Актуалии

Почему празднуют День независимости?

Ицхак Стрешинский 18 апреля 2018
Поделиться

Как известно, различные группы религиозного еврейства по-разному относятся к Государству Израиль, к его религиозному значению и празднованию Дня независимости. Эта статья дает в общих чертах представление о точке зрения тех, кто ежегодно отмечает 5 ияра, день провозглашения Государства Израиль, как религиозный праздник. При этом те, кто отмечает День независимости, по-разному объясняют, почему они это делают, и высказывают различные мнения по многим вопросам, например, таким, как отношение к политике израильского правительства, или к тому, есть ли связь между Государством Израиль и мессианским Избавлением.

В этой статье мы рассмотрим в основном две точки зрения: рава Цви-Йеуды Кука (1891–1982), духовного лидера религиозного сионизма в период воссоздания еврейского государства, и рава Меира-Давида Кахане (1932–1990), израильского раввина и политического деятеля, депутата кнессета в 1984–1988 годах.

В Торе сказано: «Унаследуйте эту землю и заселите ее, так как вам дал Я эту землю, чтобы унаследовать ее» (Бемидбар, 33:53). Известный комментатор и законоучитель рабби Моше бен Нахман (Рамбан; 1194–1270) так писал об этом повелении Всевышнего в дополнениях к «Книге заповедей»: «Нам заповедано унаследовать землю, которую дал Всевышний нашим праотцам, Аврааму, Ицхаку и Яакову, и не оставлять ее во владении какого-нибудь другого народа или пустующей». Согласно тому, как трактовал эти слова Рамбана рав Цви-Йеуда Кук, исполнение заповеди заселения Эрец-Исраэль – это обретение еврейского суверенитета Эрец-Исраэль; именно этот суверенитет и был обретен с провозглашением государства 5 ияра 5708 года.

Еще один аспект провозглашения государства, с точки зрения рава Ц.-Й. Кука, – это начало Избавления, собирания изгнанников и освящения Имени Всевышнего. В День независимости 1967 года, во время своего традиционного выступления в возглавляемой им ешиве «Мерказ а-Рав», рав Цви-Йеуда отметил соответствие государства тому, что предсказывали пророки. Он признавал, что государство несовершенно, но при этом отмечал, что в пророчествах говорится о возвращении потомков Авраама, Ицхака и Яакова, которые начнут заселять Страну Израиля и будут обладать государственной властью. Однако пророки не упомянули о том, будут ли они при этом праведниками или нет.

В том же выступлении рав Кук сказал, что на протяжении девятнадцати лет со дня создания государства мы удостоились изо дня в день видеть чудеса, совершаемые Всевышним в строительстве, в сельском хозяйстве, в политике, в обороне государства, в материальных и духовных сферах.

5 ияра 5708 (14 мая 1948) года Давид Бен-Гурион в Тель-Авиве провозглашает создание Государства Израиль

Рав Цви-Йеуда Кук указывал, что в Государстве Израиль еще есть то, что причиняет боль, и в этом можно увидеть осквернение Имени Всевышнего (хилуль а-Шем). Самыми острыми проблемами он считал то, что юридическая система государства не базируется на еврейском праве, и то, что в государстве беспрепятственно ведется миссионерская деятельность. Но при всем том, по мнению рава Ц.‑Й. Кука, сам факт существования государства и его независимости есть освящение Имени Всевышнего (кидуш а-Шем). Рав Кук полагал, что именно о подобной ситуации сказано мудрецами в Иерусалимском Талмуде: «Освящение Имени Всевышнего больше, чем осквернение Имени Всевышнего» (Кидушин, 4:1). Он объяснял это высказывание так: если освящение и осквернение Имени Всевышнего соседствуют в одном деле, то из этого не следует, что не нужно браться за это дело. Аспект освящения Имени Всевышнего больше, он перевешивает и обязывает к действию. И это тем более верно, когда речь идет об освящении Имени Всевышнего при возрождении еврейского народа.

Здесь стоит отметить важный аспект подхода рава Цви-Йеуды Кука, не всегда понятный некоторым религиозным сионистам и их оппонентам. Считая, что Государство Израиль имеет религиозную составляющую, и в целом относясь с уважением к его руководству, рав Ц.-Й. Кук не отождествлял понятия «государство» и «правительство». Так, он называл осквернением Имени Всевышнего правительство меньшинства, опирающееся на арабские голоса. В 1974 году он сравнивал попытки правительства помешать заселению Эрец-Исраэль с установлением черты оседлости в царской России и писал в своих воззваниях: «Правительство существует для народа, а не народ для правительства». И еще: «Мы выполняем заповеди Торы, а не правительства. Тора важнее, чем правительство, Тора – вечна, а это предательское правительство – преходяще и не имеет значения». В своем знаменитом воззвании «Не бойтесь!» он писал, что каждый еврей, включая и военнослужащих, обязан всеми силами мешать передаче частей Эрец-Исраэль неевреям.

