Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 1 сентября 2020
Поделиться

Думаю, мне нет нужды объяснять, что, если Вы собираетесь начать работу только после того, как будут выполнены все перечисленные Вами условия: 1) полное согласие между всеми работниками и учреждениями; 2) единогласное признание авторитета NN всеми членами и подразделениями Вашей общины, — это верный способ не начать ее вовсе. По правде сказать, я и не припомню таких времен, даже при моем тесте, благословенной памяти, когда бы в нашей среде существовало столь идеальное единство и вся община и все ее институты безоговорочно подчинялись некоему центральному руководству (если не считать того, что значительная их часть признавала авторитет самого Ребе).

Поэтому правильнее будет не ожидать осуществления этих условий, подходящих скорее для времен Машиаха, о которых сказано: «Полна будет земля знанием Г‑спода, как полно море водами» Йешаяу, 11:9.
, — а разделить фронт работ. Я имею в виду, что каждый должен поставить перед собой конкретную, четко обозначенную задачу и взяться за ее осуществление со всем возможным пылом и энергией. По всем вопросам, касающимся ее достижения, каждый из вас будет считаться «начальником», хотя организационно и должен будет консультироваться с другими членами исполнительного комитета, где все вопросы, как это принято, решаются большинством голосов. С наиболее же насущными вопросами Вы всегда можете обращаться сюда В нью‑йоркскую штаб‑квартиру Хабада.
(в письменном виде), и будьте уверены, что Вы непременно получите ответ.

Разумеется, Вам следует быть готовой к неизбежным конфликтам, которые будут возникать в процессе принятия решений, начиная с отбора кандидатов для участия в депутациях и заканчивая организационными вопросами. Однако, если человек будет знать, что он отвечает лишь за свой участок работы, на котором он может добиться реальных успехов, ему будет гораздо легче согласиться с тем, что другие вопросы находятся вне его компетенции.

6 нисана 5715 (29 марта 1955)

Что касается женской группы, уверен, мне не нужно лишний раз подчеркивать, насколько важным является Ваше влияние на ее состав. Не сомневаюсь, что Вы позаботитесь о том, чтобы во время Вашего отсутствия Корреспондентка Ребе должна была уехать на лето в летний еврейский детский лагерь, который согласилась возглавить.
Вас кто‑нибудь заменил. Возможно, Вы также сможете переписываться с женщинами из Вашей группы, чтобы за лето Ваша связь с ними не ослабла.

27 сивана 5717 (26 июня 1957)

 

Вы, наверное, слышали, что на время летних каникул многие старшие ученики хабадских ешив добровольно едут в отдаленные места, чтобы работать с тамошними евреями, нуждающимися в воодушевлении и укреплении еврейской составляющей своей личности, помогают им хранить верность нашему народу и вести существование религиозного еврея. Случилось так, что один из студентов оказался в некоем маленьком городке, оторванном от еврейской жизни, где он нашел лишь несколько еврейских семейств и, по его словам, так ничего от них и не добился. Однако несколько месяцев спустя в «Меркоз ле‑инъёней хинух» «Меркоз ле‑инъёней хинух» (Merkos L’Inyonei Chinuch) — крупнейшая образовательная организация Хабада, созданная шестым Любавичским Ребе р. Йосефом‑Ицхаком Шнеерсоном в 1947 году. Первым руководителем центра был р. Менахем‑Мендл Шнеерсон. , спонсировавший эту программу, пришло письмо от представительницы одного из этих семейств. Его автор писала, что как‑то летом она стояла у окна и вдруг увидела молодого человека в темной шляпе и с развевающимися нитями цицит, направляющегося к ее дверям. Она сообщила, что, впустив юношу и узнав о цели его визита, она никак не отреагировала, поскольку ни она сама, ни ее семья на тот момент не были готовы изменить свой образ жизни. Однако спустя некоторое время после этой встречи ее вдруг «зацепило». Она подумала о своем деде, и в ее памяти возникли прекрасные воспоминания о еврейской жизни, которую она наблюдала в его доме, где материальные условия были куда скромнее, чем те, к которым она привыкла, выйдя замуж. И однажды, пишет эта женщина в своем письме, она набралась решимости изменить свою жизнь. Сделала дом кошерным, стала соблюдать субботы и праздники и вместе с супругом начала воспитывать своих детей в духе Торы. С тех пор в ее доме царит такой покой и такая безмятежность, что ей захотелось написать в «Меркоз ле‑инъёней хинух», чтобы выразить членам этой организации свою глубочайшую признательность.

