Послания Любавичского Ребе

Время утешать

Мендл Калменсон 16 сентября 2018
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Думайте позитивно

Когда происходит несчастье, наш мозг начинает рисовать страшные картины, особенно если это случается не впервые. Оказавшись однажды в такой ситуации, многие люди живут в постоянном страхе в ожидании, что произойдет что‑нибудь ужасное; в их голове постоянно крутится: «А вдруг это случится снова? Вдруг в этом же месте и в это же время случится такое же несчастье или что‑то более страшное?»

Помимо того что подобные мысли лишают нас внутреннего спокойствия, согласно еврейской традиции, такие фантазии действительно меняют ситуацию к худшему, нередко воплощаясь в реальность. В частности, такой вывод мы делаем из библейского рассказа о том, как Йосеф, будучи узником в египетской тюрьме, толковал сны своих сокамерников.

Иосиф толкует сны в тюрьме. Художник Лукас ван Лейден. Фрагмент гравюры. 1512.

Как мы помним, фараон наложил опалу на двух своих вельмож, виночерпия и пекаря, и бросил их в тюрьму. Там они рассказали Йосефу приснившиеся им сны. Виночерпию приснилось: «Вот, виноградная лоза предо мною, а на лозе три ветви; а она как зацвела, появились почки на ней и созрели в гроздьях ее ягоды. И чаша фараона в руке моей; и я взял виноград, и выжал его в чашу фараону, и подал чашу в руку фараона» (Берешит, 40:9–10). Пекарь же видел такой сон: «Вот, три плетеные корзины на голове моей, а в верхней корзине всякая пища фараона, изделия пекаря; и птицы клюют ее из корзины с головы моей» (Берешит, 40:16–17) — чего птицы никогда бы не сделали, будь человек жив См. комментарий рабби Шимшона Гирша на это место.
.

Йосеф так истолковал эти сны: виночерпий вернется ко двору и вновь обретет милость в глазах фараона, что же до судьбы начальника пекарей — «через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве; и птицы будут клевать плоть твою с тебя» (там же, 19). Через три дня все именно так и случилось. Разумеется, можно прочесть этот отрывок как рассказ о пророческих снах и искусстве толкования сновидений. Однако возможно и другое прочтение — как свидетельство того, что наши мысли влияют на нашу судьбу. Ибо, как отмечали мудрецы Талмуда, эти ночные сновидения были лишь отражением дневных мыслей и фантазий двух вельмож: виночерпий смотрел в будущее с оптимизмом, тогда как пекаря терзали страшные предчувствия.

Один расстроенный и обеспокоенный раввин написал Ребе, что его синагога получила новый свиток Торы, кошерность которого дважды подвергалась сомнению. Раввин был очень встревожен, поскольку примерно в то же время один за другим умерли два молодых прихожанина, и он беспокоился, нет ли тут связи.

В ответ Ребе привел ему знаменитое высказывание третьего Любавичского Ребе, Цемаха Цедека: «Думай хорошо, и все будет хорошо». Иными словами, позитивное мышление само по себе меняет ситуацию к лучшему Летом 1990 года, после серии страшных дорожно‑транспортных происшествий, в которых погибло несколько членов любавичской общины Мельбурна, рабби Лейбл Гронер, один из секретарей Ребе, написал ему записку, в которой выразил свой страх и обеспокоенность в связи с тем, что так много людей погибло за столь короткое время. Ребе ответил: «Пришло время исполнить предписание нашего Учителя. Думайте хорошо, и все будет хорошо в буквальном смысле!»
.

Понимая, что это утверждение может быть воспринято как банальность, Ребе сослался на Талмуд. В соответствующем разделе обсуждаются сны и их толкования и, в частности, несколько историй о мудреце по имени Рава и толкователе снов по имени Бар‑Гедья. Последний предсказывал Раве множество разных несчастий, в том числе касающихся его жены и детей:

«Рассказали ему: зачитали нам: “Сынов и дочерей родишь, но не будет их у тебя, потому что пойдут они в плен” (Дварим, 28:41). Сказал он Раве: так и понимай дурной этот сон.

