Современная жизнь очень богата событиями. Людям приходится много работать, много путешествовать, они получают много информации; каждый год появляются новые изобретения и новые товары… Понятно, что темп жизни от поколения к поколению растет, порой в разы. И столь же понятно, что при таком напряженном существовании человек стремится быстро получать результаты. По‑английски это называется instant gratification — в переводе на русский «немедленное вознаграждение». Если же быстрый результат не гарантирован, многие люди вообще отказываются браться за дело.
Однако наша вера учит: по‑настоящему важные результаты приходят не просто «не сразу», но лишь после завершения жизненного пути, в Мире грядущем. Вспомним, как месяц назад мы разбирали мишну, которая определяет наш мир как своего рода «прихожую», через которую человек попадает в настоящий дом. Сегодняшняя мишна исходит из этой истины и подводит нас к оценке наших прижизненных дел: «Один час тшувы и добрых дел стоит больше, чем вся жизнь в Мире грядущем, а час духовной благодати в Мире грядущем стоит больше, чем вся жизнь этого мира».
На первый взгляд парадокс, даже, если хотите, двойной парадокс. Если наша жизнь здесь и сейчас лишь подготовка к вечной жизни в Мире грядущем, — как может быть, что один час наших даже самых правильных дел в этом мире дороже вечной жизни? А если при этом вся наша жизнь не стоит и часа благодати в Мире грядущем — разве это не прямое противоречие по отношению к первой части мишны?
На самом деле нет здесь ни противоречия, ни парадокса, а есть сразу несколько очень глубоких мыслей, которые нам, среди наших многочисленных дел, хорошо бы помнить постоянно, если мы хотим и в этом мире правильно прожить, и в Мире грядущем обрести награду.
Почему час тшувы и добрых дел дороже всей жизни в Мире грядущем? Есть известная притча о богаче, который всю жизнь работал, нажил несметное состояние и вот (как говорится, «спустя 120 лет») предстал перед Высшим судом. И молвил Судия: «Мы видели твою жизнь, а теперь будет у тебя жизнь вечная, и сейчас тебя отведут в твой новый дом». И вот тебе раз! — новым домом оказалась крошечная хижина. Богач, конечно, в крик, рвется позвонить на землю, чтобы прислали денег с его текущего счета: зря, что ли, он столько лет старался, наживал?.. Да только ангелы Г‑сподни ему разъяснили, что в Мире грядущем земная валюта не конвертируется, а награды полагаются за добрые дела, совершенные при жизни. Таким образом, час добрых дел действительно может оказаться дороже, чем вечная жизнь в Мире грядущем — просто потому, что он «зарабатывает» человеку качество этой самой вечной жизни.
С добрыми делами все понятно. Но возникает вопрос: почему «час тшувы» тоже оказывается дороже всей жизни в Мире грядущем? Чтобы получить правильный ответ, нам надо понять, что такое «тшува». Обычно это слово переводят как «покаяние», но оно означает «возвращение», возвращение к Б‑гу. А когда мы возвращаемся к Б‑гу, на пути Б‑жьи, мы делаем две вещи: по отношению к самим себе духовно растем, а по отношению к другим людям, к окружающему миру — совершаем угодное Б‑гу, то есть добрые дела! То есть улучшаем и свое окружение, и самих себя.
И все это делается в мире, где есть свобода выбора: расти духовно или не расти, творить добро или нет. В мире, где множество соблазнов все время пытаются отдалить нас от праведного пути. Понятно, что возвращение на пути Б‑жьи, связанное с преодолением препятствий, дорогого стоит!..
На этот счет тоже есть притча из Талмуда: история великого грешника по имени Эльазар бен Дурдая. Как‑то он пришел к распутной женщине, и даже она поразилась его грехам и сказала, что, если такой человек и захочет совершить тшуву, он не сможет. Эти слова так поразили злополучного Эльазара, что он обхватил ладонями голову и принялся плакать, прося прощения у Г‑спода. Так, плача, и умер. И тогда раздался голос с небес: «Он успел раскаяться в грехах, поэтому Мир грядущий ждет его».
Но если тшува и добрые дела дороже жизни вечной, как тогда понять вторую часть мишны? Речь здесь идет о награде, которая ожидает нас в Мире грядущем, — награде, называемой «корат‑руах», «духовная благодать». А что такое благодать? Мы инстинктивно чувствуем, что это что‑то очень хорошее и важное, но объяснить в понятиях нашего земного существования не можем — просто потому, что здесь, на земле, вдали от небесного Отца, наши способности крайне ограничены. Слепому не объяснить, какое удовольствие зрячие получают от прекрасных пейзажей; глухой не поймет чувств человека, наделенного музыкальным слухом, когда он слушает симфонию или хасидские напевы.
Вот так же точно и мы представить себе не можем, какие удовольствия ждут нас в Мире грядущем, перед лицом Г‑спода нашего.