Кадиш

Жизнь в дар

Шия Дайч 24 апреля 2020
Поделиться

«Как было на съезде? Что запомнилось», спросила меня жена пять месяцев назад, когда я вернулся с всемирного съезда шалиахов в США. Эти вопросы мне задают всегда, когда я возвращаюсь с таких съездов. Я рассказывал то, что запало в душу, и в конце сказал, так, между прочим: «Шалиахам раздали номер журнала “Кфар Хабад”, а в нем интервью с равом Йешаяѓу Ѓабером. В конце интервью он шутливо сказал, что у них скоро будет 770 трансплантаций, и что ему любопытно, будет ли 770-й донор хабадником».

Жена остановила меня, попросила повторить и серьезно сказала: «Не знаю, будет ли 770-й донор хабадником, но хабадницей – будет. Шия, у тебя есть кое-какие связи в организации рава Ѓабера. Спроси его, не занят ли еще этот номер!»

Рав Йешаяѓу Ѓабер в больничной палате вместе с донором и реципиентом почки

Назавтра я начал спрашивать и выяснять. В организации доноров почки «Матнат хаим», которую возглавлял р.Ѓабер, обрадовались моей инициативе, хотя собственно номер им был не важен, но ничего определенного не обещали. Донорство почки это процедура, занимающая от полугода до года: множество анализов и справок, комиссий и проверок совместимости. Даже если потенциальный донор здоров, нужно убедиться, что организм пациента примет чужеродный орган и не отторгнет его. Но если примет человеку подарят новую жизнь.

Возможно, не все представляют себе, что такое жизнь с неработающими почками. Это в самом хорошем случае гемодиализ. А это означает: три раза в неделю являться в медицинский центр и проводить там целый день, практически в неподвижности, с катетером в вене и с большим аппаратом, который каждую секунду забирает немного твоей крови, очищает ее и вливает назад. И так всю жизнь. Иначе…

Рав Ѓабер понимал важность числа 770 для хабадника. Он сам стал звонить в медицинские центры Израиля, выяснять, кто сейчас на очереди и сколько сейчас на очереди, и делать так, чтобы 770-м донором почки стала именно моя жена. Одна из руководителей отделений трансплантации спросила его: «А что за спешка? Кто хочет провести операцию донорства почки так быстро и зачем?» Рав объяснил ей, что такое Хабад, что такое шалиах и что такое дом номер 770 по Истерн Парквей в Краун Хайтс, в Бруклине. Это дом, в котором находится кабинет Ребе и синагога, из которой Ребе многие годы проповедовал Тору и любовь к людям. Хотя рав Ѓабер и не был хасидом, дух хасидизма и дух Хабада он понимал. «А кто эта женщина? Вы говорите, что она шалиах в Москве? Ой, так я же ее хорошо и давно знаю, она мне почти как дочка! Я сама этим займусь, не беспокойтесь, рав, все будет в лучшем виде!» Б-жественное провидение снова проявилось в нашей жизни.

Мы получили разрешение нашего рава, написали письмо Ребе с просьбой о благословении. На следующий день в московской клинике «Рамбам» в еврейском благотворительном центре моя жена сдала анализ крови, а через несколько дней полетела в Израиль для дополнительных проверок. Спустя две недели с нами связалась директор отделения трансплантаций и назначила срок…

Рав Ѓабер на приеме у президента Израиля Реувена Ривлина и его супруги

***
Все это было и завершилось в добрый час всего за полтора месяца, некоторое время назад. А сейчас утро пятницы, и вчера в четверг мы получили горестную весть. Рав Йешаяѓу Ѓабер скончался от коронавируса в возрасте всего лишь 55 лет. Две недели он находился между жизнью и смертью. Семья «Матнат хаим», в которой сейчас уже восемьсот доноров, осиротела. Сегодня он похоронен в Иерусалиме, своем родном городе, и лишь несколько человек могли проводить его в последний путь ограничения карантина!

Я смотрю на свечу, которую зажег ради вознесения его души, и вспоминаю этого уникального по своей активной доброте человека, спасителя людей в буквальном смысле. Моя жена не хотела, чтобы ее имя стало известным получателю почки: «пусть не чувствует себя благодарным или обязанным». Рав Ѓабер же просил нас снова и снова: «Напишите об этом! Ваш рассказ привлечет новых и новых доноров!» Я не хотел, но сейчас, когда р.Йеѓошуа Ѓабер упокоился в иерусалимской земле, чувствую, что надо рассказать и разослать эту историю моим друзьям. Историю о желании помочь, о желании отдать.

За день до операции нам позвонили рав Ѓабер и его супруга и попросили зайти к ним домой. Простая квартира, набитая книгами по Торе. Рав и рабанит тепло беседовали с нами, прямо как родители. А после операции они пришли к нам в медицинский центр как всегда приходят к каждому донору и к каждому пациенту, расспрашивали о самочувствии, о нашей работе в Москве, о благотворительном центре. Рав подарил нам красиво оформленный текст песни «Эшет хаиль», который теперь всегда стоит у нас рядом с субботними свечами. Через несколько дней рав снова зашел справиться о здоровье; когда мы выписались, он снова позвонил нам как будто мы его любимые дети, как будто у него нет десятков других доноров.

***
Вчера я видел вышедший сборник историй о праведниках, случившихся в связи с различными эпидемиями. Его издал р. Ноах Гад Вайнтройб. Издавна известно всем ветвям хасидизма, что рассказ истории о праведниках, в которой упоминается чудесное спасение, может вызвать аналогичное чудесное спасение. И я с удивлением увидел, что первый из рассказов, приведенных в книге, услышал р.Вайнтройб от прадеда моей жены, р. Шауля Мишталима, жившего в Ришон-ле-Ционе (один из моих сыновей назван по его имени). Вот какая это история. Дед р. Шауля, р. Зеэв из Ромача, ехал как-то через Влодаву. В это время в городке была эпидемия, принесшая много горя. Жители городка, узнав, что среди них находится праведник, побежали к нему просить, чтоб помолился о прекращении эпидемии. Р. Зеэв ответил: «Хорошо, но это вам недешево обойдется».

Р. Зеэв зашел в корчму, попросил приготовить ему постель, позвал десятерых евреев, лег – и скончался. После похорон эпидемия прекратилась. Тогда поняли, что означали слова праведника «недешево обойдется», и все окрестные местечки оплакивали его.

***

Рав Йешаяѓу Ѓабер

Рав Авраѓам Йешаяѓу Ѓабер, спасший сотни жизней в этом мире! Будь нашим защитником и заступником в мире грядущем, вознеси молитвы к Престолу Славы о прекращении эпидемии, об излечении, спасении и Избавлении!

В эту субботу рош-ходеш ияр, месяца, название которого указывает на слова Торы «Ани Ѓашем рофэха» «Я, Г-сподь, целитель твой». Да увидим мы воочию силу этого месяца, исцеление и излечение от Всевышнего, явное и открытое добро!

Ходеш тов, здоровья всем!
Гут шабес!
Шия

КОММЕНТАРИИ
Поделиться