Благословение и мир
Отвечая на Ваш вопрос, связанный с «проблемой покрытия головы», как Вы ее назвали, и с происхождением этого обычая.
Прежде всего, то, что замужняя женщина должна покрывать голову, — это не обычай, но четкий и однозначный закон Торы. Более того, щедрая награда за соблюдение этого закона свидетельствует о его бесспорной важности.
В «Зоаре» (III, 126б, а также в «Мишне бруре») о заповеди покрывать голову мы читаем (я процитирую только то, что говорится о награде, опуская упоминания о негативных последствиях неисполнения этого требования): «Ее потомки будут добродетельны… муж удостоится материальных и духовных благ, богатства, детей и внуков».
К сказанному выше мне хотелось бы добавить следующее. Я просто не могу понять, как эта заповедь может быть «проблемой» для женщины, в чьем сердце есть хоть капля веры и желания, чтобы ее семейная жизнь была действительно счастливой и благословенной… Неужели неудобства (даже если Вы настаиваете на том, что покрытие головы сопряжено с неудобствами), связанные с необходимостью покрывать голову, сопоставимы с вознаграждением, которое обещано женщине Б‑гом за исполнение Его воли? Разве не стоят любые мнимые препятствия благословения Всевышнего, творца и повелителя вселенной? Подобное отношение неуместно даже в том случае, если Его обещание было дано лишь намеком, и уж тем более когда оно было сформулировано ясно и недвусмысленно.
Разумеется, мне известен аргумент о том, что многие женщины не покрывают голову. Однако этому вопросу уже несколько тысяч лет, поскольку «малым сделал Я тебя среди народов» , а «законы у него иные, чем у всех народов» . Увы, среди евреев встречаются даже и такие, кто публично нарушает субботу или заключает смешанные браки, упаси Б‑г! Очевидно, что все это ни в малейшей степени не отражается на жизненности нашей Торы и заповедей, как сказано: «[Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои], которые будет исполнять человек, и будет жить ими» , — точно так же, как создание золотого тельца (практически сразу после дарования Торы) ни на йоту не уменьшило значения Десяти речений, равно как и всей Торы и всех ее заповедей.
В свете приближающегося праздника Пурим стоит вспомнить, что доводы вроде вышеприведенных использовал в свое время Аман, целью которого было как духовное, так и физическое уничтожение народа Израиля: «истребить, убить и погубить всех иудеев: от отрока до старца, детей и женщин» . Ибо выживание евреев, где бы они ни обитали, возможно лишь благодаря Торе и заповедям, которые Всевышний дал «народу, живущему обособленно» .
(Игрот кодеш. Т. XXIII. С. 345–346)
Скромность
Очевидно, что любые разъяснительные мероприятия, посвященные теме скромности, имеют огромное значение, и их необходимо проводить во что бы то ни стало, вплоть до налаживания сотрудничества с дизайнерами одежды и владельцами магазинов женского платья. Это особенно важно, поскольку некоторые женщины жалуются, что в магазинах невозможно найти красивую скромную одежду .
Также желательно должным образом подчеркивать, что женщины и девушки, [которые одеваются недостаточно скромно], унижают себя, как бы заявляя, что у них нет никаких внутренних достоинств, которые должны привлекать внимание и в соответствии с которыми их должны оценивать, и что их единственное достоинство — поведение, несовместимое с законами скромности.
(Без даты )
Талмуд и «Зоар» многократно указывают, что скромное поведение — лучший способ удостоиться всевозможных благ свыше: хорошего здоровья, пропитания, истинной радости от детей и внуков.
Все это зависит от Вас: [эти блага снизойдут на Вас], если Вы сами будете поступать как должно, а также позаботитесь о том, чтобы Ваши подруги, родственницы и знакомые узнали о своем колоссальном потенциале и о тех благах, которые приносит женщинам достойное поведение.
