Читая Тору

Духовное руководство к Счету Омера

Симон Джекобсон, авторизованный перевод Шеваха Златопольского 12 мая 2019
Поделиться

Сегодня более, чем когда-либо, люди из самых разных слоев общества находятся в поисках цели и смысла жизни. Некоторые находят ответы в медитации, другие – в книгах по самопознанию, в психотерапии, религии, йоге, всевозможных новейших философских течениях.

Между тем сорок девять дней Счета омера можно представить как сорок девять шагов личностного роста. Каждый из этих дней связан со специфическими областями духовной сферы и предполагает соответствующие упражнения, направленные на достижение положительных изменений.

Многие до сих пор остаются в неведении, что исчерпывающий и проверенный временем ответ на наши духовные поиски был дан более 3300 лет назад на горе Синай. Называется он:

Тора

«Тора» означает «указание». Тора со всеми ее рассказами является, в сущности, историей нашей жизни, духовной схемой, проливающей свет на самые глубинные слои нашей психики, нашей души. Каждое событие в Торе отражает определенный аспект нашей личности. Через мицвойс, заповеди, Тора учит, как нам реализовать себя в соответствии с тем замыслом, по которому мы сотворены Всевышним. Расшифровывая код Торы, мы раскрываем то послание, которое предназначено каждому из нас.

Каждое слово Торы обладает глубоким личностным духовным смыслом.

Процесс получения Торы на Синае на самом деле начался за сорок девять дней до ее дарования – с исходом из Египта. Эти сорок девять дней имеют традиционное название – Счет омера.

В книге Ваикро (23:15) сказано: «И отсчитайте себе… от дня приношения вами омера возношения». Омер – это мера объема, равная 3,87 дм3. Евреи приносили омер ячменя начиная с минхи, послеполуденного приношения, второго дня праздника Пейсах. После приношения евреи считали каждый день семи недель – сорок девять дней, – после чего на пятидесятый день праздновался Швуэс, день Дарования Торы на горе Синай.

Даже после разрушения первого и второго Храмов, в которых и происходило приношение омера, традиция Счета омера сохранилась. Начиная со второй пасхальной ночи мы считаем в возрастающей последовательности каждый из сорока девяти дней.

В конце вечерней молитвы в эти дни мы произносим благословение и называем, каким будет по счету начавшийся только что день. Сорок девять дней символизируют терпеливое ожидание евреями получения Торы в праздник Швуэс.

В чем же смысл отсчета сорока девяти дней и как это связано с ожиданием и подготовкой к получению Торы? Какое отношение этот отсчет имеет к нам сегодня и как его можно применить к исследованию глубинных аспектов нашей души?

Ответ на эти вопросы кроется в более глубоком понимании исхода еврейского народа из Египта. Слово «Мицраим» («Египет» на иврите) буквально означает «границы, ограничения» и подразумевает все формы подчинения, жесткой определенности, которые ограничивают, подавляют наше свободное движение и самовыражение или препятствуют ему. Таким образом, уход из Египта означает освобождение от ограничений. После исхода из Египта евреи провели сорок девять дней в пустыне в духовной подготовке к самому значительному событию всех времен – Дарованию Торы Моше и еврейскому народу на горе Синай.

Этот сорокадевятидневный период был периодом интенсивного совершенствования нравственных свойств. В течение сорока девяти дней евреи взбирались ступень за ступенью вверх по эмоциональной лестнице к духовной чистоте. Этот период очищения настолько же необходим в современной жизни, насколько он был необходим более 3000 лет назад. Точно так же, как мы были рабами в Египте, мы можем быть в плену собственной личности, подчиняясь силам, которые представляются нам неподвластными.

Сорок девять дней Счета омера учат нас, как овладеть собственными эмоциями, как постепенно изменить и улучшить нравственные качества, следуя по пути, основанному на вечной истине Торы.

