и они охотно согласятся, чтобы слова псалма висели на стене палаты.

В конечном счете эта практика выгодна и для самого врача, ведь хороший, честный доктор заботится, прежде всего, о благополучии пациента, и если состояние пациента ухудшится и возникнут какие‑либо осложнения, это никак не обрадует его лечащего врача. Поэтому сознательный доктор позаботится о том, чтобы пациенту было физически и психологически комфортно, — в этой ситуации и сам он также будет менее напряжен и сможет обеспечить пациенту наилучший уход. Поэтому если в палате будет висеть текст 121‑го псалма, от этого в долгосрочной перспективе будет польза и для роженицы, и для всего медперсонала.

Соответственно, важно и похвально распространить информацию об этом обычае везде, где живут евреи, чтобы текст 121‑го псалма помещали в спальне матери и в детской в качестве дополнительной духовной защиты. В родильной палате его лучше всего повесить сразу после поступления женщины в больницу… Разумеется, это следует делать только с согласия медицинского персонала и больничной администрации, — согласия, которое они с удовольствием дадут. Это настолько полезная вещь, что так следует поступать отнюдь не только в крупных городах, где есть много еврейских рожениц, но и в маленьких городках и вообще везде, где проживают евреи.

Без даты

 

Аборт

Ответ на Ваш вопрос представляется мне самоочевидным. Однако, дабы ни у кого не осталось даже тени сомнений по поводу этой чрезвычайно важной темы, я все же напишу несколько строк. Итак, уместен ли аборт в целях прерывания беременности? Письмо написано женщине, чья дочь с серьезными психиатрическими проблемами забеременела.

Помимо того что аборт как таковой является одним из самых суровых запретов Торы, нужно помнить, что когда речь идет о молодой матери, для которой это первая беременность, и особенно о человеке, для которого дети — высшее Б‑жественное благословение, и о ребенке, рожденном в браке, заключенном по закону Моше и Израиля, то кто может взять на себя ответственность посоветовать матери собственными руками убить ребенка, которого она вынашивает в своем чреве?..

Без даты

 

Вы сообщили мне, что ожидаете ребенка. Дай Б‑г, чтобы Ваша беременность протекала легко и так же легко закончилась; чтобы Вы родили здорового, жизнеспособного ребенка; чтобы сами роды случились в срок и были нетрудными. Если же кто‑то попытается убедить Вас сделать аборт, скажите ему, что это будет преднамеренным убийством того, кто еще не в силах самостоятельно защитить себя от низких людей, замысливших сотворить с ним зло. А Б‑г, сотворивший плод чрева, прежде создал их самих [тех, кто планирует аборт] и непрестанно следит за всеми, [чтобы покарать всех замышляющих недоброе].

1 ава 5731 (23 июля 1971)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

Что же касается сказанного в священных книгах об огромной заслуге вырастить сироту в своем доме, то эти слова обращены лишь к тем, кто ведет себя в соответствии с законами Торы. И это одна из наиболее труднодостижимых вещей. Поэтому только тот, кто чувствует себя способным вести себя как должно, может думать об усыновлении.

Благословение и мир

Тора, безусловно, прислушивается к мнению врачей, и многие постановления еврейского закона зависят от их мнения. Более того, Тора требует следовать советам медиков. Тем не менее в своем сердце мы должны твердо знать, что Б‑г является главным целителем всякой плоти.

Благословение и мир

Еврейский брак, в соответствии с текстом благословения, есть прежде всего «биньян адей ад» — «чертоги вечные» и что все происходящее в этих чертогах является не только насущным и жизненно важным для мужа и жены, но также влияет и на их будущих детей. Поэтому очевидно, что и жениху, и невесте необходимо уделять максимальное внимание тем факторам, которые являются принципиальными для достижения счастливой еврейской жизни, чтобы брак не распался.