Получит ли пермская община свой общинный центр?

Семен Чарный 26 июля 2016
Поделиться

Судя по данным статистики, Пермь достаточно редко попадала в реестр антисемитских происшествий. Однако именно там уже пять лет длится эпопея с участком земли для постройки общинного центра.

В 2011 году община впервые попыталась получить землю под общинный центр, однако из‑за протестов общественников ее заявка была отклонена (хотя, по слухам, ее лоббировал сам вице‑премьер краевого правительства Б. Мильграм).

В 2013 году, когда община в следующий раз попыталась получить землю под общинный центр, в отношении нее развернулась целая медиакампания. На сайте Forum.msk.ru 9 марта была опубликована статья экономиста М. Делягина, обвинявшего власти Перми в том, что они предоставили еврейской общине «феноменальные льготы и послабления». «Вместо этих феноменальных льгот и послаблений следовало бы всерьез рассмотреть вопрос о полном запрете деятельности секты любавичских хасидов на территории России в связи с не скрываемой ее лидерами враждебностью России, выразившейся в судебном процессе против нашей страны, и в ее очевидно фундаменталистском характере», — писал Делягин.

10 апреля 2013 года стало известно, что на общину поступил донос с обвинением в экстремизме на основании того, что община начала обучение евреев каббале. Впрочем, полиция быстро установила, что признаков экстремизма в деятельности общины нет.

2 июля 2013‑го в Перми прошли публичные слушания по проекту постройки общинного центра. Националисты упирали на то, что евреи якобы получают бесплатный подарок в несколько сотен миллионов рублей. Р. Юшков использовал в качестве аргументов против общинного центра заявления о якобы имеющейся у хасидов репутации «еврейских ваххабитов», а также о недружественном поведении нью‑йоркского руководства «Хабад Любавич» по отношению к России. Он также сообщил, что для малочисленной еврейской общины постройка будет коммерческим проектом. В итоге большинство участников публичных слушаний отклонили проект.

Пермское отделение незарегистрированной Национально‑демократической партии, организованной К. Крыловым, 11 июля 2013 года также выступило с протестом против передачи участка еврейской общине, заявив, что речь пойдет о «безвозмездной растрате муниципальных земель». Лидеры еврейской общины обвинялись в давлении на пермских чиновников.

В итоге 31 июля власти Перми отказались выделить землю для строительства синагоги.

7 ноября того же года стало известно об обращении нескольких пермских православных активистов в прокуратуру Пермского края с запросом о законности использования общиной любавичских хасидов помещения пермского кукольного театра «для своих культовых целей». Сообщившее об этом агентство «Перископ», возглавляемое упомянутым Р. Юшковым, приписывало хасидам попытки «обучать пермских евреев мистическому антихристианскому учению каббалы» и «отнять у России так называемую библиотеку Шнеерсона — собрание книг и рукописей, принадлежащих Российской Федерации». В статье содержался намек на то, что попытка поджога пермского общинного центра в 2012 году якобы была организована самими хасидами.

14 сентября 2015 года община в третий раз направила заявку в мэрию.

7 октября 2015 года Юшков на портале «Накануне.ру» опубликовал статью, в которой заявлял, что идеология хасидов «основана на жесткой антихристианской позиции», а сами хабадники «известны глубоким презрением к гоям, то есть неевреям, которые в священных книгах Хабада сравниваются со рвотой и нечистотами».

«Сейчас жители Перми застыли в изумлении: неужели свершится?!.. Неужели Пермь последует путем Днепропетровска?!.. И неужели после всех страшных украинских уроков Россия покорно согласится с проникновением хабадизации в регионы страны?» — патетически восклицал Юшков…

1 декабря 2015‑го в Перми прошла серия одиночных пикетов против выделения хасидской общине «Хабад Любавич» бесплатного земельного участка под строительство благотворительного центра. Пикетчики требовали, чтобы решение было принято через процедуру публичных слушаний.

7 декабря 2015 года стало известно о том, что городские власти по формальным основаниям (в заявке не было указано, что в центре будет работать синагога) отказались выделить земельный участок еврейской общине Перми для строительства благотворительного культурного центра.

После вторичной подачи заявки 20 февраля 2016‑го департамент земельных отношений администрации Перми наконец удовлетворил ее, предоставив землю в безвозмездное пользование сроком на девять лет одиннадцать месяцев.

В январе‑апреле 2016 года в Перми прошел ряд публичных акций антисемитского характера. Так, 31 января 2016‑го состоялся несанкционированный митинг с протестом против визита главного раввина России. Участники митинга, встретившие главного раввина России, губернатора Пермского края В. Басаргина и еще нескольких чиновников, утверждали, что любавичский хасидизм — это радикальная иудейская группа, для которой характерна жесткая антихристианская позиция и строго расовый подход к пониманию еврейства. Около 20 человек вышли с плакатами «Хабад не пройдет!», «Берл Лазар, уходи», «Народ хочет знать, кто лоббирует Хабад в Перми».