После сорокадевятидневного периода мы подходим к пятидесятому дню, Матан Тора (Дарование Торы), полностью обновившись внутренне благодаря переоценке и развитию каждого из наших сорока девяти качеств. В чем смысл пятидесятого дня, Матан Тора? В этот день мы отмечаем праздник Швуэс. После того как мы сделали всё, что могли сделать собственными силами, мы заслужили дар «матан» Свыше, обрести который было бы невозможно, опираясь на наши ограниченные возможности. Мы получаем способность соприкоснуться с Б-жественным; стать не просто гармоничными людьми, развившими свои личностные качества, а людьми Б-жественными, способными к самовыражению, выходящему за пределы и ограничения нашего бытия.

Счет омера, последовавший за исходом из Египта, – это традиция, которой мы должны придерживаться постоянно – чтобы достичь личностной свободы.

Эмоциональные свойства Счета омера

На иврите Счет омера – «сфирас а-омер». Ивритское слово «сфирас» имеет несколько значений. Знаменитый кабалист Рамак (рабби Моше Кордоверо, ум. 1570) в своем монументальном труде Пардес пишет, что это слово родственно словам «миспар» («число») и «сипур» («рассказ»). Третье родственное слово – «сапир» («сапфир») – прозрачный, ярко сияющий кристалл.

Счет омера охватывает различные аспекты эмоциональной жизни. Весь спектр человеческих переживаний делится на семь качеств, или эмоций, каждое из которых подразделяется, в свою очередь, также на семь. Таким образом, получается сорок девять качеств.

Каждый день имеет собственное предназначение. День – это поток уникальной энергии, ожидающей, когда она будет уловлена и направлена по определенному каналу человеческого.

Каждый из сорока девяти дней посвящен одному из сорока девяти качеств. Таким образом, энергия каждого дня предназначена для изучения и очищения соответствующего качества. После улучшения всех сорока девяти свойств мы будем готовы к Дарованию Торы, поскольку теперь мы пребываем в гармонии с сорока девятью Б-жественными свойствами, от которых происходят свойства человеческие.

Ниже следует описание семи эмоциональных свойств, в различных комбинациях составляющих сорок девять качеств, которые необходимо развить в течение этого периода.

Хесед: Любовь, Доброта, Благотворительность.

Гвура: Правосудие, Дисциплина, Ограничение, Трепет.

Тиферес: Красота и Гармония, Сострадание.

Нецах: Постоянство, Стойкость, Целеустремленность.

Ойд: Скромность, Великолепие.

Йесод: Единение, Основание.

Малхус: Царское достоинство, Суверенность, Лидерство.

В течение сорокадевятидневного периода Счета омера идет отсчет дней и недель. Каждая неделя представляет определенное свойство, и каждый день недели представляет определенный аспект данного атрибута. Поскольку полноценные эмоции многогранны, они включают в себя спектр всех семи свойств.

Например, первая неделя Счета омера посвящена Хеседу – свойству Любви и Доброты. В первый день первой недели мы имеем дело с Хеседом в Хеседе – аспектом Любви в свойстве Любви. Во второй день первой недели мы сосредотачиваемся на Гвуре в Хеседе – аспекте ограничения в свойстве Любви. В третий день – на Тиферес в Хеседе – аспект Гармонии в свойстве Любви. И так далее для всех последующих дней.

Такой каждодневный анализ позволяет нам объективно взглянуть на наши эмоции. Видение их сильных и слабых сторон в свою очередь позволяет нам развивать и совершенствовать эти чувства по мере продвижения к эмоциональной и духовной зрелости.

Первая неделя: Хесед.
Любовь, Доброта, Благотворительность

Любовь – это ни с чем не сравнимый, мощный и необходимый компонент жизни. Любовь – фундамент всех человеческих отношений. Она является одновременно и дающей, и получающей. Любовь помогает преодолеть внутренние ограничения и почувствовать другого человека, вместе с тем позволяя ему чувствовать вас. Это тот инструмент, с помощью которого мы учимся переживать высшую реальность – Б-га.

Любовь – это преодоление ограничений.

День первый. Хесед в Хеседе. Любовь в Любви

Сегодня первый день омера.

Изучите «любящий» аспект Любви – ее выражение, степень ее интенсивности. В сердце каждого есть способность любить. Вопрос: проявляется ли она, и если да, то каким образом?

Задайте себе вопрос:

Что представляет собой моя способность любить другого?

Способен ли я отдавать? Эгоистичен ли я?

