Голос в тишине. Т. V. ЭТИКЕТ ЦАДИКА

По мотивам хасидских историй, собранных раввином ШЛОМО-ЙОСЕФОМ ЗЕВИНЫМПеревод и пересказ Якова Шехтера 1 февраля 2016
Поделиться

«И когда страстно захочешь есть…»

Дварим, недельная глава «Реэ»

 

Ребе Ицхок‑Меир, Гурский ребе, вместе с выдающимся знатоком Торы ребе Довом Майзлишем из Варшавы, пришли к еврейскому богачу. Тот был вхож к генерал‑губернатору Польши, а дело, о котором хлопотали праведники, требовало его вмешательства. Дело касалось всех евреев Польши, и поэтому богач удостоился такой чести.

Однако, как и все богачи, он был уверен в обратном. Это он оказывал честь раввинам, принимая их в своем особняке. Много общаясь с аристократией, богач во всем подражал князьям, графам и баронам, копируя не только их одежду и манеры, но и меню. Он давно распрощался с кошерной пищей, богатство вознесло его на такую высоту, с которой все эти бесчисленные ограничения виделись ненужными условностями. Поэтому богач даже не счел нужным прервать полуденную трапезу и принял гостей прямо за обеденным столом. Он не подумал встать, как положено воспитанному еврею при виде раввинов, а преспокойно продолжал орудовать вилкой и ножом, вместо приветствия одарив гостей снисходительным кивком.

— Приятного аппетита! — произнес Гурский ребе, стараясь скрасить неловкость положения.

— Если бы вы знали, что я ем, — усмехнулся богач, — вы бы не решились произнести такое пожелание.

— Наоборот, — моментально нашелся Гурский ребе, — есть люди, которых так увлекает страсть к еде, что они идут на всякого рода нарушения. Конечно, после своих ста двадцати лет им придется держать ответ за каждый проглоченный кусочек. Но приговор им будет значительно менее суровым, нежели тем, кто ест запрещенную пищу в пику Создателю. Потому я пожелал и еще раз желаю вам приятного аппетита.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Даешь другим — получаешь для себя

Если свободного времени мало, — скажем, лишь час в день, — что предпочесть? Самому учить Тору или обучать родных и близких? По мнению Ребе, когда говоришь о любви к ближнему, это означает: делай для других то, что хочешь, чтобы другие делали для тебя. Это основа еврейской жизни. Отсюда вывод: сколько времени я уделяю себе, своим знаниям, столько же должен дать другому.

Жизнь Авраама: под знаком веры. Недельная глава «Хаей Сара»

На еврейский народ обрушивались трагедии, которые подорвали бы силы любой другой нации, не оставив надежд на возрождение... Но еврейский народ, каким‑то образом находя в себе силы, скорбел и плакал, а затем поднимался и строил будущее. В этом уникальная сильная сторона евреев, а унаследована она от Авраама, как мы видим из нашей недельной главы

Еще о странностях и новаторстве раввинистического мышления

Талмуд объясняет, что, пока стоял Храм, существовал специальный священнический суд, занимавшийся заслушиванием свидетелей, видевших молодую луну. Свидетельствование перед этим судом было важной заповедью — разрешалось даже нарушить субботу, чтобы отправиться в Иерусалим и дать показания. При этом свидетели новолуния могли не только нарушить субботние пределы, то есть пройти расстояние больше того, которое разрешается проходить в шабат, но и брать с собой оружие для самообороны