The Times of Israel: Бернстайн и Израиль: выставка к столетию дирижера
25 августа исполняется 100 лет со дня рождения американского композитора, пианиста и дирижера Леонарда Бернстайна.
В преддверии столетнего юбилея Леонарда Бернстайна в филадельфийском Национальном музее американской еврейской истории открылась выставка, посвященная национальным чувствам великого музыканта.
В ноябре 1948 года, в разгар Войны за независимость, Леонард Бернстайн приехал в Израиль и сыграл серию концертов с Израильским филармоническим оркестром. Бернстайн заворожил жителей молодого государства — а они его.
Всего за пять лет до этого Бернстайн, родившийся в Америке сын еврейских эмигрантов с Украины, засиял на мировой сцене. Его восхождение к славе началось с того, что он заменил заболевшего Бруно Вальтера в качестве дирижера Нью‑Йоркского филармонического оркестра во время концерта, прямую трансляцию которого вела национальная радиостанция.
Следующие пять десятилетий стали свидетелями легендарной карьеры Бернстайна. В 1958 году он был назначен музыкальным руководителем Нью‑Йоркского филармонического оркестра. Он стал первым дирижером, возглавившим крупнейший оркестр Америки, кто родился в США и получил соответствующее образование.
Он был невероятно харизматичным композитором, дирижером, преподавателем, а благодаря завоевавшему огромную популярность мюзиклу «Вестсайдская история» стал и настоящей звездой Бродвея.
Ныне с историей его жизни можно познакомиться на масштабной ретроспективной выставке «Леонард Бернстайн: Власть музыки», которая открылась в Национальном музее американской еврейской истории (NMAJH) в Филадельфии и продлится до 2 сентября.
Выставка, которую куратор Айви Вайнграм готовила несколько лет, проходит в рамках двухлетнего проекта «100 лет Леонарду Бернстайну». Этот проект включает множество концертов, программ и театральных постановок, посвященных событию столетней давности: 25 августа 1918 года в Лоренсе, штат Массачусетс, родился Бернстайн. Умер он в октябре 1990 года в возрасте 72 лет.
Музей предлагает посетителям познакомиться с менее известными аспектами жизни Бернстайна — с его еврейской идентичностью, общественной деятельностью, а также с преданной любовью к Израилю, которую он пронес через всю жизнь, и важнейшей ролью, которую его оркестр сыграл в истории этой страны.
Всю жизнь Бернстайн говорил, что формирующее влияние на его музыкальную карьеру оказала музыка, которую он слышал ребенком в бостонской синагоге «Мишкан Тфила», а также дирижер этой синагоги Соломон Браславский, который родился в России и получил образование в Европе.
После битвы при Беэр‑Шеве
Израильское турне 1948 года было вторым визитом Бернстайна в Страну меньше чем за два года. В 1947‑м он дирижировал Палестинским филармоническим (такое название национальный оркестр носил до провозглашения независимости) в серии из девяти концертов. Он стал большим патриотом оркестра, из писем музыканта родным и друзьям видно, что Страна и ее жители поразили его не меньше, чем он поразил их.
В импровизированном концертном зале Беэр‑Шевы, куда Бернстайн с 35 музыкантами приехали в бронированном автобусе, он провел незабываемый концерт для солдат, которые отказались подчиниться полученному из ООН распоряжению покинуть город в пустыне, завоеванный всего несколько недель назад.
Концерт, на котором прозвучал концерт № 15 Си‑бемоль мажор Моцарта, Первый концерт для фортепиано с оркестром Бетховена и Рапсодия в стиле блюз Гершвина, газеты назвали историческим.
Тридцатилетний маэстро выражал восторг от визита в Израиль в письме к матери, Дженни Бернстайн, в красках описывая короткую остановку в Назарете.
«Это удивительный город… Я съел отличный арабский обед с хумусом и тхиной… купил четки (с церковным благословением) для нескольких друзей‑католиков и направился в Эйн‑Харод, самый большой кибуц в стране», — писал он.
Увлекательное письмо, свидетельствующее о разнообразных талантах маэстро, украшено яркими акварельными иллюстрациями Йоси Стерна, венгерского еврея, который бежал от Холокоста.
«Бросается в глаза любовь, которую испытывал Бернстайн к Стране, ее народу и культуре, — рассказала музейный куратор Вайнграм “Times of Israel” в телефонной беседе. — Иллюстрации прекрасны».
