Голос в тишине. Т. V. ЭТИКЕТ ЦАДИКА

По мотивам хасидских историй, собранных раввином ШЛОМО-ЙОСЕФОМ ЗЕВИНЫМПеревод и пересказ Якова Шехтера 1 февраля 2016
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

«И когда страстно захочешь есть…»

Дварим, недельная глава «Реэ»

 

Ребе Ицхок‑Меир, Гурский ребе, вместе с выдающимся знатоком Торы ребе Довом Майзлишем из Варшавы, пришли к еврейскому богачу. Тот был вхож к генерал‑губернатору Польши, а дело, о котором хлопотали праведники, требовало его вмешательства. Дело касалось всех евреев Польши, и поэтому богач удостоился такой чести.

Однако, как и все богачи, он был уверен в обратном. Это он оказывал честь раввинам, принимая их в своем особняке. Много общаясь с аристократией, богач во всем подражал князьям, графам и баронам, копируя не только их одежду и манеры, но и меню. Он давно распрощался с кошерной пищей, богатство вознесло его на такую высоту, с которой все эти бесчисленные ограничения виделись ненужными условностями. Поэтому богач даже не счел нужным прервать полуденную трапезу и принял гостей прямо за обеденным столом. Он не подумал встать, как положено воспитанному еврею при виде раввинов, а преспокойно продолжал орудовать вилкой и ножом, вместо приветствия одарив гостей снисходительным кивком.

— Приятного аппетита! — произнес Гурский ребе, стараясь скрасить неловкость положения.

— Если бы вы знали, что я ем, — усмехнулся богач, — вы бы не решились произнести такое пожелание.

— Наоборот, — моментально нашелся Гурский ребе, — есть люди, которых так увлекает страсть к еде, что они идут на всякого рода нарушения. Конечно, после своих ста двадцати лет им придется держать ответ за каждый проглоченный кусочек. Но приговор им будет значительно менее суровым, нежели тем, кто ест запрещенную пищу в пику Создателю. Потому я пожелал и еще раз желаю вам приятного аппетита.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Разбросанные зерна: происхождение диаспоры

Изгнание продолжалось, но это не была гола, ниспосланная Б‑гом всему Израилю. Это был национальный позор тех, кто решил не возвращаться. Это и был тот ужас, для описания которого переводчики Септуагинты придумали слово «диаспора». Тем самым они одновременно изобрели концепцию, которая разделила еврейский народ надвое, как ни одна из прежних концепций изгнания

Прибыль и пророки. Недельная глава «Дварим»

Согласно мудрецам Талмуда, на небесах нас спросят: «Поступал ли ты в деловой жизни по принципу бе‑эмуна?» То есть поступал ли таким образом, чтобы заслужить доверие? Когда нравственные принципы отсутствуют, а экономикой и политикой движут своекорыстные интересы, доверие рушится, и ткань общества начинает гнить. С этого начинался упадок всех великих сверхдержав, и исключений из этого закона нет

Раскрытие сокровенного: «И записал Моше все их походы и уходы»

Моше — добро по определению, поэтому зло для него неприемлемо, и он постоянно с ним борется: убивает египтянина, успокаивает евреев. Сильная сторона Аарона — любовь к Ашему и стремление воодушевить сынов Израиля любовью к Нему