Сложно ли мне пустить кого-то в мою жизнь?

Есть ли у меня место для другого?

Хочу ли я, чтобы это место оставалось?

Не боюсь ли я оказаться уязвимым?

Как я выражаю любовь?

Способен ли я выразить свои истинные чувства?

Не избегаю ли я выражения своей любви, опасаясь реакции другого?

А может, наоборот – не выражаю ли я слишком много слишком рано?

Может быть, другие неправильно понимают, что я имею в виду?

Кого я люблю?

Не люблю ли я только тех, с кем я близок и кому близок я?

Есть ли у меня способность любить незнакомца? Протянуть руку помощи человеку, которого я не знаю?

Не выражаю ли я любовь, лишь когда это удобно?

Почему у меня есть проблемы с любовью и что я могу с этим сделать?

Включает ли моя любовь остальные шесть аспектов Хеседа, без которых она бы разрушилась и не смогла бы по-настоящему реализоваться?

Задание на день:

Найдите новый способ выразить свою любовь дорогому для вас человеку.

День второй. Гвура в Хеседе. Дисциплина в Любви

Сегодня второй день омера.

Здоровая любовь всегда включает элемент дисциплины – определенную степень дистанции и уважения к другому, оценку способности другого человека вместить вашу любовь. Любовь должна быть соответствующим образом умерена и направлена. Спросите родителя, который из любви испортил своего ребенка, или человека, который душит своей любовью партнера, не давая ему вздохнуть. Любовь требует сдерживания, чтобы из-за нее плохое поведение не входило в норму.

Достаточно ли дисциплинированна моя любовь?

Не пользуются ли другие моей склонностью к отдаче?

Не приношу ли я вред другим своей чрезмерной любовью?

Не врежу ли я своим детям, навязывая им свою систему ценностей из любви к ним?

Уважаю ли я того, кого люблю, или моя любовь эгоистична?

Прислушиваюсь ли я к его или ее чувствам и желаниям?

Не воспринимаю ли я любимого человека как продолжение самого себя и своих потребностей?

Принимаю ли я во внимание способность моего партнера принять мою любовь, прежде чем я даю ее?

Должным ли образом я даю свою любовь?

Дождь – это благословение лишь потому, что падает каплями, а не затопляет поля.

Задание на день:

Помогите другим так, как им это нужно. Им, а не вам. Приспособьтесь к их нуждам – даже если это потребует от вас усилий.

День третий. Тиферес в Хеседе. Сострадание, Гармония в Любви

Сегодня третий день омера.

Гармония в любви сочетает аспекты Хесед и Гвура в Любви. Гармоничная любовь включает сочувствие и сострадание. Любовь часто подразумевает ожидание ответной любви. Сострадающая любовь дается без ожидания чего-либо взамен. Тиферес – это отдача также и тому, кто обидел вас. Она признает дисциплину Гвуры, но тем не менее призывает к сострадающей любви ко всем.

Задание на день:

Предложите руку помощи незнакомцу.

День четвертый. Нецах в Хеседе. Настойчивость в Любви

Сегодня четвертый день омера.

Постоянна ли моя любовь?

Выдерживает ли она испытания и разочарования?

Не получается ли, что моя любовь зависит от настроения? Или она постоянна, независима от жизненных подъемов и спадов?

Хочу ли я совершенствовать свои взаимоотношения и бороться за свою любовь?

Проявляю ли я стойкость в любви?

Стоек ли я в хорошие времена так же, как и в плохие?

Задание на день:

Убедите любимого человека в постоянстве вашей любви.

День пятый. Ойд в Хеседе. Смирение в Любви

Сегодня пятый день омера.

 Порой вы можете оказаться в тупике, когда вы неспособны простить любимого человека, проявить гибкость. Ойд привносит в любовь смирение – способность преодолеть себя и простить или уступить тому, кого вы любите, – ради самой любви, даже если вы уверены в своей правоте на все сто процентов. Высокомерная любовь – любовь ненастоящая.

Делает ли меня любовь смиренным?

Высокомерен ли я, несмотря на то, что способен любить? Или иногда из-за этого?

Осознаю ли я, что способность любить происходит Свыше – от Б-га?