Зачитали нам: “Сыны твои и дочери твои будут отданы другому народу, и глаза твои видят это и исходят по ним целыми днями, и не будет силы в руке твоей” (Дварим, 28:32). Сказал он Раве: жена твоя умрет, и достанутся ее сыновья и дочери другой женщине» Брахот, 56б.
.

После этого, рассказывает Талмуд, произошло следующее: «Плыли они [Рава и Бар‑Гедья] тогда вместе в лодке. Когда выходил он на берег, выпала у него книга. Нашел ее Рава и увидел, что написано в ней: “Все сновидения следуют за устами”. Сказал [Рава]: злодей! Из‑за тебя сбылись [мои сны], и это ты причинил мне столько страданий!» Там же.

Согласно Талмуду, это справедливо и в отношении дневных мыслей: «Было однажды со старцем Гилелем, что шел он дорогой и услышал доносящийся из города вопль. Сказал: обетовано мне, что случилось это не в моем доме. И о нем говорит Писание: “Слуха дурного не убоится, твердо сердце его, полагается он на Г‑спода” (Теилим, 112:7). Сказал Рава: как ни толкуй этот стих, начнешь ли с начала его и пойдешь к концу или начнешь с конца и пойдешь к началу, он всяко поддается верному истолкованию. Если с начала к концу: “Слуха дурного не убоится” — почему? Потому, что “твердо сердце его, полагается он на Г‑спода”. Если с конца к началу: “Твердо сердце его, полагается он на Г‑спода” — и тогда “слуха дурного не убоится”» Там же, 60а.
.

И еще одна история из Талмуда.

Йеуда бар Натан шел за равом Гамнуной. Вздохнул он. Сказал ему [рав Гамнуна]: хочет ли господин навести на себя страдания? Ведь написано: “Ибо ужас, которого я боялся, настиг меня, и то, чего я опасался, пришло ко мне” (Иов, 3:24). [Спросил Йеуда бар Натан:] Но разве не написано: “Блажен человек, который всегда страшится” (Мишлей, 28:14)? Ответил ему: это сказано о словах Торы Там же.
.

В 1963 году, в одном из своих выступлений В субботу, когда в синагоге читают недельную главу Бешалах. К этой теме Ребе вернулся в 1966 году, в своем выступлении в субботу, когда в синагоге читают недельную главу «Шмот». См.: Ликутей сихот. Т. 36. С. 1.
, Ребе подробно остановился на философской и духовной динамике, лежащей в основе принципа «думай хорошо, и все будет хорошо».

Начал он с того, что задал логичный вопрос: почему нужно верить, что, невзирая на любые трудности, в итоге все будет хорошо? Не слишком ли это самоуверенно: предполагать, что в любой ситуации мы изначально заслуживаем Б‑жественной милости, независимо от нашего религиозного или нравственного состояния? В конце концов, разве не сказано в Писании: «Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не грешил бы» (Коелет, 7:20)? Согласно мидрашу, даже Яаков, величайший из праотцев, и Моше, величайший из пророков, оказавшись в опасной ситуации, боялись именно потому, что не были уверены, что достойны Б‑жественного спасения (Берешит раба, 76:1; Бе‑Ор а‑Сехель и Нецер кодеш на это место).
И как насчет основополагающего принципа еврейской веры, что миром правит Б‑жественный закон награды и наказания Иудаизм утверждает, что все так называемые наказания, перечисленные в Торе, призваны не покарать грешника, но очистить его от духовной скверны, порожденной грехом, и таким образом не калечат, а лечат.
, а потому спасение зависит от праведности?

На этот вопрос Ребе ответил так: если еврей решает, что будет уповать на Б‑га, веря, что очередной кризис закончится в его пользу, даже несмотря на то, что все свидетельствует об обратном, то в этом случае он окажется выше законов природы. А это, в свою очередь, в соответствии с принципом «вера за веру» приведет к временной отмене Б‑жественного закона Согласно Рамбану (комментарий на Ваикра, 26:11), «когда большинство евреев совершенны, их жизнь не подчиняется законам природы… до такой степени, что им не нужен врач, чтобы вылечить, как сказано: “И сказал: если ты будешь слушаться гласа Г‑спода, Б‑га твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Г‑сподь, целитель твой” (Шмот, 15:26)». Разумеется, подобные моменты духовного совершенства случаются очень редко, поэтому в обычной ситуации нужно следовать естественному порядку.
, согласно которому спасения заслуживают одни праведники.