Эту позицию поддерживали и другие духовные лидеры национально-религиозного лагеря. Так, во время насильствен­ного выселения евреев из Гуш-Катифа и Северной Самарии в 2005 году (так называемого «размежевания») рав Авраам Шапира (1911–2007), бывший главный раввин Израиля и преемник рава Цви-Йеуды Кука на посту главы ешивы «Мерказ а-Рав», постановил, что солдатам запрещено Алахой выгонять евреев из их домов.

После проведения «размежевания» в некоторых кругах наци­о­нально-религиозного лагеря, особенно среди молодежи, распространились идеи «размежевания» с государством, попытки порвать с идеологией рава Кука и принять точку зрения тех, кто заявлял, будто все, связанное с восстановлением государства и возрождением национальной жизни в Эрец-Исраэль, не имеет никакого отношения к Избавлению. Одним из практических воплощений этой точки зрения стал отказ читать в День независимости Алель (подборку псалмов, предназначенных выразить благодарность Всевышнему), хотя это было установлено Главным раввинатом вскоре после создания государства. Рав Авраам Шапира высказал свое мнение по этому вопросу в статье, написанной перед последним в его жизни Днем независимости в мае 2007 года.

Он писал: «Слава Б‑гу, что мы вновь удостаиваемся благодарить Всевышнего за создание государства. Сто лет назад в Эрец-Исраэль было пятьдесят тысяч евреев, а сегодня, слава Б‑гу, – около шести миллионов евреев. Также, слава Б‑гу, увеличилось изучение Торы в еврейском народе, и Государство Израиль – самый большой центр изучения Торы в мире… К моему сожалению, есть те, кто сомневается, обязаны ли мы благодарить Всевышнего сегодня. Ведь были изгнаны десять тысяч человек из Гуш-Катифа, а это – ужасное и страшное деяние; есть еще и другие недостатки. Однако я не могу понять этого ужасного недопонимания. Государство Израиль было создано Всевышним; так почему же мы не будем благодарить Его?.. Государство – это нечто постоянное и существует, как любая вещь, насчет которой мы верим, что она была дана с Б‑жьей помощью. Проблемы есть у правительства, людей из “плоти и крови”, назначаемых на короткое время, на год или на два, а может быть и того меньше. Мы не покрываем ни тех, кто нес ответственность или своими прямыми действиями способствовал изгнанию евреев в Эрец-Исраэль, ни тех, кто колебался или искажал мнение Торы. Промахи и неудачи были и во времена царей Израиля, да и у каждого человека есть свои слабости. Когда правительство поступает неправильно – это, конечно, плохо; но неужели из-за этого мы не будем прославлять Всевышнего за то, что Он сделал?!..»

Можно подвести итог: в соответствии с точкой зрения рава Цви-Йеуды Кука и рава Авраама Шапиры, с одной стороны, есть святость в том, что у евреев после почти двух тысяч лет изгнания вновь появилось свое государство, возрождается нормальная жизнь на своей земле. За это нужно благодарить Всевышнего в молитвах. Но с другой стороны, следует бороться и протестовать против всех плохих явлений, существующих в государстве. Отметим также, что основная тема молитв Дня независимости – это именно благодарность Всевышнему, а вовсе не восхваление правительства или государственных структур. А молитву за благополучие государства, в котором они проживают, евреи читают на протяжении почти всех долгих лет изгнания.

Рав Меир Кахане также говорил о необходимости разделения понятий «государство» и «правительство», так как правительство может состоять из праведников или злодеев, а государство – это еврейская власть в Эрец-Исраэль. В своей книге «Свет идеи» рав Кахане перечисляет «явные признаки» начала Избавления: возрождение Страны Израиля и чудесные победы в войнах над многочисленными врагами, собирание в Эрец-Исраэль миллионов евреев и создание суверенного государства, какого не было со времен Хасмонеев. Весьма резко отзываясь о правителях государства, не соблюдающих заповеди, и их поступках, он отмечает, что у всего этого нет никакой связи с созданием государства, которое является освящением Имени Всевышнего.