Зная, что любовь – от Б-га, являюсь ли я смиренным в любви, осознавая, что она – великий дар?

Осознаю ли я, что, любя, я получаю больше, чем даю?

Признателен ли я за это моему любимому человеку?

Задание на день:

Подавите свою гордыню и помиритесь с любимым человеком, если поссорились с ним.

День шестой. Йесод в Хеседе. Единение в Любви

Сегодня шестой день омера.

Для того чтобы любовь стала вечной, она требует единения – чувства общности, приложения совместных усилий. Вечная любовь требует тесной связи, родства и привязанности на благо обоим. Такое единение приносит плоды – плоды, которые взращиваются в здоровом союзе.

Задание на день:

Начните создавать что-то значительное вместе с любимым человеком.

День седьмой. Малхус в Хеседе. Царское достоинство в Любви

Сегодня седьмой день, то есть одна неделя, омера.

Зрелая любовь дарит ощущение личного достоинства, благородства и царского достоинства. Это позволяет осознавать свое особое место и роль в этом мире. Всякая любовь, которая деморализует и разрушает человеческий дух, вовсе не является любовью. Чтобы любовь была совершенной, она должна обладать независимостью, должна преобладать над силами, отвлекающими от подлинной любви.

Задание на день:

Выделите в вашей любви то, что укрепило ваш дух и обогатило жизнь, и – празднуйте!

 

Вторая неделя: Гвура.
Правосудие, дисциплина, ограничение, трепет

Если Любовь (Хесед) – это основа основ всех человеческих проявлений, то Дисциплина (Гвура) – это тот канал, через который мы выражаем любовь. Гвура делает нашу жизнь и нашу любовь целенаправленными. Сила лазерного луча заключается в том, что он фокусирует и концентрирует свет в одном направлении, в отличие от рассеянного света, распространяющегося повсюду. Так же и Гвура – Дисциплина и Мера – концентрирует и направляет наши усилия, нашу любовь в нужном направлении.

Еще один аспект Гвура – Почтение и Трепет.

Здоровая любовь подразумевает почтение к тому, кого мы любим.

День первый. Хесед в Гвуре. Любовь в Дисциплине

Сегодня восьмой день, то есть одна неделя и один день, омера.

 Любовь – это те цель и мотив, которые лежат в основе дисциплины. Мы устанавливаем стандарты, соизмеряем с ними свое поведение и ожидаем от других того же – только из любви. Даже правосудие по отношению к виновному является выражением любви. Иными словами, наказание – это не месть. Это другой способ выражения любви через ликвидацию всего, что противоположно любви. Терпимость к людям нельзя путать с терпимостью к их поведению. И напротив: любовь к людям подразумевает желание, чтобы они были как можно лучше, и, следовательно, помощь в том, чтобы они осознавали, когда их поведение несовершенно.

Хесед Гвуры – это Любовь в Дисциплине; осознание той сущностной любви, которая лежит в основе дисциплины и правосудия. Это признание того, что ваша собственная дисциплина и дисциплина, которой вы ожидаете от окружающих, являются лишь выражением любви. Это понимание того, что у нас нет права судить других, – у нас есть лишь право любить их, и это включает в себя желание, чтобы они были как можно лучше.

Задайте себе вопрос:

Когда я осуждаю и критикую другого, нет ли в этом отчасти и моего собственного неуважения и раздражения?

Не кроется ли в этом мое удовлетворение его неудачей?

Продиктовано ли это лишь любовью к нему?

Задание на день:

Прежде чем критиковать кого-нибудь сегодня, дважды подумайте – продиктовано ли это лишь заботой о нем и любовью?

День второй. Гвура в Гвуре. Дисциплина в Дисциплине

Сегодня девятый день, то есть одна неделя и два дня, омера.

Исследуйте дисциплинирующий фактор в дисциплине:

Имеет ли моя дисциплина разумные ограничения или является чрезмерной?

Достаточно ли дисциплины в моей жизни и в моей деятельности?

Организован ли я?

Эффективно ли я использую свое время?

Какие у меня проблемы с дисциплиной и что я могу сделать, чтобы их решить?

Отвожу ли я каждый день время, чтобы подвести итоги дня – что выполнено из запланированного?