Б‑г, Создатель человека, понимает, насколько трудно и даже сверхъестественно для него верить, не ощущая ни страха, ни тревоги, в благоприятное развитие событий в трудной, порой безнадежной ситуации. Поэтому в итоге, и в некотором смысле даже в награду за благочестие, проявляющееся в правильном образе мысли, Всевышний поступает с верующим, формально не заслуживающим спасения, более милостиво и щедро, чем «положено».

Ниже приведено несколько примеров из сотен писем Ребе, в которых он приводил афоризм Цемаха Цедека «думай хорошо, и все будет хорошо».

Отвечая еврею, пославшему Ребе телеграмму с просьбой о благословении на выздоровление, рабби Шнеерсон писал:

 

Я получил Вашу телеграмму, в которой говорится, что операция назначена на воскресенье… Я уверен, что все пройдет удачно.

Мне уже доводилось писать, что у меня вызывает искреннее недоумение, когда люди пессимистично воспринимают происходящее с ними или с членами их семей, несмотря на то что мой тесть и наставник Шестой Любавичский Ребе, рабби Йосеф‑Ицхак Шнеерсон.
много раз повторял от имени своих предшественников: «Думайте хорошо, и все будет хорошо».

Жду известий, что все прошло благополучно и Вам стало лучше.

В ожидании хороших новостей посылаю благословение Вам и Вашим близким Игрот кодеш. Т. 3. С. 373.
.

 

В ответе другому еврею, попросившему, чтобы Ребе помолился за его жену и внучку, у которых возникли проблемы со здоровьем, рабби Шнеерсон остановился на этом подробнее:

 

Отвечаю на два Ваших письма, где Вы пишете о жене и внучке… Будьте уверены, что они удостоятся Б‑жественного милосердия и поправятся.

Я очень не одобряю тех, кто слишком много думает, преувеличивает и вдается в подробности своих медицинских проблем — говорят и пишут о малейшей проблеме со здоровьем, которая у них возникает и т. д. Это полностью противоречит философии наших наставников: «Думай хорошо, и все будет хорошо». Если это справедливо в отношении позитивного мышления, то тем более когда дело касается слов и писем, которые приравниваются к поступкам Игрот кодеш. Т. 4. С. 198.
.

Фотограф Шая Гинот.

 

В ответе еврею, направившему Ребе несколько пессимистических писем с перечислением своих трудностей и горестей, Ребе подробно остановился на том, какие последствия имеет вербализация негативных мыслей. Рабби Шнеерсон подчеркнул оригинальность учения Цемаха Цедека — согласно ему процесс актуализации, в ходе которого духовная идея проявляется в материальном мире, начинается не с вербализации этой идеи (общее место хасидской литературы), но гораздо раньше, еще в процессе обдумывания:

 

Отвечаю на Ваше письмо, из которого видно, что мне все еще не удалось внушить Вам оптимизм — хотя я многократно говорил Вам, что, согласно еврейской традиции, нужно удерживаться от того, чтобы озвучивать отрицательные и печальные мысли, поскольку это только способствует тому, что зло становится реальностью В соответствии с принципом, что, если сказать что‑то плохое, это станет реальностью, Ребе объяснял порядок фраз в библейском рассказе о том, как Моше второй раз вмешался в общественную жизнь: «И вышел он на другой день, и вот, два еврея ссорятся; и сказал он неправому: зачем ты бьешь ближнего твоего? И тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьей над нами? Не думаешь ли убить меня, как убил египтянина? И испугался Моше, и сказал: верно, стало известным это дело. И услышал фараон об этом деле, и хотел убить Моше, но Моше убежал от фараона» (Шмот, 2:13–15). По мнению Ребе, Тора не случайно указывает, что Моше не просто испугался, но высказал свои опасения — отсюда мы делаем вывод, что фараон узнал о случившемся именно потому, что Моше сказал вслух, что боится этого. .

