Послания Любавичского Ребе

Масъэй. «Вот переходы сынов Израиля…»

Текст подготовил Довид Карпов 17 июля 2020
Поделиться

ИЗ РАМСЕСА В CУKOT

В самом конце четвертой книги Торы, в последней главе «Масъей» перечисляются все 42 стоянки, которые совершили сыны Израиля на пути из Египта в Ханаанскую землю. Это подробное перечисление придает теме стоянок и переходов по пустыне особое значение, и даже, в известной мере, назидательный характер. Но какие выводы и какую мораль можно извлечь для себя из простого перечисления географических названий, большинства из которых давно уже нет на карте?

Если Тора описывает лишь исторические события, то почему все эти передвижения или переходы названы «Исходом из Египта» («Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из страны Египетской»), а не только первый из них? Ведь по сути уже во время первого перехода из Рамсеса в Сукот евреи оказались вне границ древнего Египта, и весь дальнейший путь уже прямого отношения к Египту не имел!

На самом деле, такой вывод можно сделать, если воспринимать Исход, как событие чисто историческое, и в этом смысле уникальное, которое произошло всего один раз в нашей истории, и больше уже никогда не повторится.

Но даже если считать главным в этом великом историческом событии обретение духовной свободы, все равно принципиальным следует признать самый первый шаг, когда еврейский народ раз и навсегда избавился от рабской египетской зависимости и власти фараона, и вышел на «оперативный простор». И опять мы приходим к тому, что все последующие переходы ничего существенного в этом смысле не добавили.

То же самое можно сказать и про конечный пункт. Только на последнем этапе евреи вступили, наконец, на Святую землю. Весь предыдущий путь — это всего лишь история скитаний по пустыне. Ведь если бы евреи отправились в Ханаанскую землю прямым путем, они прошли бы его меньше чем за две недели.

Все, что описано в Торе, имеет прямое отношение к каждому еврею, и служит ему практическим указанием и наставлением в его жизни. В частности поэтому Баал-Шем-Тов утверждал, что духовный путь, аналогичный тому, который прошли наши предки, все эти 42 перехода, начиная с исхода из Египта и заканчивая вступлением в Святую землю, должен пройти в своей жизни каждый еврей. Конечно, включая и последующее построение Храма.

Эта же мысль присутствует и в известном высказывании наших мудрецов (см. текст пасхальной Агады): «В каждом поколении еврей обязан ощущать себя так, как будто он сам вышел из Египта».

В этом смысле Исход из Египта — это прежде всего обретение духовной свободы, выход за старые рамки, преодоление прежних барьеров и ограничений, которые воспринимаются как «духовный Египет» Древнее название Египта — Мицраим созвучно слову «мецарим», что означает узкое место, межа или граница (ср. современное арабское «Миср»). Это соответствует его географическому положению, т.к. в древности Египет представлял собой узкую полосу плодородной земли в долине реки Нил, которая протянулась на тысячи километров. (Сам же топоним «Египет» греческого происхождения, и связан с искаженным названием древней египетской столицы Мемфиса). . Рассуждая так, мы приходим к выводу, что Исход из Египта — это вовсе не разовый акт, а, напротив, многократный процесс, который в том поколении продолжался в течение всех сорока лет, включал в себя 42 этапа, и завершился вступлением в Ханаанскую землю. Развивая эту мысль, можно утверждать, что на самом деле «Исход» — это духовное состояние, в котором еврей пребывает всю жизнь. Просто в том, первом поколении, физический выход за границы древнего Египта во многом совпал также с духовным исходом и освобождением.

Тогда евреи шли по выжженной и безлюдной пустыне. Но в нашей жизни этот путь скорее напоминает лестницу, где каждая новая ступень располагается выше предыдущей, она означает достижение качественно нового уровня, который не сравним с предыдущим. И каждый новый этап на пути — это очередной исход, когда еврей должен преодолеть, прежде всего, себя самого, свою собственную внутреннюю ограниченность, а также, если понадобится, и внешние препятствия — свой «египет», чтобы в конце выйти на новый рубеж, который для него становится очередным достижением, желанной целью. Можно сказать, что на какое-то время он достигает «доброй и просторной земли». Но только на время, пока он не почувствует ограниченности своего нового состояния, и тогда извечное стремление еврейской души к большей святости и совершенству снова позовет его в путь, к следующему «переходу». Поэтому в тексте слово «переход» и стоит во множественном числе, указывая на необходимость постоянно, раз за разом, преодолевать себя и выходить из собственного «египта».

 

ОСТАНОВКА В ПУТИ

Этот же хасидский взгляд на Исход из Египта дает ответ еще на один вопрос, который возникает в связи с прочтением нашего отрывка. Хотя сказано в самом начале: «Вот странствия сынов Израиля», но по существу перечислены не переходы, а стоянки! В таком случае логичнее было бы сказать: «Вот остановки, которые совершили сыны Израиля». Согласно толкованию Баал-Шем-Това, каждое новое место, упомянутое в Торе (включая и его название на языке Писания), указывает на некий новый духовный уровень, которого достигает еврей в своем служении.

Но почему Тора подчеркивает во всем этом сам процесс — «вот переходы» (масей), а не конечный результат — места стоянок? Что более принципиально в жизни еврея — само движение и духовный рост, или все же конечный результат, который достигается в конце этого процесса?