Включает ли моя дисциплина остальные шесть эмоциональных аспектов, без которых она не может быть эффективной и здоровой?

Задание на день:

Разработайте детальный план на день и в конце дня посмотрите, как вы его реализовали.

День третий. Тиферес в Гвуре. Сострадание в Дисциплине

Сегодня десятый день, то есть одна неделя и три дня, омера.

В основе дисциплины должна лежать не только любовь, но и сострадание. Любовь происходит от признания заслуг и положительных качеств другого человека, а дисциплина упорядочивает эти сильные стороны, отметая недостатки.

Сострадание – это безусловная любовь. Это любовь ради нее самой, вне зависимости от положения другого. Тиферес является результатом полного самоотречения перед Всевышним. Вы любите без всяких на то причин. Вы любите, потому что вы – отражение Б-га.

Содержит ли моя дисциплина этот элемент сострадания?

Задание на день:

Будьте сострадательны к человеку, которого упрекаете.

День четвертый. Нецах в Гвуре. Настойчивость в Дисциплине

Сегодня одиннадцатый день, то есть одна неделя и четыре дня, омера.

Эффективная дисциплина должна обладать постоянством и последовательностью.

Является ли моя дисциплина последовательной или подчиняется силе обстоятельств?

Подхожу ли я ко всему на основе требований дисциплины?

Не воспринимают ли меня другие как не очень дисциплинированного человека?

 

Задание на день:

Распространите план, который вы сделали для второго дня, на более продолжительный период. Отметьте ближние и дальние цели. Возвращайтесь к плану, уточняйте его ежедневно и посмотрите, насколько вы постоянны и последовательны.

День пятый. Ойд в Гвуре. Смирение в Дисциплине

Сегодня двенадцатый день, то есть одна неделя и пять дней, омера.

Совершенно очевидно, к чему могут привести суровость и могущество без смирения. Самые крупные катастрофы происходили из-за высокомерного осуждения людьми друг друга.

Являюсь ли я высокомерным во имя справедливости (во имя того, что я считаю справедливостью)?

Не приходит ли мне подчас в голову, что я вершу правосудие над подчиненными со своего высокого пьедестала?

А над детьми? Учениками?

Судья должен быть самым смиренным из творений, осознавая, что занимает эту позицию не благодаря своим заслугам, а лишь поскольку Всевышний дал ему право судить Его детей.

 

Задание на день:

Прежде чем судить кого бы то ни было, удостоверьтесь в отсутствии эгоистичных мотивов.

День шестой. Йесод в Гвуре. Единение в Дисциплине

Сегодня тринадцатый день, то есть одна неделя и шесть дней, омера.

Чтобы дисциплина была эффективной, необходимо, чтобы она была объединена с готовностью посвятить себя другим и связью с ними.

И в строгости по отношению к себе, и в строгости по отношению к другим необходимо чувствовать, что дисциплина важна для укрепления связи. Не «я дисциплинирую тебя», а «мы вместе это делаем на общее благо».

Задание на день:

Покажите своему ребенку или ученику, что дисциплина – это выражение укрепления вашей связи и преданности друг другу.

День седьмой. Малхус в Гвуре. Царское достоинство в Дисциплине

Сегодня четырнадцатый день, то есть две недели, омера.

Величественность, как и любовь, должна повышать человеческое достоинство (см. Первая неделя, День седьмой). Дисциплина, которая деморализует, оказывает обратное действие. Здоровая дисциплина поддерживает самооценку и помогает проявить лучшие качества в человеке, развивая его независимость. При этом и сама дисциплина укрепляется.

Не калечит ли моя дисциплина человеческий дух?

Ослабляет ли она меня или укрепляет?

Задание на день:

Дисциплинируя вашего ребенка или ученика, укрепите его самоуважение.

