Новости

Стэнфордский ученый рассказывает, как в 1903 году произошел Кишиневский погром, и каково его культурное влияние сегодня

23 апреля 2018, 19:00 История
Поделиться

В апреле 1903 года резня 49 евреев в Кишиневе, городе на юго-западе царской России, потрясла мир. Позже, широко известный как прототип Холокоста, кишиневский погром вызвал международные последствия, подтолкнув еврейские политических группы к самоорганизации и приведя к тому, что Соединенные Штаты разрешили относительно неограниченную иммиграцию для евреев. Но, как и почему произошел погром, было в значительной степени неясным для общественности, из-за ложных обвинений и поддельных документов, которые искажали реальность.

Некоторые из этих заблуждений по-прежнему сохраняются сегодня, говорит стэнфордский историк Стивен Зипперштейн. Зипперштейн, профессор по еврейской культуре и истории Дэниел Кошланд колледжа, проанализировал последствия погрома и использовал новые архивные данные, чтобы пролить свет на то, как и почему он произошел. Это исследование является содержанием его новой книги «Погром: Кишинев и крен истории».

Стэнфордская служба новостей поговорила с Зипперштейном о его исследованиях. – Почему вы начали работать над этим проектом? – Меня интересует, прежде всего, то, как создается история – что на самом деле застревает и что исчезает из исторических записей. Как человек, который много лет писал о евреях России, я остро осознаю, какие части этой истории остались в коллективной еврейской памяти, а какие нет. Я понял, что многие парадигмы, которые повлияли на еврейское понимание прошлого, оказались сформированы этим моментом в истории: кишиневским погромом. Перед Холокостом, Бухенвальдом и Аушвицем, словом, которое наиболее полно суммировало ощущение ужаса у тогдашних евреев, было «Кишинев». Все, что вам нужно было сказать тогда в еврейских кругах по культурному и политическому спектру, было слово «Кишинев», и это вызывало образы трагедии.

Кишинёвский погром не был первыми или последними – или самым смертоносным – антиеврейским беспорядком. Но он стал кодовым словом для обозначения антиеврейской жестокости, и я хотел понять, как это произошло. – Почему история о том, как запомнился кишиневский погром, важна для нас сегодня? – Кишинёв — это пример того, как новости превращаются в мифологию, которая затем становится общеизвестной. Я начал работать над этим исследованием задолго до появления «поддельных новостей». Уроки этой истории особенно применимы в сегодняшнем политическом и новостном климате. Я думаю, для людей важно знать, что некоторые из их убеждений о мире могут быть сформированы теми же типами мифологий, которые вышли из погрома в Кишиневе. Последствия от Кишинева привели к консолидированному недоверию к политическому консерватизму и широко распространенному убеждению, что архиконсервативнейшее правительство в мире, в России, было готово позволить избивать и насиловать людей на улицах. Но эти убеждения не были основаны на истине. Было много причин для людей – возможно, особенно для евреев-не любить правительство имперской России. И было много причин, как я вижу, чтобы принять политику либерализма или политику левых. Но заблуждения, которые развились после Кишиневского погрома, так укрепились, что до сих пор определяют еврейскую жизнь.

Я нашел это очень интригующим – напоминание о том, как для многих из нас, включая меня, то, что мы склонны считать эмпирически обоснованным, является, в немалой степени, побочным продуктом веры. – Что такое Кишиневский погром и каковы его последствия? – Кишинёвский погром был антиеврейской резней, которая произошла в течение полутора дней 19 и 20 апреля 1903 года в столичном городе Кишинёв, который теперь известен как Кишинев, столица Молдовы. Сорок девять евреев умерли, а сотни были ранены и изнасилованы в результате беспорядков, которые были вызваны многовековыми слухами, относящимися к XII или XIII векам, о том, что евреи используют христианскую кровь для ритуальных целей. Совокупность факторов привела к тому, что Кишинев вошел в историю.

Это был первый крупный антиеврейский погром в начале 20-го века, и это первая еврейская трагедия, которая была сфотографирована, и появилась на видном месте в газетах по всему миру. В результате, погром, имел международные последствия. Например, Хагана, еврейская военизированная организация, которая стала ядром израильской армии, была создана в основном в ответ на кишиневский погром. Еврейские радикалы в США также установили прямую связь между погромами в России и линчеванием на американском Юге и антинегритянскими беспорядками на американском Севере. И Кишинев оказался прямым предшественником создания Национальной ассоциации содействия прогрессу цветных людей (NAACP), основанной в 1909 году.

– Как это событие стало неверно истолковано и какие еще лживые утверждения о нем сохраняются? Большая часть того, что в конечном итоге запоминается о Кишиневском погроме, на самом деле является побочным продуктом подделки. И сегодня эти заблуждения по-прежнему широко распространяются многими евреями и некоторыми еврейскими учеными. Часть сведений, которые в итоге были канонизированы, заключается в том, что погром был организован имперским российским правительством, в частности министром внутренних дел Вячеславом фон Плеве. Огромное влияние имел документ, который появился сразу после беспорядков, так называемое «письмо Плеве», которое возлагало всю ответственность за погром на правительство. Из-за этого письма Америка открыла практически неограниченную иммиграцию для евреев, например, в отличие от китайцев. Но как теперь известно, это письмо Плеве было поддельным.

Еще один сфабрикованный текст, который появляется в это время, — это «Протоколы Сионских мудрецов», самый печально известные из всех антисемитских текстов, в которых описывается еврейский план глобального господства. Тем не менее, он стал распространяться на международном уровне, став частью нацистской пропаганды, используемой в последующие годы Адольфом Гитлером, и в нем есть утверждения о стремлении евреев к мировому господству, отголоски которых звучали в последней президентской кампании в США.

Многие также критиковали российскую армию за то, что она не защищала евреев и позволяла погромам происходить. Это также пример неверного истолкования. Мои исследования, а также исследования других ученых, показывают, что русская армия, дислоцированная поблизости, призывалась для прекращения погромов и откликалась, как только ее призвали. Но то, что армии делали и не делали в России в этот период в отношении гражданских беспорядков, сказать сложно. Я также демонстрирую с помощью новых архивных доказательств то, что Протоколы, вероятно, были написаны, крайне правым журналистом Павлом Крушеваном, их первым издателем (или он как минимум был одним из их соавторов). На основе архивных материалов, которые я обнаружил при изучении этой книги – этот материал теперь находится в Институте Гувера – мне удалось значительно углубить наше понимание истоков убеждений Крушевана и сложности его отношений с евреями.

news.stanford.edu

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции