Кадиш

Стивен Хилл. Миссия (не)выполнима

Джонатан Залман 31 августа 2016
Поделиться

В августе на 95‑м году умер американский актер Стивен Хилл. Однажды он спросил себя: «Неужели я рожден только для того, чтобы выучивать роли?»

В газете «The Jewish Press» от 7 февраля 1969 года Ирен Класс, бывший издатель этой газеты, опубликовала статью «Миссия Стивена Хилла невыполнима» («Steven Hill’s Mission Impossible»). Название, разумеется, отсылало к главной роли Хилла — роли Дана Бриггза в телесериале «Mission Impossible» («Миссия невыполнима»). Он снимался в этом сериале всего один год, причиной тому — определенные «сложности», например то, что актер отказывался работать в шабат. В августе этого года Хилл умер в Манси, штат Нью‑Йорк, где он жил последние несколько десятков лет. Ему было 94.

Хилл, урожденный Соломон Краковский, стал ортодоксальным евреем в начале 1960‑х. Его друг рабби Майер Шиллер, который тоже жил (и живет) в Манси и называл актера наставником, говорит, что помнит день, когда они познакомились: в 1964 году Хилл регулярно посещал хасидский поселок Нью‑Сквер (Новая Сквира), и тогда же Шиллер занялся поисками смысла жизни. В тот день там же был Сквирский ребе Яаков‑Йосеф Тверский. «И в тот раз, когда мы впервые увидели друг друга, — вспоминает Шиллер, — Хилл повернулся ко мне и сказал: “Вот ребе, он очень святой человек”».

Хилл был соблюдающим ортодоксальным евреем — подобную приверженность иудаизму нечасто встретишь сегодня среди крупных актеров Голливуда или Бродвея. В интервью, которое Класс взяла у Хилла в 1969 году, обсуждается решение актера стать религиозным, или «его возвращение к жизни по Торе — жизни, наполненной смыслом и целью»:

 

Тут нет никакой тайны на самом деле. Я просто нашел себя, вот и все. Я долго искал. Я спрашивал себя: «Неужели я рожден только для того, чтобы выучивать роли?» Я знал, что в жизни должно быть что‑то большее. И я искал, пытался найти ответы, найти себя — и нашел.

 

В интервью Класс с Хиллом замечательно то, как она заставила его раскрыться — рассказать о событиях, приведших его к просветлению, к моменту, когда он понял, что для него путь к самореализации лежит через ортодоксию.

 

Лет 10 тому назад я отправился домой в Сиэтл — навестить родителей. Я был подавлен, поскольку чувствовал, что веду бесцельное существование. Да, конечно, я был звездой — блеск, слава и все такое. Но чего‑то не хватало. Моя жизнь казалась пустой, бессмысленной.

 

И Хилл пошел с отцом в синагогу — ту самую, куда ходил в детстве. Он сходил в реформистскую синагогу, затем — в консервативную, но это было не то. И все же там была искра иудаизма — только ей никак не удавалось превратиться в пламя. В конце концов он оказался в Нью‑Сквере (будучи тогда с бородой, поскольку играл Зигмунда Фрейда) и начал учить Тору со Сквирским ребе, который открыл ему «глубинные смыслы».

 

Как только Стивен решил, что вот эта жизнь — для него, ничто не могло поколебать его решение. С тех пор в его актерском контракте появился пункт, что он не работает по субботам и еврейским праздникам и что он не будет надевать одежду из  Запрещенная в Библии ткань, состоящая из шерсти и льна, то есть нитей животного и растительного происхождения. шаатнез[/footnote].

 

Актерская карьера Хилла продолжалась еще несколько десятилетий (хотя с 1967 года он сделал 10‑летний перерыв) и достигла кульминации, пожалуй, в роли Адама Шиффа в телесериале «Закон и порядок». Дик Вулф, продюсер сериала, однажды сказал про Хилла, что тот оказывает «талмудическое влияние на всю атмосферу, дух сериала».

«Стивен всегда говорил мне, что, став религиозным, еще больше полюбил свою профессию», — рассказывает Шиллер, который работал вместе с Хиллом над его автобиографией, так и недописанной. «Актерская игра составляла для него смысл жизни — пока он не пришел к религии, он отдавал ей все силы. Уже став религиозным, он продолжал получать удовольствие от игры. Но теперь его личность этим не исчерпывалась».

Перевод с английского Давида Гарта

 

Источник публикации: Jonathan Zalman. The Moment Steven Hill Knew He Had to Become Closer to His Jewish Faith

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Игра по чужим правилам

Естественно, ни «освобождение Палестины», ни изгнание евреев из университетов целями не являются: наоборот, если бы евреев и Палестины не было, их пришлось бы придумать. Необходим конфликт, его необходимо поддерживать, развивать и периодически «приходить к компромиссу» на новом уровне, добиваясь все больших политических уступок в вопросах, напрямую с конфликтом не связанных...

Как семь дней творения

Особенно еврейского в книге ничего и нет — кроме отдельных характерных деталей да того, что событиям печали и понимания отведены здесь именно семь дней еврейского траура. Этого времени достаточно мало, чтобы уместившиеся в них события — главным образом внутренние для Евы — развивались плотно и интенсивно, и достаточно много, чтобы она вышла из этих дней с новым пониманием самой себя и своих отношений с близкими людьми.

В чем причины нынешнего скандала вокруг Ивана Ильина

В 1920-1930-х Ильин восхищался фашизмом. В 1928 году он написал программную статью «Русский фашизм», ключевая идея которой была такова: «Фашизм есть спасительный эксцесс патриотического произвола». В статье 1953 года под названием «Германия возрождается» одним из главных преступлений Гитлера Ильин называл не чудовищные военные преступления и Холокост, а проигрыш войны, который отныне всей Европе угрожал «советским нашествием».