Ко всем участницам Второй лондонской европейской конференции любавичских групп замужних и незамужних женщин
Мне было приятно узнать, что основная тема конференции — «Корни». Тема конференции несет в себе много смыслов, отражающих первостепенную роль корней в мире растений. И здесь можно провести поучительную аналогию с еврейскими корнями, которыми, как говорили мудрецы, являются наши праотцы и праматери, родоначальники народа Израиля.
Назовем несколько основных функций корней. Прежде всего, корни — источник жизненной силы растения с момента его «рождения», когда семя прорастает и укореняется в земле. Эту роль они играют и дальше, непрестанно питая растение жизненно важными элементами, которые берут из почвы — водой, минералами и т. д.
Хотя корням необходимо «работать» и ради их собственного существования, роста, развития и укрепления, их главное предназначение — питать растение, чтобы оно развилось до конца, а также проявило свои репродуктивные способности, дав плоды. В то же время корни служат надежной опорой и «якорем» растения, противостоящим ветрам и различным природным явлениям.
Вспомнив, в чем заключаются функции физических корней, мы сможем понять и свои духовные корни. Как уже было сказано, первичными «корнями» еврейского народа были праотцы Авраам, Ицхак и Яаков, как сказано: «Не называют отцами [еврейского народа] никого, кроме трех» . С материнской стороны нашими «корнями» являются праматери Сара, Ривка, Рахель и Лея. Каждый из этих родоначальников и основоположников дома Израиля привнес свое особое качество, которые, соединившись вместе, создали неповторимый характер народа Израиля.
Наиболее типичным (и исходным!) был праотец Авраам, о котором сказано: «Один был Авраам» — ибо он был единственным в своем поколении, кто понял, что Б‑г — один, и, готовый пожертвовать собой, провозгласил Его единство (чистый монотеизм) в мире, погрязшем в идолопоклонстве и политеизме. Его потомки, евреи, по‑прежнему остаются единственными продолжателями его дела — незначительным меньшинством в мире, поклоняющимся множеству богов. От него мы унаследовали такое качество, как самопожертвование, а также высшую обязанность передать наше наследие своим детям. Ибо величайшая заслуга его преданного служения Всевышнему заключалась в том, что «он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Г‑сподень, творя добро и правосудие» .
Называя наших праотцев «корнями», наши мудрецы упоминали еще одно важное качество корней, желая тем самым подчеркнуть, что роль праотцев не ограничивается родительством. Разумеется, родители дают детям жизнь и передают им часть своих физических, психологических и духовных качеств. Однако, для того чтобы выжить, ребенок не нуждается в родителях непрерывно — он может от них отселиться, покинуть отчий дом и после их смерти продолжает жить дальше. В случае же с растением и его корнями это не так. Корни являются неотъемлемой и незаменимой частью растения, их основополагающее влияние должно быть непрерывным, иначе растение погибнет. Аналогичным образом, наши праотцы и праматери постоянно придают нашим душам жизненную силу.
Каждому еврею и еврейке следует понимать, что они — неотъемлемая часть великой «корневой системы», начинающейся с праотцев и праматерей, которая разрасталась на протяжении веков, питая и поддерживая наш народ, названный Всевышним «ветвью насаждения Моего, делом рук Моих для прославления» .
К сожалению, есть евреи, в силу различных причин, не ведающие о своих корнях; а у многих наших братьев эти корни настолько атрофировались, что они находятся под угрозой полного отмирания. Поэтому на тех из нас, кто является здоровым «растением» со здоровыми «корнями», необходимо работать не покладая рук, чтобы оживить и укрепить остальных, помочь им обрести свою еврейскую сущность и свое место в «корневой системе» нашего неповторимого народа.
