Послания Любавичского Ребе

Бегар-Бехукотай. «По законам Моим»

Текст подготовил Довид Карпов 15 мая 2020
Поделиться

«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы

Бегар. «На горе Синай»

«И если скажете:
Что мы будем есть в седьмой год,
когда мы не будем сеять и не будем собирать урожая нашего?..
И Я пошлю благословение Мое вам в шестой год».
(«Ваикра», 25:20)

В этом отрывке речь идет о «седьмом годе» (швиит), когда существует запрет (шмита) возделывать землю и собирать урожай в Израиле. Но в этих словах содержится также намек и на «седьмое» тысячелетие, которое наступит после прихода Мошиаха.

В этом случае тоже может возникнуть подобный вопрос: Что мы будем «есть» — за счет чего мы будем существовать — в этот «седьмой год», то есть в седьмое тысячелетие? Ведь Всевышний посылает благословение в наш мир только в заслугу заповедей, которые мы выполняем. Но ведь в Грядущем мире заповеди утратят свою духовную силу.

На это отвечает Тора: Я пошлю свое благословение в «шестой» год! Те заповеди и добрые дела, которые мы делаем сейчас, станут основой благополучия в будущем. «Сегодня», то есть этот мир, создан для служения Творцу, а «завтра» — Грядущий мир, для получения награды за этот труд. И еще: «Кто трудится в канун Субботы (то есть, в этом мире), у того будет, что кушать в Субботу (в Грядущем, в «седьмое», или «субботнее» тысячелетие).

Бехукотай. «По законам Моим»

К празднику Лаг ба-Оймер (33-й день от первого ячменного снопа) —
день славы рабби Шимона бар Йохая (РАШБИ), автора «Зогар»

Если будете изучать Тору

Нашей главой завершается изучение третьей Книги Торы — «Ваикра», или «Левит».

Традиционно ее читают перед праздником Дарования Торы — Швуэс, и начинается она вполне ожидаемо словами (26:3): «Если законам Моим будете следовать, и заповеди Мои будете соблюдать и исполнять их».

На первый взгляд может показаться, что в словах: «если законам Моим будете следовать» речь идет об исполнении заповедей. Однако собственно об исполнении заповедей далее сказано отдельно: «и если заповеди Мои будете соблюдать и исполнять их». Следовательно, вначале речь идет о другом, а именно — об углубленном занятии Торой.

Почему же в данном случае сказано: «следовать законам», а не просто: «если будете изучать Тору»? Здесь имеется в виду конкретно изучение законов Торы, причем как практическое знание, которое дает возможность в дальнейшем применять его на практике, исполняя заповеди, как сказано дальше: «и заповеди Мои соблюдать». Другими словами, если будете «изучать законы Торы ради того, чтобы соблюдать Мои заповеди». И тогда как ответный шаг Всевышний пошлет нам Свое благословение (26:4-5): «И Я пошлю вам дожди вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плод свой. И будет сходиться у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда будет сходиться с посевом, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно на земле вашей».

Но это только при условии, если «законам Моим будете следовать». Зато дальше наша глава перечисляет кары и проклятия (не дай Б-г!), которые могут обрушиться на наши головы, если народ Израиля отойдет от Торы (26:14): «Если же не послушаете Меня, и не будете исполнять все заповеди эти…»

Именно из-за этих страшных угроз наша глава и получила название: «глава назиданий», или, если еще более откровенно: «проклятий» (клалот). Всего две главы в Торе так буквально и наглядно описывают небесные кары.

Но чтобы лишний раз напомнить нам, что Тора — «хозяйка» в этом мире, и все события, описанные в ней, — наша повседневная реальность, изучение этой главы совпало с реальными событиями. Так, относительно недавно мы отмечали День Катастрофы — 27 Нисана (21 апреля), а спустя еще две недели загремели салюты в честь Дня победы — праздника «со слезами на глазах», который снова и снова возвращает нас к страшной Катастрофе (шоа) второй мировой войны. И вот мы открываем недельную главу и читаем почти буквальное описание тех ужасов, которые пришлось пережить нашему народу полвека назад. Тем более вызывает удивление, что этот текст появился более трех тысяч лет назад. И еще раз подтверждает известную истину: Тора «вечна» (ницхит) и неизменна, и дана на все времена, для каждого из нас, и сохраняет свою «актуальность» в каждом поколении.

