Благословение и мир
Мезуза
Ко всем еврейским матерям и дочерям, где бы они ни жили
В свете последних событий — похищения и спасения заложников в Уганде — и последующей попытки повторить это преступление в Куште (Стамбул) необходимо осознать, что эти события служат напоминанием о том, что евреи должны как можно быстрее укрепить все, что связано с безопасностью и защитой, причем в первую очередь — в своей духовной жизни, поскольку это — канал для получения благословений Всевышнего, в том числе касающихся материальных вещей. Нужно понять, каковы правильные меры, которые, естественно, следует предпринять <…>, чтобы быть защищенными от врагов и избежать нежелательных происшествий.
Упомянутые выше события напоминают всем евреям и особенно еврейским матерям и дочерям (ибо если еврейка замужем, то ее называют хозяйкой дома, а если еще нет, то ей предстоит ею стать, к чему им следует готовиться с юных лет) следующее: в нынешней ситуации каждый еврейский дом нуждается в защите. Истинную защиту может обеспечить только Всевышний, как сказано: «Если Г‑сподь не стережет города, напрасно усердствует страж» . Чтобы удостоиться Его защиты, необходимо, чтобы жизнь дома, во всех ее проявлениях, соответствовала воле Всевышнего. Дом также должен быть обителью Шхины, как сказано: «И буду обитать среди них» . И наконец, Б‑г сделал Своему народу особый дар, чтобы защитить их жилище, — дал заповедь о мезузе. Мудрецы говорили, что мезуза охраняет дом .
Более того, эта защита распространяется на всех домочадцев, даже когда они находятся вне дома, как сказано: «Г‑сподь охранять будет твой уход и твое возвращение отныне и вовеки» . А в священных книгах разъясняется, что Имя Всевышнего Ша‑дай, которое пишут на святых мезузах, означает «Шомер Длатот Исраэль» — «Хранящий двери Израиля».
Также следует помнить, что, поскольку евреи образуют единое целое и связаны друг с другом, мезуза служит не только защитой конкретного дома и всех его обитателей, — мало того, каждая дополнительная кошерная мезуза, прибитая к косяку еврейского дома, добавляет защиты всем евреям, где бы они ни были.
А еще нужно помнить, что поскольку, как уже было сказано, каждая еврейская женщина является хозяйкой дома, а каждая еврейская девушка — будущей хозяйкой дома, им дана специальная привилегия и в то же время ответственность за все, что связано с мезузой. Поэтому именно женщины должны следить не только за тем, чтобы мезузы их домов были кошерны и прибиты на всех дверных косяках, но и за тем, чтобы таким же образом поступали не только их еврейские соседи и друзья, но и все, даже незнакомые им евреи, в своих жилищах.
Элуль, новомесячье, 5736 (27 августа 1976)
Вам было обещано, что «Г‑сподь — страж твой, Г‑сподь — сень для тебя по правую руку твою» , — тем более что в Вашей комнате, несомненно, находится кошерная мезуза. Вам также было обещано, что Всевышний помогает тем, кто хочет очиститься . Поэтому чем сильнее Вы будете уповать на Г‑спода, Б‑га Израиля, тем больших благ и большей помощи свыше Вы удостоитесь.
(Без даты)
Головной убор, парик
Вы сообщили мне хорошую новость, что, будучи в Нью‑Йорке, заказали себе парик. Всевышний, безусловно, исполнит Свое обещание, упомянутое в святом «Зоаре», что это принесет Вам и Вашему мужу и детям хорошее здоровье и благополучие, тем более что в Вашем случае этот поступок также является «освящением Имени» . Я уверен, что Вы будете носить его с радостью, ибо Бааль‑Шем‑Тов подчеркивал важность служения Всевышнему именно с радостью, и тогда Всевышний удостоит Вас еще большего благословения.
Хочу добавить к этому свое искреннее пожелание, чтобы Всевышний даровал Вам привилегию суметь повлиять на своих еврейских подруг и знакомых, чтобы те последовали Вашему примеру. Ибо парик не только является живым свидетельством неувядаемости еврейского духа, во все времена бесстрашно следующего своим законам и обычаям, но и убедительно доказывает силу еврейской женщины, готовой отстаивать свои убеждения, не поддаваясь внешним влияниям и не подчиняясь мнению других людей…
19 хешвана 5715 (15 ноября 1954)
Мне было приятно прочесть о том, что Вы твердо решили вести еврейский образ жизни, а когда выйдете замуж — создать настоящий еврейский дом, основанный на Торе и заповедях. Наши мудрецы говорили, что, когда человек прилагает даже небольшое усилие, чтобы достичь большей святости, он получает колоссальную помощь свыше, которая помогает ему осуществить свое решение легче и с гораздо большим результатом, нежели чем тот мог когда‑либо предполагать.
Что касается Вашего вопроса о парике, который, по Вашим словам, является старомодным обычаем, то позволю себе заметить, что, когда дело касается Торы и заповедей, нам не пристало рассуждать о них в категориях «модно» или «немодно». Мы соблюдаем заповеди Торы, поскольку таковы предписания Творца человеку и миру. Очевидно, что Творец знает, что лучше для человека, и хочет, чтобы человек был счастлив, причем не только в Мире грядущем, но и в этом, земном, мире. Вот почему Тору называют Торой жизни, что означает, что она — лучшее руководство, как хорошо прожить свой век на этой земле.
Что касается конкретного вопроса про парик, позвольте процитировать Вам слова священного «Зоара» (III, 126b), как они приводятся в «Мишне бруре». При этом я процитирую только то, что сказано о пользе, не упоминая всех негативных последствий неисполнения этого требования: «Ее дети будут достойными… муж удостоится материальных и духовных благ, богатства, детей и внуков».
Подумайте о колоссальной награде, обещанной еврейской женщине и матери, которая носит парик, и Вы поймете, что стоит носить парик, даже если это связано с серьезными трудностями и конфликтами, и уж тем более что, как Вы пишете, единственная проблема заключается в том, что это «старомодно». Такой аргумент нельзя назвать серьезным возражением, поскольку он опирается исключительно на мнение других людей. Также позволю себе заметить, что если говорить об общем отношении к этой и другим заповедям, то в последние годы в этой области происходят колоссальные изменения: люди начинают испытывать уважение и восхищение теми, кто живет в соответствии со своими убеждениями и идеалами, не поддаваясь влиянию толпы. Разумеется, всегда найдутся те, кто станет насмехаться над чужими убеждениями, однако, если человек искренне предан своей вере, он заслуживает искреннего уважения и восхищения. Кроме того, если со временем Вы поселитесь в ортодоксальном еврейском районе, то увидите, что другие молодые женщины захотят последовать Вашему достойному примеру, и в результате Вы приобретете дополнительную заслугу — повлияете на других и наставите их на путь истинный. Однако здесь верно и обратное, поэтому еврей всегда должен думать о том, как его поведение повлияет на окружающих. Это должно стать еще одним доводом, почему Вам следует отбросить поверхностные возражения против того, чтобы носить парик.
Не менее важно помнить, что брак — жизненно важный институт не только для мужа и жены, но и для будущих поколений. Все родители хотят, чтобы их дети были счастливы, и готовы на все, чтобы помочь их счастью осуществиться.
Разумеется, Вы можете указать на ту или иную [еврейскую религиозную] женщину, которая не носит парик. Однако, думаю, Вам не нужно объяснять, что у каждого человека есть свои слабости, так что коли уж следовать принципу «учиться у каждого» , то будет разумнее подражать достоинствам и сильным сторонам человека, а не его недостаткам.
Ханука 5721 (декабрь 1960)