И здесь Тора недвусмысленно подчеркивает, что еврей должен все время находиться в состоянии духовного поиска, в непрерывном продвижение вперед: и в изучении и соблюдении Торы, и в связи с Творцом, и в своих отношениях с ближним.

В частности поэтому, ангелы, хотя они и являются духовно более возвышенными существами, т.к. лишены соблазнов и дурных побуждений, называются «стоящими» или «статичными», т.е. лишенными способности к дальнейшему совершенствованию и духовному росту. В отличие от человека, который, хотя и наделен животным началом, склонным к соблазнам, преодолевая их, способен достичь большей духовной высоты, чем ангелы. Поэтому Тора и была дана людям, а не ангелам. Как сказано («Зехарйя», 3:7): «Так сказал Г-сподь Ц-ваот: если путями Моими ходить будешь и если исполнять будешь службу Мою, а также судить будешь ты Дом Мой, а также стеречь дворы Мои, то и Я дам тебе ходить между стоящими этими». «Эти стоящие» — это и есть ангелы. «Ходить, двигаться» — означает духовный рост и продвижение.

Стояние на одном месте, даже если объективно — это стояние на весьма высоком уровне, само по себе уже является, в значительной степени, духовной деградацией. А то, что любой человек испытывает временные взлеты и падения, не меняет того факта, что, по сути, он все равно стоит на одном месте, и остается на прежнем уровне.

 

КОНЕЦ — ЭТО ЧЬЕ-ТО НАЧАЛО

Когда мы говорим о движении вперед, мы подчеркиваем, что вместе с тем, это еще и продвижение наверх, т.е. духовный подъем или «алия». Примечательно, что среди стоянок, перечисленных в Торе, далеко не все символизирует собой реальный подъем. Это, в частности, следует из самих названий и тех событий, которые в этих местах произошли (например, гора Гор являлась местом кончины Аарона). Более того, многие из них носят откровенно негативный характер, и служат поводом для порицания, т.е. указывают, напротив, на деградацию и духовное падение. (Например (33:16): «И двинулись из пустыни Синай, и расположились в Киврот-Гатааве», что дословно переводится, как «страстные могилы», где были похоронены евреи, жаждавшие мяса, и объевшиеся перепелов, и т.д.).

Да и само пребывание в Изгнании — в «пустыне народов», тоже, в целом, является таким снижением духовного уровня, как об этом сказано у пророка («Йехэзкэйл», 20:35): «И приведу вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами». Но, несмотря на это, все равно уход в Изгнание — это тоже шаг вперед, который необходимо было сделать, чтобы достичь еще большего духовного величия в самом конце, во времена Избавления. То, что Всевышний ставит нас иногда в подобное положение, — это благо, поскольку дает нам шанс достичь большего. Поэтому любая стоянка или остановка — это временный результат, после которого надо будет двигаться вперед.

И это последнее Изгнание — тоже всего лишь временная, пусть и длительная остановка в пути, которая, несмотря на неизбежные потери, позволила нам многое достичь и приобрести. Которое обязательно завершится конечным пунктом — приходом в Иерихон Иорданский, первый пункт на Святой Земле, который символизирует полное и окончательное Избавление!

 

ПАРНОСЕ

Так же, как пребывание на одном месте не всегда означает бездействие и духовное прозябание, так и бессмысленная спешка и суета вовсе не всегда означают реальное продвижение вперед.

Однажды Рабби Леви-Ицхак из Бердичева столкнулся на улице с одним евреем, который куда-то летел сломя голову. На вопрос Ребе, куда тот так торопится, еврей, картинно воздев на бегу руки к небу, успел прокричать лишь одно слово: «Парносе, парносе!», т.е. «Дела, дела»!

Услышав это, цадик весьма удивился и резонно заметил: «А откуда ты знаешь, что твой заработок (парносе) впереди тебя? Может быть, он как раз сзади, и выходит, что ты на самом деле убегаешь от него»?

В связи с этой истории вспоминается другое известное изречение, которое можно слегка перефразировать: «В какую бы сторону еврей ни шел, он всегда должен двигаться к Мошиаху»!


(Опубликовано в газете «Еврейское слово», №348)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Двар Тора. Матот-Масеэй: Благословенная пустыня

Зачем в Торе перечисляются все 42 стоянки в пустыне во время странствий еврейского народа? О чем рассказывает история о странствиях в пустыне? И можно ли судить о всей дороге, не пройдя путь целиком? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Матот-Масеэй.

Уроки Торы I. Масей

Эта недельная глава начинается с рассказа о сорока двух походах, которые привели сынов Израиля из Египта в Землю обетованную. Впрочем, по начальной фразе главы можно подумать, будто Исходом из Египта были все их странствия. На самом же деле Исход как таковой — только первый поход. Чтобы понять это как можно лучше, в беседе раскрывается тема Египта не только как страны, но и как умонастроения.

Уроки Торы I. Матот

В первых стихах этого недельного раздела приводятся законы о клятвах и обетах, а также о том, как их можно отменять. Сам человек не может снять с себя обязательства, но в известных случаях это могут сделать за него другие, скажем, отец вправе освободить от обещаний несовершеннолетнюю дочь, а муж — жену. В случае с девушкой, пока только помолвленной, сочетаются обе вышеуказанные возможности: ее могут освободить от какого‑либо обета отец и потенциальный супруг. Их общая власть распространяется и на клятвы, данные ею до обручения.