Благословения под видом проклятий

Но откуда в святой Торе могут взяться «проклятия»? Впрочем, похожий вопрос возникает и при описании нечистых вещей, перечислении имен великих грешников и злодеев, некоторые из которых даже «увековечены» в названиях отдельных глав Торы. Но в данном случае речь идет о «проклятиях», которые при ближайшем рассмотрении оказываются… благословениями! Более того, именно потому, что это столь великие благословения, они могут проявиться в нашем мире только в таком необычном виде, в обличий проклятий, и воспринимаются нами как нечто противоположное.

Похожий пример — «блэгословения» под видом «проклятия» мы находим в Талмуде (трактат «Моэд Катан», см. ниже). Рабби Шимон бар Йохай послал своего сына к рабби Йонатану бен Асмаю и рабби Йегуде Бен-гейрим за благословением. Сын вернулся обескураженный и пожаловался отцу, что вместо того чтобы благословить, мудрецы его «прокляли»! Мудрый отец пояснил ему, что тот просто не вник в истинный смысл их слов. Например, слова «посеешь, но не пожнешь» следует понимать так: «родишь детей, и тебе не придется их хоронить» (не дай Б-г!) и т. д.

И все-таки остается непонятным: Если мудрецы действительно хотели благословить рабби Элазара, почему они не сделали это в прямой и открытой форме, без подобных пугающих иносказаний? Хасидская философия объясняет, что таким образом можно получить лишь «обычные», «рядовые» благословения. Но исключительное благословение не всегда можно облечь в открытую форму, иногда оно требует таких непривычных «одежд», что мы можем благословение принять за проклятие. Более того, это не случайно, так как эти благословения должны до поры до времени оставаться в скрытом виде.

Но в таком случае возникает другой вопрос: Если действительно эти благословения должны быть скрыты под видом «проклятий», то как РАШБИ мог раскрыть их истинный смысл?

Здесь мы вынуждены коснуться одного из самых сложных вопросов еврейской философии — природы зла. Дело в том, что абсолютно любое событие, которое мы воспринимаем как зло («проклятие»), на самом деле в своей основе скрытое добро, причем добро «высшей пробы». Другое дело, что обычные люди, как мы с вами, не способны без вреда для-себя воспринять его, как слишком сильный свет может обернуться своей противоположностью — слепотой (не дай Б-г!). И мы надеваем темные очки вовсе не потому, что не любим яркого света, а как раз наоборот — чтобы можно было находиться на солнечном свету без вреда для глаз.

Когда тайное становится явным

Все дело в том, что рабби Шимон бар Йохай обладал одной из тех великих душ, которые могут смотреть на Солнце без ущерба для себя, так сказать без «защитных очков», о которых сказано («Псалмы», 84:12): «Ибо Солнце и щит — Г-сподь Б-г». Ему было открыто сокровенное знание, поэтому для таких людей, как он, даже во тьме Изгнания светил яркий свет, который будет нам доступен только в Грядущем мире. И по этой причине РАШБИ мог увидеть благословения, скрытые в словах мудрецов. Это же качество РАШБИ заложил в своем великом сочинении «Зогар». Само название (в переводе — «сияние») указывает на сокрытый свет, который стал доступен нам в учении рабби Шимона бар Йохая. И этот же свет дошел до нас в учении хасидизма. Но в полной мере и во всю силу этот сокровенный свет Торы будет сиять в будущем, с приходом нашего праведного Мошиаха, который будет обучать весь еврейский народ, и даст нам «новое Учение» (тора хадаша), как сказано («Ваикра Раба»13:3): «Новое Учение от Меня выйдет». Вскоре, уже в эти дни!

Вот пересказ этого отрывка из Талмуда (трактат «Моэд Катан», 9-6) с небольшими комментариями.

Чтоб ты жил на одну зарплату

Сказал рабби Шимон бар Йохай (Рашби) своему сыну: «Мои ученики рабби Йонатан бен Асмай и рабби Иегуда Бен-Гейрим достойные люди. Сходи к ним и получи их благословение». Когда он пришел к ним, они обсуждали смысл текстов из Писания, а именно отрывок из книги «Притч», где говорится о высшей ценности заповеди изучения Торы. Сказано о Торе («Мишлей», 3:15): «Дороже она (Тора) жемчуга, и все твои вещи не сравнятся с ней». «Твои вещи» — личные ценности и интересы. «Все твои вещи» — включая даже исполнение заповедей, при условии, что их может исполнить кто-то другой, но исключая те заповеди, которые не может исполнить никто, кроме тебя. (По закону ради этого следует прервать даже занятия Торой.)

И как раз в этот момент пришел Элазар. Они его спросили (недовольно, так как он таки их оторвал от занятий Торой): «Чего ты хочешь?»

Рабби Элазар им ответил: «Папа послал меня к вам за благословением».

