Послания Любавичского Ребе

Насо. «Исчисли»

Текст подготовил Довид Карпов 5 июня 2020
Поделиться

«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы

«И когда Моше входил в шатер Собрания,
чтобы говорить с Ним, слышал он голос,
говоривший ему над покровом,
что на ковчеге откровения,
между двумя литыми ангелами,
и Он говорил ему».
(«Бемидбар», или «Числа», 7:89)

 

Мне голос был

Эта Суббота, когда мы читаем и изучаем главу «Насо» — первая после праздника Швуэс и Дарования Торы. А поскольку все события Торы реально происходят, включая и само Дарование Торы, которое мы недавно отмечали и заново переживали, то мы вправе ожидать, что это эпохальное событие должно найти свое отражение в ближайшей главе. Начинается она словами (4:22): «Сочти поголовно» (насо рош), а заканчивается: «И когда Моше входил в шатер соборный, чтобы говорить с Ним, слышал он голос, говоривший ему над покровом, что на ковчеге откровения». Обе фразы указывают на характер служения в новую эпоху, уже после получения Торы. И одно из наиболее принципиальных изменений, произошедших в мире, заключалось в том, что исчезла непреодолимая грань, завеса, которая разделяла «высшие миры», включая мир Б-жественных откровений, и наш «нижний», материальный мир. Всевышний («в одеяниях» Торы и заповедей) «сошел на гору Синай», а Моше-рабейну «поднялся», и они символически «встретились» на вершине горы, где и произошло вручение Скрижалей.

Однако во время Синайского Откровения в большей степени ощущалось раскрытие Б-жественного присутствия в нашем мире, чем возвышение самого человека, которое началось уже после этих событий.

 

Поднять голову

Нельзя ограничиться лишь тем, что святость сама нисходит в этот мир, так сказать спускается «сверху вниз». Если сам человек со своей стороны не намерен сделать шаг «навстречу», то благодаря одним только усилиям со стороны Творца не может возникнуть надежной связи между человеком и Творцом, и прежде всего из-за «слабого звена» — человека. Как сказали наши мудрецы: «Тот, кто стремится к святости — тому помогают свыше». Зато «тот, кого влечет нечистота (грех) — тому не препятствуют». И только когда сам человек стремится приблизиться и воссоединиться с Творцом посредством своих интеллектуальных и душевных сил — только тогда возникает прочная двусторонняя связь .

Скрытое указание на необходимость с нашей стороны прикладывать усилия для духовного роста содержится в самых первых словах главы: «вознеси голову» (насо эт рош) . Таким образом, сама Тора предписывает нам «поднять голову», которая и без того является верхней частью человеческого тела, поскольку структура тела повторяет структуру души, а человеческий разум (три его интеллектуальные силы — хабад) является высшим уровнем в душе . И тем не менее, мы не должны довольствоваться тем, что заложено в нас самой «природой» (на самом деле — Творцом природы, в том числе — и человеческой), но должны возвышать ее, включая самые высшие ее аспекты — человеческий разум, до уровня святости.

 

Самая низкая гора

Выражение «возвысить» означает: использовать все свои таланты и способности для служения Творцу. Мы уже приводили комментарий Ребе на первую мишну из «Поучений Отцов» (пиркей авот) («Авот», 1:1): «Моше получил Тору на горе Синай, и передал ее Иегошуа…». Там Ребе объясняет, зачем необходимо уточнять, что Тора «получена на Синае», что известно. Если, упоминая о горе Синай, Мишна намекает, что Тора была дарована нам Творцом, который открылся нам на горе Синай, то можно было бы выразиться проще и конкретней: «Моше получил Тору от Всевышнего и передал ее всем последующим поколениям».