Это касается не только вербализации — согласно хасидскому учению См.: Меа шеарим, 28a‑б. Маамарей адмор а‑закен. С. 446.
, произнесенное слово может стать реальностью, как это следует из поведения Магида из Межерича, который неизменно озвучивал новые идеи, чтобы «привести их в мир». Мысли тоже способны воплотиться в жизнь, как это следует из учения наших наставников, говоривших: «Думай хорошо, и все будет хорошо». Поэтому нужно удерживаться от плохих мыслей — чтобы зло не стало реальностью Игрот кодеш. Т. 6. С. 286–287.
.

 

В другом письме Ребе отчитал студента ешивы, написавшего в середине лета, что на Осенние праздники собирается быть не в ешиве, а дома, чтобы провести их с отцом, который болеет. Пожелав отцу скорейшего выздоровления, рабби Шнеерсон написал:

 

P. S. Что же касается идеи, о которой Вы писали, — провести Дни трепета Дни трепета — десять дней покаяния: от Рош а‑Шана (еврейский Новый год) до Йом Кипура (Дня Искупления).
дома, несмотря на то что большинство студентов останутся в ешиве, поскольку Ваш отец болеет, — меня очень удивило и расстроило подобное маловерие, позволившее Вам предположить, что через несколько месяцев Ваш отец все еще будет болен, и, исходя из этого, уже сейчас, в середине лета, строить конкретные планы покинуть духовное окружение ешивы (и в результате лишиться возможности помолиться должным образом). Гораздо лучше и разумнее руководствоваться словами наших наставников: «Думай хорошо, и все будет хорошо», то есть исходить из предположения, что Ваш отец поправится и Вы сможете спокойно сосредоточиться на своем духовном развитии Игрот кодеш. Т. 9. С. 281.
.

 

Это письмо заставляет вспомнить следующий случай. В ходе личной аудиенции некий хасид сказал Ребе, что через несколько недель ему предстоит сложная операция, и попросил благословения, чтобы она прошла успешно. Ребе совершенно серьезно ответил: «Вместо того чтобы просить меня о благословении, чтобы операция прошла успешно, вы могли бы попросить помолиться, чтобы операция вам не понадобилась» Рассказал Залман Гурари, герой этой истории.
. Эта история лишний раз учит: мало того, что конкретные мысли влияют на окружающую действительность, — наш образ мысли, отражающий уровень веры, тоже меняет ситуацию в лучшую или худшую сторону.

Ребе решительно осуждал негативное мышление и горестные фантазии не только потому, что это меняет ситуацию к худшему, но и потому, что вызывает уныние, отчаяние и другие скверные чувства, которые могут привести к серьезным осложнениям.

Фотограф Марчелло Бендахан.

Эту же мысль подтверждает письмо Ребе, адресованное еврею, которого не удовлетворили медицинские рекомендации врачей, а потому он решил почитать медицинскую литературу, чтобы самому оценить свое состояние.

 

В ответ на Ваше письмо, в котором Вы сообщили, что перенесли в прошлом несколько операций.

Очень нехорошо, что Вы решили разобраться самостоятельно и читать о болезнях, которые, как Вам кажется, у Вас есть. По моему мнению, Вам следовало бы, согласно заповеди Торы, исполнять предписания врачей и сосредоточить все свои помыслы и силы на вере в Б‑га, Целителя всех больных, который может творить чудеса.

Совершенно не нужно заниматься самостоятельными медицинскими изысканиями, поскольку Вы не специалист в данной области, особенно если это лишает Вас покоя и вызывает неприятные и грустные мысли. Все мы хорошо помним слова наставников Хабада: «Думай хорошо, и все будет хорошо» Игрот кодеш. Т. 4. С. 130. .

 

Ту же тему Ребе развил в письме, направленном в 1952 году заболевшей женщине:

 

Мне было приятно прочесть в Вашем письме слова о Б‑ге — Творце вселенной, в руках которого судьбы всех живущих… Однако это приятное впечатление было испорчено дальнейшим тоном Вашего письма, где Вы пишете, что хотите быть «реалисткой», в соответствии с прогнозами врачей, касающимися Вашего состояния. Должен Вам сказать, что даже с «реалистичной» точки зрения нужно признать: известно много случаев, когда даже величайшие врачи ошибаются в поставленном диагнозе. Более того, в наше время в области медицины ежедневно совершаются новые открытия, появляются «чудо‑лекарства» и методы, производящие революционный переворот в лечении.