Тогда они благословили его, но сказали слова, которые по сути являлись проклятиями, и сделали это специально, так как были злы на него за то, что он оторвал их от занятий: «Да будет на то воля Всевышнего, чтобы ты посеял — и не пожал, вошел — и не вышел, чтобы твой дом пришел в запустение, но был заселен твой постоялый двор, чтобы был перевернут твой стол, и не видеть тебе следующего года».

Рабби Элазар пришел к отцу обескураженный такими «благословениями», и с обидой сказал: «Они не только не благословили меня, но еще и сильно огорчили своими словами».

На это отец ему возразил: «Все, что ты слышал — это на самом деле было благословение». (Не исключено, что Рашби понял, чем была вызвана такая реакция его учеников, и попытался придать их словам позитивный смысл.)

Пожелание: «посеешь — и не пожнешь» означает: родишь детей, и они не умрут; «войдешь — и не выйдешь» означает: возьмешь невест в жены своим сыновьям, и они (невестки) не покинут твой дом (например, как Рут и Офра после смерти своих мужей). Слова: «чтобы твой дом пришел в запустение, но был заселен твой постоялый двор» означают, что этот мир — лишь временное жилище, «постоялый двор», а твое вечное пристанище — кладбище (и поэтому они пожелали ему, чтобы он как можно дольше туда не попал. В то время как «истинный дом» — это Грядущий мир.) И, наконец, «чтоб был перевернут твой стол» — от избытка сыновей и дочерей, и «ты не увидел следующего года» — чтобы тебе (не дай Б-г!) не пришлось лишиться жены и второй раз жениться.

Такие простые слова

Далее приводится похожий пример благословений, в данном случае под видом обычных, общепринятых пожеланий. Когда отец послал рабби Шимона бен Халафту к Раву, чтобы получить у него благословение. На это Рав ему сказал: «Чтоб ты никого не посрамил и не посрамился сам».

По возвращении спросил его отец: «Ну, что он тебе сказал»? «Обычные, ничего не значащие слова» — ответил расстроенный сын.

«Вовсе нет! — возразил отец. — То, что он тебе пожелал — это великое благо. Так благословил Всевышний весь еврейский народ устами Своего пророка, как сказано («Йоэль», 2:26): «И будете есть вдоволь, и будете сыты, и славить будете имя Г-спода, Б-га вашего, который совершил для вас дивное; и не посрамится народ Мой вовеки».

Хорошая компания

Когда рабби Исроэль из Ружина (Ружинский Ребе) получил копию обвинительного заключения, неожиданно для всех он пришел в неописуемый восторг. Это случилось уже после того, как обвинительный приговор был подписан императором Николаем I, а сам праведник уже был заключен в киевскую тюрьму. Что же произошло? Рассказывает сам рабби Исроэль: «В этой бумаге стояло: «Первым, кто восстал против царской власти, был Авраам, родоначальник всех евреев, который пошел против царя Нимрода. Вторым был рабби Шимон бар Йохай, который выступил против римского императора. Третий — рабби из Ружина, который последовал их примеру…»

«Все верно», — с удовлетворением заметил Ребе. — Хорошо сказали эти шкоцим (мерзавцы). Я действительно следую путем нашего праотца Авраама-авийну и великого РАШБИ…»

Да и кто откажется оказаться в такой компании?

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», №436)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Уроки Торы I. Беар

В главе «Беар» даны законы, которые выделяют особенное время и указывают на его святость. Это каждый седьмой год семилетнего цикла (шмита — «освобождение»), когда земля оставалась под паром и отдыхала, будучи безраздельной собственностью Творца, и каждый пятидесятый год (йовель — «юбилей»), когда свободу получали рабы‑евреи, а наследные наделы (за исключением домов в городах, обнесенных стеной) возвращались своим хозяевам (по Своей воле Всевышний раздал уделы сынам Израиля, и никто другой не имел права их присвоить).

Уроки Торы I. Бехукотай

Недельная глава «Бехукотай» начинается со слов: «Если по установлениям Моим будете вы поступать». Беседа Ребе представляет собой комментарий‑размышление по поводу именно этой фразы. Исследуются две важнейшие темы: природа изучения Торы и соотношение между верой и пониманием.

Двар Тора. Бегар-Бехукотай: И Б-гу, и людям

Кто настоящий хозяин всего того, что окружает нас? В чем наибольшим образом проявляется религиозное чувство? И почему поведение в бытовых ситуациях оказывается даже более важным, чем служение в Храме?  Ответы на эти и другие вопросы главный редактор «Лехаима» Борух Горин ищет в недельной главе Бегар-Бехукотай.