Очевидно, что в данном случае уточнение важно не само по себе, а тем, что содержит важное нравоучение. Всевышний, как известно, выбрал для столь эпохального события именно гору Синай, поскольку, как говорят наши источники, она была «самая низкая из гор» (махих миколь турайя). Тем самым гора Синай соединила в себе два противоположных качества. С одной стороны, как любая гора — это возвышение. Но, с другой стороны, как раз гора Синай была самой низкой из всех окружающих гор, то есть величие и скромность в «одном флаконе». Когда еврей приступает к изучению Торы, он должен быть подобен «горе»: тверд в своем намерении, не пасовать перед насмешниками и ощущать себя в чем-то равным Творцу и достойным изучать Б-жественную мудрость. А с другой стороны, осознавать ограниченность своих человеческих возможностей и чувствовать свое ничтожество перед святостью Всевышнего. Только такое сочетание дает нам возможность реально продвигаться в постижении мудрости Торы.

Полную покорность и преданность Всевышнему мы пережили во время Дарования Торы (и заново ощутили во время недавнего праздника Швуэс и чтения «Десяти заповедей»). Но потом начался этап самостоятельного служения (следующая неделя, когда мы приступили к изучению главы «На-со»). Основой этого служения является уникальное единство между «высшим» и «нижним»: между материальным и духовным, между человеческим и Б-жественным, которое возникло во время Синайского откровения.

Намек на это уникальное единство мы находим в конце нашей недельной главы, где описывается, что «когда Моше входил в шатер Собрания, чтобы говорить с Б-гом», там он «слышал голос, говоривший ему над покровом, что на ковчеге откровения, между двумя литыми ангелами» (7:89).

Здесь уместно привести классический комментарий Раши к этим словам.

Слышал он голос. Мы могли бы подумать, что голос был тихим, и поэтому его слышал только Моше. Но нет, здесь сказано: «тот самый глас» , о котором сказано («Псалмы», 29:4-5), что «голос Всевышнего могуч», и что «голос Всевышнего крушит ливанские кедры». Тот самый могучий глас, которым Всевышний говорил с нами на горе Синай. Чудо заключалось в том, что этот голос, достигнув входа, прекращался и не выходил за пределы шатра (что физически трудно себе представить).

Голос, разговаривающий с ним. В тексте сказано, что голос как бы «разговаривал с самим собой». Писание говорит уважительно о Всевышнем, который разговаривал, обращаясь к Себе самому, а Моше просто присутствовал при этом, и потому все слышал.

 

Храм в душе

Нечто подобное происходит в нашей душе, которая сравнивается с древней Скинией. И если «войти внутрь», то в любой момент можно «услышать глас Б-жий», который обращен к каждому из нас. И хотя в пустыне только Моше имел право входить в Скинию, и только к нему обращался Всевышний. Однако Моше не случайно называется «верным пастырем». Он наделил этим качеством каждого еврея, и поэтому благодаря «частице Моше» в душе каждого из нас мы можем вступить в «Святая святых» своей души, и там «услышать глас Б-жий», который обращен именно ко мне. На это указывают слова: «и говорил Он ему». Раши поясняет, что уточнение «ему» исключает Аарона, который не слышал этих слов, даже если находился рядом, поскольку они ему не предназначались.

Конечно, кто-то может возразить, что он «ничего такого не слышит». Но это вовсе не означает, что этот внутренний голос на самом деле отсутствует. Наша душа, которая вместе со всеми другими душами Израиля слышала «Десять заповедей», звучавших с горы Синай, слышит его и сегодня. Но этот «голос» звучит так тихо, что мы его не ощущаем. И лишь постоянное занятие Торой способно усилить его многократно, так, чтобы мы реально смогли услышать его вполне осознанно.

Пока не придет Мошиах, и не даст нам новое понимание Торы и заповедей, как сказано: «Новое Учение (Тора) выйдет от Меня».

 

Явление Элиягу

Как известно, мы считаем сорок девять дней от Пейсаха до Швуэса, как сказано («Ваикра», 23:15): «И отсчитайте себе от второго дня празднования, от дня приношения вами ячменного снопа (омер) в качестве дара — семь недель; полными да будут они». Семь полных недель — это сорок девять дней. Но почему в таком случае далее сказано (23:16): «До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней и принесите новое хлебное приношение Г-споду». А во время праздника Швуэс и Дарования Торы, который происходит на 50-й день после Пейсаха, нам открываются высшие, «пятидесятые» врата мудрости — как дар свыше. Но при условии, что мы сами пройдем весь предыдущий путь, все сорок девять предшествующих ступеней. Иногда это высшее откровение называется откровением пророка Элиягу. Вот об этом и речь в истории про Баал-Шем-Това.