Третья неделя: Тиферес. Сострадание, Гармония, Истина

Тиферес – сострадание объединяет и приводит в гармонию свободно текущую любовь (категория Хесед) с дисциплиной (категория Гвура). Тиферес обладает такой способностью, привнося третье измерение – измерение истины. Истина – это и не любовь, и не дисциплина и поэтому может интегрировать обе эти категории. Истина достигается через самоотречение: поднявшись над эго и над предубеждениями, человек способен осознать высшую истину. Истина дает ясную и объективную картину собственных потребностей и потребностей окружающих. Дисбаланс любви и дисциплины (и, следовательно, различные нарушения) происходит из-за субъективного, а значит, ограниченного взгляда. Привнесение истины, устраняя предубеждения, позволяет выражать свои чувства (в том числе являющиеся результатом синтеза Хеседа и Гвуры) в наиболее здоровой форме.

Благодаря таким свойствам это качество души получило название Тиферес, то есть Красота: она объединяет различные оттенки любви и дисциплины. Их гармония и обеспечивает красоту.

День первый. Хесед в Тиферес. Любовь в Сострадании

Сегодня пятнадцатый день, то есть две недели и один день, омера.

Исследуйте аспект любви в сострадании. Спросите себя:

Является ли мое сострадание мягким и любящим или оно оборачивается навязчивой жалостью?

Не является ли мое сочувствие снисходительным и опекающим?

Даже если оно таковым не является, не воспринимают ли его подобным образом другие?

Наполнено ли мое сострадание любовью и теплотой? Выражается ли оно эмоционально или же его проявления безжизненны?

Задание на день:

Помогая другому, проявите свои лучшие качества. Не скупитесь на улыбку, дружелюбные жесты…

День второй. Гвура в Тиферес. Дисциплина в Сострадании

Сегодня шестнадцатый день, то есть две недели и два дня, омера.

Здоровое и эффективное сострадание нуждается в дисциплине и направленности. Необходимо различать, по отношению к кому и в какой степени проявляется сострадание. Следует знать, когда нужно проявить сострадание, а когда оно должно быть ограничено или вообще не проявляться. Дисциплина в сострадании подразумевает, что настоящее сострадание подчас требует сдерживания. Сострадание – это не выражение нужд дающего, а ответ на нужды получающего.

Не проявляю ли я больше сострадания к незнакомым, нежели к близким людям? Если да, то почему?

Не является ли мое сострадание результатом чувства вины?

Не наносит ли мое сострадание ущерб моим нуждам?

А может, наоборот, мое сострадание к близким умаляет нужды других?

Не является ли мое сострадание импульсивным и беззаботным?

Оцениваю ли я, какая степень сострадания необходима в данной ситуации?

Согласовано ли это с потребностью того, к кому относится сострадание?

Не обижает ли его мое сострадание?

Не подавляет ли других мое сострадание? Уважительно ли оно?

Не даю ли я слишком много или слишком мало?

Не пользуются ли другие моей природной склонностью к состраданию?

Когда я вижу нуждающегося, не поступаю ли я опрометчиво, проявляя сострадание из чувства вины или жалости без разбору?

Не бывает ли так, что мое сострадание оборачивается во вред (если я, например, даю деньги на покупку чего-то нехорошего)?

Прилагаю ли я усилия, чтобы определить, в чем нуждается данный человек, и помочь ему наилучшим образом?

Задание на день:

Проявите ваше сострадание целенаправленно, на чьи-то конкретные специфические нужды.

День третий. Тиферес в Тиферес. Сострадание в Сострадании

Сегодня семнадцатый день, то есть две недели и три дня, омера.

Исследуйте аспект Сострадания в Сострадании – проявление сострадания и его интенсивность.

Истинное сострадание неограниченно. Оно не является лишь продолжением ваших ограниченных потребностей. Сострадание к другому достижимо благодаря отсутствию эгоизма: нужно поставить себя в ситуацию, в которой находится другой, пережить то, что он переживает.

Готов ли я к этому, в состоянии ли это сделать? Если нет, то почему?

Выражаю ли я то сострадание, которое есть в моем сердце?

Что не дает мне его выразить?

Может быть, я чересчур замкнут?

Сострадающе ли мое сострадание – направлено ли оно на других или нужно для самоудовлетворения?

Может быть, мое сострадание происходит от чувства вины, а не от истинной способности к сопереживанию?

Если это так, то как это отражается на качестве моего сострадания?

Проверьте себя: выражаете ли вы сострадание, даже если не чувствуете себя виноватым?

Может быть, мое сострадание коренится в чувстве долга?

