Благословение и мир
Вы пишете, что хотели бы еще детей.
Помимо обращения к соответствующему специалисту, и Вам, и Вашему мужу необходимо скрупулезнее соблюдать Тору и заповеди и, прежде всего, законы семейной чистоты, законы скромности и т. д., а также больше жертвовать на благотворительность. Все это — в дополнение к молитвам Тому, кто дал Тору и заповеди, чтобы Он исполнил Ваше сокровенное желание родить еще детей.
Кроме того, желательно проверить тфилин Вашего мужа и мезузы в Вашем доме, чтобы убедиться, что они полностью соответствуют требованиям еврейского закона. У еврейских женщин существует замечательный обычай: жертвовать на благотворительность перед зажиганием субботних и праздничных свечей, это способствует исполнению их сокровенных желаний. Было бы весьма похвально для Вас последовать их примеру.
Вы пишете, что Вы — дочь коэна. Если Ваш муж не коэн, то ему, со своей стороны, стоит изучить несколько трактатов Талмуда. Это могут быть небольшие трактаты, например «Кала» .
(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 383)
Ваш муж сообщил мне о Вашем настроении . И хотя оно вполне объяснимо, нужно помнить, что пути Г‑сподни неисповедимы, но всегда благи, что Он — квинтэссенция добра и что добро по природе своей творит добро, пусть даже порой нам трудно это осознать.
Вместе с тем нет ничего удивительного в том, что человек не способен постичь пути Всевышнего. Напротив, легко понять, почему человек не в силах их осмыслить, ибо как может сотворенный постичь Творца? Поэтому мы должны быть крепки в своей вере в Б‑га, чтобы ничто не могло нас обескуражить или повергнуть в уныние, Б‑же сохрани.
Более того, чем крепче упование на Б‑га и Его милосердие, тем быстрее настанет время, когда благость Всевышнего станет явной. Поэтому Вам следует верить, что Всевышний исполнит Ваше с мужем сокровенное желание иметь еще детей.
22 элуля 5730 (23 сентября 1970)
В конце письма Вы пишете о лечении электрическим током : Вы не уточнили, что Вы имеете в виду, а этот термин включает разные виды лечения. Если же речь идет о том, чтобы «нейтрализовать» пораженный участок, «оглушив» его током, — очевидно, что к подобной процедуре надо подходить с осторожностью. Однако если речь лишь о точечном применении, то можно о ней подумать, при условии, что за дело возьмется опытный специалист.
Говоря же о ситуации в целом и о выборе общего курса лечения, Вам следует проконсультироваться с врачом по крайней мере еще один раз, и тот должен будет поставить диагноз и предложить общий план лечения, направленного на полное исцеление. Если в месте Вашего проживания нет специалиста такого профиля, его можно найти в большом городе.
(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 295)
Вы пишете о различных предложениях, сделанных Вам докторами касательно различных видов лечения [бесплодия]. Очевидно, что в подобных ситуациях стоить идти «от простого к сложному» и начинать с самых легких видов лечения, вроде купания в горячих источниках Тверии.
Дай Б‑г, чтобы Ваши старания увенчались успехом и Всевышний исполнил Ваше желание иметь детей.
(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 50)
Вы пишете, что у вас с женой нет детей.
Поскольку за последние несколько лет появилось множество новых методов лечения, вам стоит еще раз обратиться к специалисту и целенаправленно расспросить его о новейших методах лечения.
(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 135)
Вы пишете о женщине, которой врач сказал, что «отсчет чистых дней» выпадает на те несколько дней, когда она может зачать . Вы испрашиваете моего совета, хотя недостаточно четко описали цели Ваших расспросов.
Всевозможные послабления, противоречащие еврейскому закону, мы, очевидно, не обсуждаем, тем более что в наши дни многие медики отрицают достоверность исследований, на основании которых врачи высказывают свое мнение относительно существования наиболее благоприятных дней для зачатия. Совершенно неясно, кто в большинстве — сами адепты этих исследований или же ученые, считающие их выкладки ненадежными.
Более того, все эти исследования появились совсем недавно. Из этого можно сделать вывод, что даже те, кто верит в их достоверность, не могут поручиться за них до конца.
Существует другое решение: доктор может дать женщине лекарство, влияющее на продолжительность цикла. Тогда менструация закончится раньше, и у женщины будет достаточно времени, чтобы отсчитать чистые дни. Однако, с другой стороны, этот метод отнюдь не оптимален, поскольку его конечный эффект до конца неясен. Поэтому крайне сомнительно (до такой степени, что этот вариант следует отвергнуть), будут ли результаты такого лечения одинаковыми во всех случаях. Соответственно, невозможно знать, какой эффект подобное регулярное вмешательство окажет на плод, поскольку малейшее изменение в организме матери может иметь серьезные последствия для ребенка. Таким образом, если врач решит прибегнуть к этому методу, то будет лучше попытаться изменить цикл постепенно.
Самое главное, чтобы женщина скрупулезно соблюдала законы семейной чистоты, а также все, что связано с этой темой, как‑то: скромная одежда, покрытие головы и т. д. Благодаря этому она станет «сосудом», достойным вместить Б‑жественное благословение.
(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 470)
Вы пишете, что врачи сказали Вашей жене, что она не может забеременеть из‑за соблюдения законов семейной чистоты, поскольку наиболее благоприятные [для зачатия] дни приходятся на период ритуальной нечистоты.
Есть немало врачей, целиком и полностью отвергающих эту связь и даже сами принципы, на основании которых делаются подобные утверждения, поскольку в медицинском мире их достоверность все еще не доказана.
Более того, в большинстве случаев речь идет о разнице в один‑два дня. Есть множество методов лечения, позволяющих сократить длительность менструального цикла и решить проблему хотя бы временно. И хотя к методам, предполагающим вмешательство в естественный цикл, необходимо прибегать с известной осторожностью, тем не менее если делать это не на постоянной основе и лечением занимается специалист, то нет никакого повода для беспокойства.
В любом случае, думаю, я не должен объяснять Вам, что в этой ситуации, несмотря на требование врачей, все же нет места для облегчения, даже если речь идет «только» о нарушении постановления мудрецов, а не прямого запрета Торы.
Меня удивляет, что Вы не спросили врача о себе . Вам, безусловно, нужно сделать это при первой возможности.
(Игрот кодеш. Т. XV. С. 388)