Выселение из Гуш-Катифа проходило с «чуткостью и настойчивостью». Август 2005 года

Мнение рава Кахане по поводу государства базируется на пророчестве в 36‑й главе книги пророка Йехезкеля, которое рав Цви-Йеуда Кук также упоминал в своих выступлениях и статьях. В этом пророчестве сказано от имени Всевышнего: «И рассеял Я их среди народов, и рассеяны были они среди стран; в соответствии с путем их и с поступками их, Я осудил их. И пришел [народ Израиля] к народам, куда пришли они, и оскверняли Имя святое Мое, когда говорили о них: “Народ Б-га они, и из Его страны вышли!” И сжалился Я над Именем Моим святым, которое осквернил дом Израиля среди народов, к которым пришли. Поэтому скажи дому Израиля: “Так сказал Г‑сподь Б‑г: не ради вас действую Я, дом Израиля, но ради Имени святого Моего, которое осквернили вы среди народов, к которым пришли! Я освящу великое Имя Мое, оскверненное среди народов, которое осквернили вы среди них, и узнают народы, что Я – Б‑г, – слово Г‑спода Б‑га, – когда освящусь Я в вас у них на глазах. И возьму Я вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу”» (Йехезкель, 36:19-24).

Рав Кахане так объяснял это пророчество: сам факт пребывания еврейского народа в галуте, где он унижен и беззащитен, – это осквернение Имени Всевышнего. Преследователи евреев видят в том, что могут безнаказанно издеваться над народом Всевышнего, проявление Его якобы слабости. Согласно этому мнению, поскольку уничтожение евреев немецкими нацистами и их пособниками в годы второй мировой войны было страшнейшим осквернением Имени Всевышнего, прекращение осквернения Имени Всевышнего, с другой стороны, должно произойти на языке, понятном ненавистникам евреев. Хотя еврейский народ не был достоин Избавления в соответствии со своими поступками, произошли события прямо противоположные гибели миллионов евреев и все это – «не ради вас, но ради Имени святого Моего».

Если убийства и унижения евреев в галуте – это осквернение Имени Всевышнего, то возвращение еврейского народа на свою землю и создание там независимого государства – это освящение Имени Всевышнего. В стойкости, мужестве и победах евреев над их врагами выражаются сила Б‑га и Его победа. Поэтому суверенное еврейское государство, созданное благодаря возвращению евреев в Сион и собиранию изгнанников, государство, которое побеждает врагов, и есть освящение Имени Всевышнего. При этом рав Кахане считал, что сами евреи должны продолжать освящать Имя Всевышнего своими действиями, исполнением заповедей, как на личном, так и на национальном уровне. В таких нарушениях заповедей, как отступление с завоеванной территории Эрец-Исраэль, он видел осквернение Имени Всевышнего. Дальнейшее продвижение Избавления зависит, согласно раву Кахане, от того пути, который выберут евреи.

В соответствии с этим, День независимости знаменует благодарность Всевышнему; это празднование освящения Его Имени. Отметим, что ешива «Еврейская идея», созданная равом Меиром Кахане, – одно из немногих мест, где в День независимости и в День освобождения Иерусалима произносят Алель и вечером и утром, тогда как во многих других ешивах и синагогах, как правило, произносят Алель только утром.

(Опубликовано в №216, апрель 2010)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Почему Б‑г создал нас? Недельная глава «Берешит»

Б‑г создал человечество по Своему образу, а значит, Он наделил людей свободой выбора, чтобы никто никогда не мог в полной мере предсказать их действия. И люди тоже (в пределах своего ограниченного срока жизни и своей бренности) будут теми, кем выберут быть. Когда Б‑г даровал людям свободу поступать хорошо, Он также дал им свободу поступать дурно. Эту дилемму не может обойти даже Сам Б‑г

Раскрытие сокровенного: осенние праздники

Так как сукка очищает от скверны (как и отсеки в ковчеге), тот кто сидит в ней, видит свет Б-жий. Слово сукка происходит от понятия «провидение». А возлияние воды на мизбеах в Суккот приводит к возвышению и одухотворению «нижних вод»

Причины простить — или не прощать

Ева Мозес Кор, узница Холокоста, в 2015 году на глазах у всего света простила нациста, и ее объявили героиней. Ева — одна из многих близнецов, на которых доктор Йозеф Менгеле проводил страшные медицинские эксперименты. Полвека спустя после Второй мировой войны Ева связалась с одним из докторов‑нацистов, служивших в Аушвице. По настоянию Евы он написал ей покаянное письмо, а она в ответ написала, что прощает его