Когда Папа посещает Марокко, крошечная еврейская община смотрит на это с тихой гордостью
Сюзанна Харрок говорит и поет на еврейско-марокканском языке, который был языком некогда процветающей еврейской общины, насчитывающей около 300 000 человек — одной из крупнейших в мусульманском мире. Сегодня она и ее муж — двое из 2500 евреев, оставшихся в Марокко, членов общины, которая стареет и истощается несмотря на то, что она пользуется конституционным признанием и защитой.
«Сначала я называю себя марокканкой, а потом еврейкой», – говорит мать троих детей в своем доме в Рабате перед визитом Папы Франциска, который евреи приветствуют как возможность подчеркнуть свой статус, являющийся, по их словам, уникальным в мусульманском мире. 30 марта еврейские лидеры присоединились к христианским представителям на двух мероприятиях под председательством Папы и короля Мухаммеда VI по межрелигиозному диалогу. Конституция Марокко 2011 года признает «еврейскую» составляющую в качестве компонента национальной идентичности.
Евреи в североафриканском королевстве имеют свои собственные суды, Семейный кодекс и школы, и даже Государственный Музей еврейского наследия. В отличие от многих марокканских евреев, которые уехали в Израиль, Европу и Америку за последние шесть десятилетий из-за чрезмерной нищеты и политической неопределенности, Харрок и ее муж решили остаться.
«Марокко — это страна, где мне место. Здесь я чувствую себя в безопасности», – сказала Харрок, которая работала директором отеля до ее недавнего ухода на пенсию. Ее муж тоже еврей и работает врачом, обслуживающим мусульманскую общину. Теперь она посвящает свое время пению на еврейско-марокканском языке как член музыкальной группы, состоящей из мусульманских музыкантов, которые помогают ей углубиться в древнее еврейское наследие страны.
Корни марокканской еврейской общины восходят к римским временам. На протяжении веков евреи служили королевскому двору как послы, дипломаты, министры и советники. Во время французской колониальной эпохи король Мухаммед V отказался применять антисемитские законы, введенные коллаборационистским французским режимом Виши во время нацистской оккупации Франции в период Второй мировой войны. В 2010 году его внук, нынешний король, запустил программу по восстановлению сотен синагог, еврейских кладбищ и объектов наследия по всей стране и восстановил первоначальные названия некоторых еврейских кварталов, которые были изменены в течение и после колониальной эпохи. Король также заплатил за восстановление еврейского кладбища в островном государстве Кабо-Верде, расположенном на расстоянии более 2000 миль от Марокко, так как в нем находятся могилы марокканских евреев, которые эмигрировали туда. Марокканские евреи говорят, что чувствуют себя защищенными.
«Он является главой всех верующих, как мусульман, так и евреев», – сказал Давид Толедано, глава еврейской общины Рабата, которая в настоящее время насчитывает менее 200 членов. 23 000 марокканских католиков — большинство из них европейцы-экспатрианты, в основном французы, и африканские мигранты из стран Африки к югу от Сахары — составляют менее одного процента от населения страны, насчитывающего 35000000 человек.
Обращаясь к Папе, король, который также является высшим религиозным авторитетом Марокко, сказал: «я не могу говорить о Марокко как о земле ислама, как если бы там жили только мусульмане… Я защищаю марокканских евреев, а также христиан из других стран, которые живут в Марокко».
Жор Рехихель, директор музея марокканского иудаизма в Касабланке, является мусульманкой. «Еврейское наследие является частью нашей коллективной и разнообразной марокканской идентичности, которую мы должны сохранить», – сказала она.