(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 204)
Известно высказывание Альтер Ребе, основателя Хабада, о том, что еврей должен жить «в ногу со временем», т. е. в соответствии с недельной главой, которая служит ему руководством и источником благословения на каждый день недели. Поэтому весьма знаменательно, что в главе Торы , выпавшей на неделю, когда проходит ваша конференция, перечисляются различные благословения Всевышнего, являющиеся Его наградой за следование законам и исполнение заповедей. Эти благословения венчает обетование: «И буду ходить среди вас, и буду вашим Б‑гом, а вы будете Моим народом» .
Условия получения этих благословений также перечислены в начале нашей главы. И это, прежде всего, соблюдение Торы и заповедей. Последнее же обетование содержит намек на святость, чистоту и скромность еврейской жизни. Ибо святость, чистота и скромность — условия пребывания святилища и присутствия Всевышнего среди евреев, а также в душе каждого еврея и еврейки.
В другом месте Тора подчеркивает важность святости «стана», еврейского дома и еврейского поведения: «[Ибо Г‑сподь, Б‑г твой, ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать тебе врагов твоих]; пусть же будет стан твой свят, чтобы не увидел Он у тебя чего‑либо срамного и не отступил от тебя» .
Мудрецы говорили, что скромность и святость должны быть присущи всем проявлениям еврейской жизни, включая речь, помыслы и особенно одежду и поведение. И, как показывает опыт, в этой области, как и во многих других, именно еврейские женщины и девушки задают тон и стандарт. Наши мудрецы также говорили, что счастливое будущее и благосостояние детей обусловлены скромным поведением матери.
Дай Б‑г, чтобы конференция, чьей основной темой заявлена скромность, поспособствовала воплощению в жизнь идеалов еврейской женственности.
(Из письма, опубликованного в Ликутей сихот. Т. VII. С. 360–361)
Вскоре после того, как в 5700 (1940) году мой тесть прибыл в Америку, он объявил, что его предназначение Свыше в том, чтобы превратить эту страну в место Торы и богобоязненности. Нашлись те, кто возразил ему: «Ведь это Америка, она не похожа на старую родину». На что Ребе ответил: «Америка ничем от нее не отличается. В том, что касается Торы и заповедей, Америка — не исключение!»
Эти слова имеют особое значение для еврейских женщин, в каком‑то смысле они касаются их даже больше, чем мужчин. Ведь женщинам в принципе свойственно следовать моде, а мода может иметь самое разрушительное влияние на скромность. Поэтому еврейская женщина должна знать: Тора и заповеди, а также принцип «вся слава дочери царской — внутри» остаются в силе и в Америке, точно так же, как на «старой родине».
(Из письма, опубликованного в Ликутей сихот. Т. VII. С. 364)
Примерка парика. Скриншот реалити‑шоу Arranged / Youtube
Когда появляется что‑то новое, его очень легко разрушить. Поэтому столь велики заслуги тех, кто приложил силы, чтобы поддержать некую полезную инициативу. С другой стороны, даже если до сих пор человек не понимал важности определенного поведения, ему легко изменить себя, если он поймет, что отказ от привычного поведения — не только его личное дело, но в определенной степени касается всей общины.
Поэтому, не вдаваясь в причины, почему в некоторых хабадских домах до недавнего времени пренебрегали рядом важных правил, касающихся одежды и воспитания детей, я хочу обратить Ваше внимание на то, что с этого момента все без исключения должны присоединиться к тем женщинам Хабада, которые носят парик, дают своим детям подлинно хасидское воспитание и ведут подлинно хасидский дом, со всем, что из этого вытекает.
Дай Б‑г, чтобы Вы осознали, что поступать соответствующим образом вовсе не трудно и что это вовсе не то, чего нужно стыдиться, Б‑же сохрани!
Гордитесь своей силой, и пусть Вас не смущает, что, когда Вы идете по улице, Ваши друзья и знакомые видят, что это идет еврейская женщина, верная «законам Моше и Израиля» — до такой степени, что не желает этого скрывать.
Будьте горды тем, что Ваши дети отличаются от всех прочих народов, что они получили Тору, которую называют Торой жизни, и учат ее в качестве единственной основы всего образования в целом.
(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 6–7)