 

Урожай заповедей

Долго ученики Баал-Шем-Това упрашивали своего Учителя показать им легендарного пророка Элиягу. Но Баал-Шем-Тов только попыхивал своей трубкой и ничего не отвечал. И вот однажды в канун святой Субботы отправился Баал-Шем-Тов со своими хасидами за город.

«Надо бы закурить, пока еще до Субботы далеко», — вдруг заметил Баал-Шем-Тов, похлопывая себя по карманам. Трубки, как назло, не оказалось.

Но желание Учителя, даже такое простое и будничное — закон. Да и кто знает, какой тайный смысл может скрываться за таким бесхитростным занятием, как курение трубки? И ученики разбрелись кто куда в поисках случайного прохожего, у которого можно было бы позаимствовать трубку и табак. Но все напрасно — ни одного человека на дороге.

Увидев, что ученики вернулись с пустыми руками, Баал-Шем-Тов устремил свой ясный взор вдаль и заметил: «Мне кажется, я вижу одного шляхтича. Может, у него найдется люлька (табачная трубка)».

Ученики поспешили навстречу пану, и на самом деле, за поворотом встретили всадника на лошади. Узнав в чем дело, шляхтич сам пожелал угостить раввина табаком. Сам поднес огниво, высек огонь и дал Баал-Шем-Тову закурить.

Пока пан и Баал-Шем-Тов курили, ученики почтительно стояли поодаль, не смея мешать. А Баал-Шем-Тов между тем интересовался, добрый ли урожай уродился в этом году, тучен ли колос, и когда ожидается жатва. А тут и табак закончился. Вернул Баал-Шем-Тов с благодарностью хозяину его трубку и возвратился к ученикам.

Шляхтич давно скрылся за поворотом, когда Баал-Шем-Тов обратился к своим ученикам.

А ведь я выполнил вашу просьбу. Тот шляхтич и был Элиягу!

Но почему Ребе не предупредил нас?

Если бы у вас хотя бы возник вопрос, я бы вам ответил. Но вы упустили свой шанс. Зато я объясню вам, о чем у нас шел разговор.

Разве не об урожае?

Да, но о каком — вот в чем вопрос. Я спросил, хорош ли урожай заповедей в этом году, много ли добрых дел на счету еврейского народа. А потом спросил, тучен ли колос, и много ли зерна он даст: пошлет ли Всевышний, наш Отец Небесный, Избавителя уже в этом году.

Ну и что же он ответил? — ученики с нетерпением обступили своего Учителя.

И он ответил… — задумчиво протянул Баал-Шем-Тов.

 

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», №436)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Уроки Торы I. Насо

Эта глава включает в себя детальное описание процедуры, которую должна была пройти cота — женщина, подозреваемая мужем в нарушении супружеской верности. «Если чья‑либо жена уклонится» — эта фраза приводится в Талмуде для подтверждения слов о том, что «человек грешит, только если в него вступает дух глупости».

Двар Тора. Насо: Почему рабби Меир попросил плюнуть себе в лицо?

Что такое супружеская измена? Деструктивно ли чувство ревности? Как восстановить мир в семье? И ради чего рабби Меир был готов поступиться честью? Ответы на эти и другие вопросы главный редактор «Лехаима» Борух Горин ищет в недельной главе Насо.

Уроки Торы I. Шавуот

Шавуот — день, когда мы вспоминаем о Даровании Торы на Синае. В Торе нет явного упоминания о связи двух событий. В двух беседах Ребе размышляет о значении события, происшедшего у горы Синай. Какой переворот в духовных возможностях человека совершила Тора? Что нового принес в мир тот первый Шавуот?