На выставке, которая занимает 220 квадратных метров, представлены архивные фотографии, рояль Бернстайна, его дирижерский фрак, аудио‑ и видеозаписи интервью и множество других экспонатов. В число личных вещей входит мезуза, висевшая у него в студии, ивритский молитвенник, с которым он путешествовал, ктуба [брачный контракт], данная им жене Фелиции Кон Монтеалегре, и Талмуд, который он получил в подарок от отца, Самуила Й. Бернстайна.
Жемчужина выставки — экземпляр «Ромео и Джульетты» с пометами Бернстайна и хореографа Джерома Роббинса. Благодаря этим пометам видно, как классическая трагедия Шекспира превратилась в современное воззвание против расизма.
По словам Вайнграм, самые дорогие ей экспонаты — это программка и еще несколько предметов, связанных с концертом, который Бернстайн дал вместе с оркестром музыкантов, переживших Холокост, в лагере для перемещенных лиц в мае 1948 года. Концерт прошел неподалеку от Мюнхена во время европейского турне Бернстайна.
Посетители могут увидеть благодарственное письмо, преподнесенное Бернстайну музыкантами, а также посмотреть короткий фильм, где звучат рассказы некоторых участников этого концерта. Фильм создан музеем в сотрудничестве с Фондом Шоа, действующим в Университете Южной Калифорнии.
«Гости музея познакомятся с неутомимым человеком, выражавшим тревоги, страхи и надежды американского еврея, которому выпало жить во время Второй мировой войны, Холокоста, войны во Вьетнаме и бурных социальных перемен — сам он называл это “поиском выхода из кризиса веры ХХ века”», — рассказывают о выставке кураторы.
Бернстайн через призму иудаизма
Сын музыканта, Александр Бернстайн, считает, что выставка позволяет по‑новому взглянуть на биографию его отца.
В рамках празднования столетия Бернстайна Александр Бернстайн и его сестры Джейми Бернстайн и Нина Бернстайн‑Симмонс участвовали в проектах, посвященных музыканту в США и во всем мире.
«Это была потрясающая поездка», — с увлечением говорит он. По глубокому и звучному тембру голоса его легко перепутать с отцом.
В телефонном разговоре с «Times of Israel» Бернстайн рассказал, что люди, которые встречались с его отцом или испытали на себе влияние его творчества, с удовольствием делились своими историями.
После одного из мероприятий в городе Роли (Северная Каролина) он познакомился с бывшим солдатом израильской армии, который был на концерте в Беэр‑Шеве в 1948 году. Бернстайн с восторгом рассказывает о встрече с этим человеком.
Александр Бернстайн помогал собирать материал для выставки и с нетерпением ждал ее открытия.
«Мы с сестрами очень хотим донести наследие отца до нового поколения, и музей очень много делает для этого», — написал он в музейном пресс‑релизе.
Помимо выставки в Филадельфии, прошло также апрельское пятидневное мероприятие под названием «Переворот Джейми Бернстайн», включающее в себя музыку, кино и беседы с дочерью композитора при участии Филадельфийского оркестра. О планах проведения выставки в других местах пока не сообщается.
Среди экспонатов, иллюстрирующих связь Бернстайна с Израилем в последующие годы, есть обложка пластинки, на которой записан концерт Бернстайна на горе Скопус, прошедший в 1967 году, через месяц после Шестидневной войны.
Вайнграм рассказала «Times of Israel», что Бернстайн дирижировал Израильским филармоническим оркестром 25 сезонов, в том числе во время гастролей в США и Европе. Он привозил в Израиль и Нью‑Йоркский филармонический оркестр.
По информации музея, больше времени он уделял только работе в Нью‑Йоркском филармоническом оркестре, Бостонском симфоническом и в Беркширском музыкальном центре в Тэнглвуде.
Тесная связь Бернстайна с Израилем отражает широту его отношения к жизни как музыканта, уверена Эрика К. Аргиропулос, которая посвятила докторскую диссертацию отношениям Бернстайна с религией и с Израилем.
Аргирополус, ныне занимающая пост музыкального библиотекаря в Университете Нортистерн Стейт в Талса (Оклахома), называет Бернстайна человеком, у которого было множество талантов и который хотел все успеть, человеком, чья жизнь и творчество определялись его еврейством.
«Преданность Израилю и привязанность к нему исходила из самой глубины его души», — написала исследовательница. 
Оригинальная публикация от 16 марта 2018: For centennial, huge Bernstein exhibit highlights conductor’s devotion to Israel