К тому же, наблюдая за жизнью, мы видим, что есть множество вещей, кажущихся странными и невозможными, но тем не менее они существуют. Поэтому нельзя заранее считать что‑либо невозможным.

В ситуации, немало зависящей от нервной системы и устойчивости организма, даже врачи согласны, что чем сильнее пациент верит в лечение, чем сильнее он хочет выздороветь, тем больше у него шансов поправиться. Разумеется, все это сказано не в качестве упрека. Однако на основании того, что Вы знаете обо мне, а я о Вас, мне показалось, что я вправе поделиться с Вами этими мыслями, которые я удостоился услышать от своего тестя, благословенной памяти.

И пусть Всевышний поможет Вам исполнить свое обещание поработать в религиозной организации и вырастить своих детей настоящими евреями Письмо от 5712 (19511952) года.
.

 

То, что физическое состояние человека тесно связано и во многом зависит от психологического, было важной частью учения Ребе. Об этом, в частности, свидетельствует то, как старательно он избегал слова «бейт холим» («больница»), означающего буквально «дом больных», — явно не лучшее название для заведения, призванного внушать уверенность и надежду.

В письме профессору Мордехаю Шани, директору израильского медицинского центра «Тель а‑шомер», Ребе упомянул их прежний разговор, в ходе которого он настоятельно рекомендовал называть больницу лечебницей (бейт рефуа, дословно: «дом лечения»): «На первый взгляд это может показаться простой семантикой, но уверен, что слово “лечебница” психологически поддерживает больного» Письмо от 3 адара 5737 (21 февраля 1977) года.
.

По той же причине Ребе напоминал врачам, как правильно обсуждать медицинские проблемы с пациентами:

 

Разумеется, Вам известен комментарий многих великих наставников к словам мудрецов: «Учили в школе рабби Ишмаэля: “…только за вынужденное безделье пусть он заплатит и за лечение” (Шмот, 21:19), — отсюда следует, что “дано право врачу лечить” Брахот, 60а.
, а не расстраивать» Игрот кодеш. Т. 4. С. 288.
.

 

Следующая история наглядно свидетельствует, как настойчиво Ребе проводил мысль, что дело врачей — диагнозы, а не прогнозы. После того как у одной женщины диагностировали смертельную болезнь, убитый горем муж приехал к Ребе, взяв с собой двух маленьких детей.

— Ребе, — сказал он со слезами в голосе, — наша семья только недавно приехала в США, я даже не говорю по‑английски. И вот моя жена скоро умрет, оставив меня с двумя малютками.

— Кто сказал, что она умрет? — спросил Ребе, не скрывая недовольства.

— Доктора.

— Медицинское заключение у вас с собой? Дайте его сюда!

Посетитель протянул бумагу, и Ребе разорвал ее в клочья, произнеся:

— Разве врачи решают, кому жить, а кому умереть? Это решает только Б‑г! Езжайте домой и скажите жене пить лекарства, которые ей прописали. Она поправится.

И действительно, женщина прожила еще много лет Семена мудрости. С. 98. .

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Время утешать

Накануне Песаха 1988 года шестилетняя Мирьям Гаерман из Беркли, штат Калифорния, погибла в результате дорожно‑транспортного происшествия. После смерти дочери родители написали Ребе длинное письмо, прося объяснить, почему это произошло. Больше всего их тревожило, что скоропостижная смерть девочки могла означать, что у нее не было шанса исполнить свое жизненное предназначение.

Время утешать

Ребе ласково сказал: “Подойди” — и жестом показал, чтобы я приблизился. С книжной полки он достал два тома Талмуда и сказал мне на идише: “По медицинским законам твой отец очень тяжело болен; его конец уже близок. Он очень подавлен, да и ты, кажется, тоже. Тебе необходимо то, что придаст силы. Я хочу научить тебя тому, что поможет тебе держаться”.