Итак, если все это произошло благодаря мимолетной беседе с молодым человеком, который понятия не имел, к каким далеко идущим последствиям приведет эта встреча, насколько же большего может достичь американская еврейская семья, чье влияние не ограничено несколькими минутами разговора и чей пример той повседневной жизни и того поведения, которые должны быть уделом и благословением для каждого еврея, может стать заразительным!

Разумеется, жизнь по настоящим еврейским стандартам может быть сопряжена с определенными трудностями (многие из которых, впрочем, являются скорее воображаемыми, чем реальными). Однако эти трудности не идут ни в какое сравнение с теми бесконечными благами [которые станут еврею наградой за исполнение заповедей]. Более того, усилия могут быть индивидуальными, а польза от них несомненна для всего народа.

Наиболее эффективный способ влияния на других — служить живым примером. Однако, учитывая, что другие далеко не всегда подражают нам на все сто процентов, полагаю, что, если нам будут подражать, скажем, хотя бы процентов на пятьдесят, это уже немало, и тот, кто служит таким примером для других, должен, учитывая эту особенность человеческой природы, находиться на гораздо более высоком уровне, чем его последователи.

5736 (1976)

Перед брит милой

Вы спрашиваете, как повлиять на членов Вашей семьи, чтобы приблизить их к Торе и заповедям.

Согласно указанию самой Торы, которую называют Торой жизни, следует действовать в соответствии со словами Писания: «Пути ее — пути приятные, и все стези ее — мир» Мишлей, 3:17. . И хотя в том, что касается иудаизма, нет и не может быть места компромиссу, для того чтобы воздействовать на ближнего и приблизить его [к Торе], наибольшего и наискорейшего успеха можно добиться, лишь следуя указанному принципу. Нужно иметь достаточно терпения, чтобы говорить о еврействе снова и снова и ни в коем случае не злиться, если на первых порах от этих разговоров не будет никакого толку.

Удивительно, что Вы не упомянули об общественной деятельности, которой Вы занимались, — как обстоят дела, что делается, чтобы ее расширить, и т. д.

17 элула 5718 (2 сентября 1958) 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

В большинстве случаев наша вера ослабевает отнюдь не из‑за того, что мы достигли более глубокого уровня постижения Торы в результате ее интенсивного изучения, — наоборот, утрата веры происходит тогда, когда Тора оказывается для нас помехой на пути к тем или иным физическим удовольствиям. Такова наша человеческая природа: стремясь успокоить свою совесть, мы ищем и находим изъяны в Торе Всевышнего…

Благословение и мир

Во всем, что касается практических законов, чем меньше человек спорит с собой, вместо того чтобы исполнять их с простой верой в Б‑га, тем легче и естественнее будет протекать его жизнь, тем больше в ней будет гармонии и счастья. Один из важнейших аспектов еврейской религии — служение Б‑гу в радости. Оно проявляется не только в соблюдении конкретных заповедей, например зажигании субботних свечей, но в каждом поступке, высказывании или мысли, которые должны быть посвящены Б‑гу и преисполнены радости — от того, что у нас есть возможность служить Творцу.

Благословение и мир

Совершенно очевидно, что, если бы человек жил достаточно долго и имел необходимые способности, чтобы без помех и ошибок ставить всевозможные эксперименты, он, безусловно, пришел бы к тем же выводам, которые мы находим в Торе, дарованной нам Б‑гом, — о необходимости соблюдать субботу, есть только кошерное и т. д. Однако, как уже было сказано, Всевышний, в Своей бесконечной милости, оградил нас от этих хлопот, равно как и от возможных ошибок, и дал нам все результаты в готовом виде, поскольку любит всех людей, как тех, кто обладает способностями к исследованиям, так и тех, кто их лишен.