Совет еврейских общин просит возобновить дело Цукурса
Возобновить уголовный процесс против Герберта Цукурса, члена карательной команды Арайса, которая в годы Второй мировой была причастна к геноциду евреев на территории Латвии. С такой просьбой к Генеральному прокурору обратился Совет еврейских общин Латвии, сообщает программа «Сегодня вечером» LTV7.
В заявлении Совета еврейских общин с просьбой возобновить уголовный процесс против Герберта Цукурса указывается на новые обстоятельства, ранее не известные прокуратуре. Это свидетельства частного лица, который лично видел Цукурса и наблюдал за его действиями на территории Рижского гетто во время конвоирования узников в Румбулу к месту массовых расстрелов осенью 1941 года.
«Это не секрет — это рассказывали местные латыши: Цукурс лично убивал евреев и командовал отрядом, который занимался убийствами. Это не освободитель и борец за Латвию, а слуга фашизма», — уверен Давид Каган, глава Рижской еврейской религиозной общины, зампредседателя еврейской общины Латвии
Каган считает, что есть большая разница между тем, попал ли человек в карательный отряд не по своей воле, или же это был сознательный поступок. Как в случае Цукурса. «Когда сами идут на службу фашизму, когда никто не зовет. Более того, пытается доказать — я свой, я больше сделаю, чем ты», — уверен Каган.
Отношение к Цукурсу в Латвии всегда было неоднозначным. Некоторые считают его героем, который, напротив, спасал евреев. Несколько лет назад ему посвятили мюзикл, который, впрочем, сразу осудил латвийский МИД — и дальше постановка не пошла.
Семья Цукурса хочет перезахоронить его на Братском кладбище, где покоятся герои Латвии. Историк военного музея Янис Томашевскис считает, что делать это нельзя.
«До Второй мировой он был известным латышским летчиком — сам строил самолеты, летал. С началом войны мы видим уже другого Герберта Цукурса. Самые большие споры в обществе вызывает его участие в команде Арайса. Как историк, я не берусь утверждать, что Цукурс лично занимался уничтожением евреев. Но участие в течение 13 месяцев в карательной команде не дает права называть его героем», — считает он.
Цукурс прославился в 30-е годы как авиатор, который совершал дерзкие по тем временам перелеты, к примеру, по Африке. Популярности добавил и писательский талант — Цукурс опубликовал дневник и роман о летчике. После установления диктатуры Улманиса Цукурс сразу стал героем. Но с приходом советской власти участвовал в создании колхоза. В 1941-м, со сменой власти, его арестовали. Но он и тут не растерялся.
«С Виктором Арайсом он был знаком лично. В команде Арайса он хотел избежать наказания за действия в период советской власти. Насчет того, расстреливал ли он людей в Румбуле — свидетельства противоречивы. Но у него была возможность выйти из команды Арайса. 13 месяцев — достаточный срок, чтобы понять, чем она занимается».
Впрочем, возможно ли спустя столько лет собрать доказательства вины Цукурса в убийстве евреев? Историки не уверены.
«Возобновлять процесс я не вижу смысла. Человек уже умер, прокуратура дело расследовала и прекратила. А вот изучить прошлое Цукурса надо. Создать для этого комиссию из юристов, историков, политологов. Многие аспекты его жизни в годы германской оккупации неизвестны. Его задачи, функции. Некоторые наивно заявляют, что он лишь заведовал гаражом. Если почитать написанную им автобиографию, там много белых пятен. До сих пор никто не старался их заполнить», — полагает историк Карлис Кангерис.
В Генпрокуратуре подтвердили, что получили заявление с просьбой возобновить уголовный процесс против Цукурса. Как скоро генпрокурор примет решение, пока неизвестно.
В июне 1941 года в Латвии жило около 93 тысяч евреев. Репрессии и массовые убийства начались сразу после вторжения нацистской Германии в Латвию. Евреи были отделены от сограждан, выгнаны из своих домов, заключены в гетто и в течении полугода в большинстве населенных мест Латвии полностью уничтожены.
Во время нацистской оккупации 1941-1945 гг. было убито более 70 тысяч латвийских евреев и более 20 тысяч евреев, депортированных в Латвию из других стран Европы.
Памятное мероприятие из года в год проходит на месте, где находилась построенная в 1871 году Большая хоральная синагога, сожженная 4 июля 1941 года подразделением Латышской вспомогательной полиции под командованием Виктора Арайса.
Команда Арайса, находящаяся в подчинении Полиции безопасности и Службы безопасности Германии, по приказу нацистов сожгла храм вместе с находившимися в нем людьми. Здание облили бензином и подожгли, а евреям не давали выбраться. В этот же день сожгли и другие еврейские храмы Риги, погибло не менее 400 человек.
В советское время руины синагоги были снесены, и на этом месте устроили сквер с доской почета передовиков производства. В конце 1980-х годов были произведены раскопки, и в 1993 году при поддержке правительства Латвии, еврейских организаций и частных лиц из многих стран мира открыт мемориал в виде символических стен синагоги.
День 4 июля стал в Латвии официально отмечаемой траурной датой более четверти века назад. Верховный Совет уже объявившей о восстановлении независимости, но де-факто еще находившейся в составе СССР Латвии, принял соответствующий закон 3 октября 1990 года.
Этот день считается началом массового уничтожения евреев Латвии оккупировавшими республику нацистами и их местными пособниками. Именно 4 июля спецподразделения Третьего Рейха спровоцировали в Риге погромы, непосредственными исполнителями которых были местные пособники нацистов.
Согласно отчету гитлеровской «расстрельной команды» Einsatzgruppe A, «в Латвии запустить аналогичные, уже инспирированным в Литве, акции очищения и погром оказалось значительно труднее. В Риге спровоцировать погром оказалось возможным посредством высказывания соответствующих предположений Латышской вспомогательной полиции. В ходе погрома все синагоги (включая и Большую хоральную на перекрестке ул. Дзирнаву и Гоголя) были сожжены и примерно 400 евреев убиты (в том числе и были сожжены заживо). Поскольку население успокоилось очень быстро, организовать дальнейшие погромы не представилось возможным. События в Риге были зафиксированы на кино- и фотопленку таким образом, чтобы доказать, насколько возможно, что первые спонтанные казни евреев и коммунистов осуществлялись латышами».
В соответствии с этой установкой сцены «спонтанной» расправы местного населения над евреями были показаны в пропагандистском киножурнале Deutsche Wochenschau No. 567 за июль 1941 года.