21 марта у синагоги прошел масштабный пикет националистов с лозунгами «Chabad go home», «Берл Лазар, уходи, это наша земля», «Залман, забери Басаргина в Израиль».

16 апреля, рядом с площадкой, выделенной под строительство общинного центра, прошел митинг, собравший около 100 человек (включая представителей СМИ). В итоговой резолюции содержался призыв к Путину запретить Хабад как «нацистскую секту».

22 февраля появилось обращение атамана Прикамского казачьего округа Михаила Трухина и председателя Содружества православных спортивных клубов Дмитрия Касьянова к главе Перми Игорю Сапко с просьбой остановить выделение земли общине любавичских хасидов. В документе заявлялось, что это было бы «весьма провокационное и крайне спорное в юридическом и этическом плане решение». Повторялись мифы о том, что Хабад «крайне агрессивно настроен против России и православного христианства». Любавичские хасиды также обвинялись в поддержке украинских националистов и вооружении «нацистских карательных батальонов “Днепр” и “Азов”». Пермская еврейская община ФЕОР именовалась «потенциальным источником политической нестабильности». Впрочем, обе эти организации достаточно маргинальны, и письмо — возможно, повод напомнить мэру и губернатору о себе.

29 марта текущего года появилось коллективное письмо президенту России Владимиру Путину, губернатору Пермского края Виктору Басаргину и краевому прокурору Вадиму Антипову, подписанное 300 жителями Перми, с протестом против передачи земельного участка религиозной общине. В письме приводились все те же антисемитские мифы, что и ранее в «письме казаков»: Хабад «крайне агрессивно настроен против России и православного христианства», является «тоталитарной сектой» (здесь подписанты ссылались на слова А. Шаевича), «ведет антироссийскую деятельность на Украине». «Почему, зачем и в чьих интересах Пермь фактически спонсирует муниципальной землей антироссийскую и человеконенавистническую секту, создавая источник политической нестабильности? Мы просим выяснить это и не допустить таких крайне странных и вредоносных действий пермской городской власти», — говорилось в письме.

Такое же письмо губернатору Пермского края Виктору Басаргину и главе администрации Перми Дмитрию Самойлову 18 мая направил председатель пермской краевой организации Союза писателей России Владимир Якушев.

Националистические активисты пытались обвинить мэрию в неправомерном выделении земли, поскольку в правилах землепользования и застройки якобы не было назначения использования земли под благотворительный центр.

При этом организаторы кампании, чтобы отвести обвинения в антисемитизме, заявили, что борются не с «евреями и традиционным иудаизмом, а исключительно с движением “Хабад Любавич”». В кампанию была вовлечена и местная религиозная община КЕРООР, глава которой Е. Бурштейн в интервью порталу «Накануне.ру» 11 марта 2016 года заявил, что Хабад хочет «сделать что‑то подпольное», его идеология — «финансовая, там много политических мотивов».

О Романе Юшкове

В центре скандала, обеспечивая ему медиараскрутку, стоит упомянутый Роман Юшков — доцент кафедры биогеоценологии ПГУ, кандидат географических наук, националистический активист, анархо‑эколог, организатор экологических и политических протестных митингов: против незаконного строительства в Перми, против вырубки городских лесов.

Он же — с середины 2000‑х организатор проекта «Русские встречи», в рамках которого в Пермь приезжают видные националисты читать лекции.

Когда в 2014 году Юшкова судили за статью «Истерия по‑пугачевски», письмо в его поддержку подписали такие видные националисты, как директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, директор Агентства аналитической информации «Русь православная» Константин Душенов, лидер Национально‑демократической партии Константин Крылов, редактор национал‑патриотической газеты «Завтра» Александр Проханов и его сын Андрей Фефелов, общественный деятель Андрей Савельев, писатель Елена Чудинова. Расист, считающий, что Россия должна оставаться «белой христианской страной», выступает за ограничение высшего образования, чтобы набрать кадры для «работы руками», и полный запрет образования для женщин, чтобы не мешать им рожать детей. На одном из «Русских маршей» в 2013 году Юшков призвал «всеми способами заходить в правоохранительные органы: полицию, прокуратуру» и «легально приобретать оружие, потому что ситуация обостряется — и наверняка нам предстоят горячие моменты».

В 2008‑м Юшков во время скандала в п. Карагай, где якобы были стычки русских и кавказцев, обвинял кавказцев в агрессивном поведении в отношении русских. В 2009 году Пермский региональный правозащитный центр, сотрудником которого является Юшков, опубликовал доклад «“Дело о карагайских березках” — год спустя». В нем выходцы с Кавказа, живущие в Карагайском районе, изображались некими монстрами, несущими ответственность едва ли не за все криминальные проблемы района.

В 2009‑м он участвовал в противостоянии компаний «Уралкалий» и «Уралхим» на стороне первой. В 2010‑м выяснилось, что Юшков часто подписывался от имени организации «Союз “За химическую безопасность”», не имея на то полномочий. Лидер организации Л. Федоров обвинил Юшкова в недобросовестности при подборе и трактовке фактов.

 

В октябре 2010‑го Юшков, называвший себя тогда лидером экологической группы «Зеленая Эйкумена», пикетировал офис «ЛУКойл‑Пермь», а на его плакате красовалась надпись: «Свастики разные на вид, подлое дело одно — геноцид!» А к ней иллюстрация: трубы с капающей из них нефтью составляют свастику, которая почти полностью закрыта эмблемой «ЛУКойла».

В 2013 году он опубликовал уже упомянутую статью «Истерия по‑пугачевски» — о столкновениях в г. Пугачеве, где, в частности, писал, что ситуация в Пугачеве изменилась бы, если бы «толпа не надувала щеки и не грозила поджечь то самое кафе “Халяль”, а реально бы его сожгла вместе с обитателями. А заодно и все чеченские дома в Пугачеве». 10 марта 2015‑го суд признал Романа Юшкова как автора этой статьи виновным в публичных призывах к экстремистской деятельности и приговорил к 1,5 годам лишения свободы условно, а также запретил заниматься журналистской деятельностью в течение двух лет. 21 мая 2015‑го Р. Юшков был амнистирован в честь 70‑летия Победы.

Юшков — оголтелый антисемит. Так, в интервью антисемитскому сайту «Русь Православная», данном в апреле 2016 года, Юшков заявил, что в результате проведенного исследования уверился в том, что Хабад — «нацистская религиозная группа», и считает необходимым законодательно запретить деятельность Хабада. А после подтверждения приговора бывшему педагогу еврейской гимназии «Ор‑Авнер» в Екатеринбурге Семену Тыкману, осужденному по ст. 282, он написал: «Мы будем работать над тем, чтобы суровая рука возмездия добралась до каждого хабадника и до каждого их пособника».

В 2011‑м он опубликовал первую из своих статей, посвященных ситуации с общиным центром, под названием «Покушение на Первогород», где заявлял, что Хабад «обвиняют в тоталитарных тенденциях». Позже Юшков заявил, что «тащить в историческое сердце Перми синагогу “Хабад‑Любавич” — это странная, бестактная и провокационная инициатива».

Версии

Что касается версий происходящего в Перми, то больше всего это похоже на публичный пиар самого Юшкова. Менее вероятно, хотя и реально, что за ним стоят чьи‑то бизнес‑интересы — речь идет об участках в центре Перми. В пользу этой версии говорит тот факт, что городская администрация дважды (в 2011 и 2013 годах) отказывала общине, ссылаясь на неблагоприятный результат слушаний и протесты общественности, в то время как в других случаях протесты не принимались во внимание. Не в пользу общины сыграло и то, что она не смогла мобилизовать своих сторонников на общественные слушания в 2013 году, а в 2015–2016 годах предпочла уклониться от слушаний, вместо того чтобы выдвинуть убедительные аргументы в пользу строительства общинного центра. Кроме того, наличие еще одной общины в Перми, уже занимающей историческую синагогу, лишило общину ФЕОР возможности торга с местными властями по принципу «права на здание в обмен на земельный участок».

Заметим, речь не идет о чьей‑то кампании против губернатора В. Басаргина, поскольку Р. Юшков выступал против постройки синагоги еще в 2011‑м, при предшественнике В. Басаргина О. Чиркунове.

Вряд ли можно говорить также о широкой публичной поддержке движения против выделения участка общинному центру: максимум участников публичных акций составляет 120 человек, максимальное число подписантов писем протеста — 300, что абсолютно «не смотрится» на фоне миллионной Перми. Из более‑менее значительных СМИ Юшкова поддерживают интернет‑портал «Накануне.ру» и газета «Завтра».

В настоящий момент митинги прекратились, но Юшков, вероятно, попытается напомнить о себе осенью, накануне выборов, хотя вряд ли у него получится собрать больше сторонников, чем он собирал ранее.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Шива

«Посмотри, какая пара! А мальчик, естественно, аид, он москвич, и они уже заявление подали, потому что у Сонечки вот‑вот распределение и ей просто необходимо получить московскую прописку, а мальчик, тот просто с ума за Сонечку сходит и так торопит со свадьбой, что вот мы, как только я встану, едем знакомиться с будущими сватами. Но и без знакомства ясно, что он из очень хорошей еврейской семьи, раз мальчик такой замечательный. Он тоже в Сонечкином университете учится, но уже в аспирантуре, красавец, умница, тоже отличник, без пяти минут кандидат наук».

Связанные одной сетью

Показания выживших лионских евреев, свидетельствовавших против Барби на суде, читаются как центральный месседж романа. Невыносимая правда, публично проговоренная ими, дает основания называть настоящей темой книги отношения человека с истиной и связь истины с человеческим достоинством

Триста лет в Африке процветало еврейское царство

Независимое еврейское царство в Африке, расположенное на северо-западе современной Эфиопии, как полагают, существовало около 300 лет, на пике своего развития охватывая территорию, почти равную площади современного Израиля. Со временем о нем сложились легенды, которые распаляют воображение. Но никто не нашел реальных доказательств и конкретных свидетельств, подтверждающих существование царства