И в этой спасательной работе еврейская женщина играет важнейшую роль, ибо она — домохозяйка, основа дома, от которой в первую очередь зависят атмосфера в семье и особенно будущее детей. Соответственно, еврейская девушка, желающая стать достойной наследницей наших праматерей, реализует себя наилучшим образом, если заранее подготовится к тому, чтобы служить фундаментом еврейского дома, этой наиважнейшей женской прерогативе. Как уже было сказано, это двоякий процесс: с одной стороны, нужно активно заниматься собственным духовным ростом и развитием, а с другой — трудиться ради сохранения и умножения нашего народа, всячески способствуя распространению еврейских ценностей среди общины — прежде всего, в тех областях, где вклад еврейских матерей и дочерей будет максимальным: кашрут, семейная чистота, зажигание свечей и т. д.
И еще один важный урок, который мы учим из аналогии с корнями: никого не интересуют яркие цвета или внешняя красота корней, да и их самих не волнует, что могут сказать об их внешнем облике. Корни делают свою работу скромно, по большей части вдали от посторонних глаз. Так же должны делать свое дело настоящие еврейки.
В мире, где мода играет столь существенную роль, где сиюминутные прихоти превалируют над принципами и убеждениями, наших достойных матерей и дочерей не заботит, что скажут соседи и прохожие, увидев, что они ведут себя и строят свой дом в соответствии с законами святой Торы. И даже если «прогрессивному» наблюдателю с соответствующими идеями этот образ жизни покажется старомодным, мы, евреи, гордимся своими «старомодными», однако всегда свежими и вечными корнями и стремимся в еще большей степени уподобиться истинным и первичным «корням» еврейского народа, которых сам Всевышний назвал «царством священников и народом святым» .
15 тевета 5739 (14 января 1979)
Високосный еврейский год имеет особое значение для еврейских женщин, матерей и дочерей. Солнце и Луна были сотворены как «два великих светила», однако каждое из них получило свое место и свои функции . Луна отражает и передает дальше свет солнца. Таким образом, она обладает особым качеством, позволяющим солнечному свету и энергии достичь таких природных областей, где прямой солнечный свет оказался бы слишком интенсивным, чтобы быть полезным.
Аналогичным образом, добродетельная еврейская жена обязана во многих отношениях «отражать и передавать» религиозный образ жизни мужа всем домашним. Тем самым она выполняет свою величайшую обязанность (и привилегию) — служить основой дома. В то же время существуют области еврейской жизни, где женщины, в полной мере используя свои особые качества, могут достичь гораздо большего, чем мужчины.
Новомесячье адара‑алеф 5730 (7 февраля 1970)
Всем участницам международной Недели еврейской женщины
Мне было приятно узнать, что открытие будущей конференции назначено на 1 адара — первый день месяца, в который «преумножают радость». Пусть это важное событие станет источником длительного вдохновения для всех участниц, чтобы в своей повседневной жизни они ощущали более глубокую и сознательную преданность Торе и заповедям и чтобы они следовали принципу «главное — действие», т. е. добрые дела, Тора и заповеди.
Представляется неслучайным, что конференция состоится в радостный месяц адар, который венчает праздник Пурим — время, когда радость и веселье достигают своего апогея. Это явно указывает на то, что лейтмотивом недели еврейской женщины должна быть радость и что все свои действия ей следует осуществлять в приподнятом настроении…
Более того, есть достойная причина, объясняющая, почему еврейская женщина должна пребывать в это время в радости: ведь именно ей, еврейской женщине, мы в первую очередь обязаны чудом Пурима. И эту идею изящно подчеркивает тот факт, что свиток, повествующий о Пуриме, назван не в честь Мордехая, и не в честь Мордехая и Эстер, и даже не в честь Эстер и Мордехая — он назван свитком Эстер. И это не просто дань уважения, но лишнее напоминание о том, что Творец наделил еврейских женщин особыми способностями, реальными и потенциальными, позволяющими им играть важную роль в деле сохранения еврейского народа во всех поколениях, от Исхода и дарования Торы до обретения Страны Израиля, от событий Пурима и Хануки до наших дней, включая самые трудные времена.
Новомесячье швата 5747 (31 января 1987)