Искренно ли мое сострадание или является лишь выполнением обязанности?

Является ли мое сострадание присущим мне от природы или выработанной привычкой? Я просто чувствую себя плохо, когда другие страдают? Или я в самом деле могу уделить время и внимание исследованию собственного сострадания, чтобы осознать его ограничения и формы выражения?

Как я выражаю свое сострадание?

Красиво ли мое сострадание?

Глубоко ли оно?

Включает ли оно остальные шесть элементов Тиферес, без которых сострадание останется реализованным не полностью?

Задание на день:

Проявите ваше сострадание по-новому, чтобы оно не зависело от ваших личностных ограничений. Выразите свое сострадание тому, к кому бывали несправедливы.

День четвертый. Нецах в Тиферес. Настойчивость в Сострадании

Сегодня восемнадцатый день, то есть две недели и четыре дня, омера.

Является ли постоянным и последовательным мое сострадание?

Можно ли на него полагаться или оно непредсказуемо?

Превалирует ли оно над другими моими устремлениями?

Способен ли я на сострадание, даже когда я занят другими вопросами либо лишь в том случае, когда мне это удобно?

Готов ли я встать и пойти в бой за другого?

Задание на день:

В разгаре своего делового дня выберите момент, чтобы позвонить человеку, который нуждается в словах утешения. Защитите человека, который нуждается в сочувствии, даже если это повредит вашей популярности.

День пятый. Ойд в Тиферес. Смирение в Сострадании

Сегодня девятнадцатый день, то есть две недели и пять дней, омера.

Чтобы сострадание не было снисходительным, оно должно включать в себя смирение. Ойд – это признание того, что моя способность к состраданию не делает меня лучше, чем тот, на кого мое сострадание направлено. Это признание того, что Б-г, создав человека, который нуждается в сострадании, даровал мне способность сострадать. В сострадании нет места надменности.

Не ощущаю ли я свое превосходство из-за способности к состраданию?

Не смотрю ли я свысока на тех, кто нуждается в моем сострадании?

Есть ли во мне смирение и благодарность Б-гу за то, что Он даровал мне способность к состраданию?

Задание на день:

Проявите сострадание анонимно, не получая абсолютно никакой личной выгоды.

День шестой. Йесод в Тиферес. Единение в Сострадании

Сегодня двадцатый день, то есть две недели и шесть дней, омера.

Чтобы сострадание реализовалось в полной степени, оно нуждается в единении. Должен сформироваться канал взаимодействия между тем, кто отдает, и тем, кто получает. Это влияние должно быть взаимным, оно должно развиваться начиная с момента отдачи; связь должна быть устойчивой. В этом и состоит самый важный результат утешения.

Поддерживаете ли вы связь с человеком, по отношению к которому проявили сострадание, или «идете своей дорогой»?

Продолжается ли ваше взаимодействие после единичного акта сострадания?

Задание на день:

Постарайтесь, чтобы ваше сострадание способствовало построению устойчивых отношений.

День седьмой. Малхус в Тиферес. Царское достоинство в Сострадании

Сегодня двадцать первый день, то есть три недели, омера.

Исследуйте, насколько исполнено достоинства ваше сострадание. Чтобы сострадание было совершенным, включающим все остальные шесть аспектов, оно должно признавать и ценить чужой суверенитет. Оно должно повышать самооценку и чувство собственного достоинства как у того, кто проявляет сострадание, так и у того, по отношению к кому оно проявляется.

Проявляется ли мое сострадание достойным образом?

Проявляется ли величественность моего сострадания?

Укрепляет ли оно достоинство в другом?

Осознаю ли я, что, если я испытываю чувство собственного достоинства, проявляя сострадание, это отразится и укрепит достоинство того человека, на которого сострадание направлено?

Задание на день:

Вместо того чтобы просто дать пожертвование, помогите нуждающемуся, чтобы он смог в конце концов сам справиться со своими проблемами и тем самым укрепил бы чувство собственного достоинства.

Четвертая неделя: Нецах.
Постоянство, Стойкость, 
Целеустремленность

Настойчивость и целеустремленность являются результатом сочетания решимости и упорства. Это баланс терпения, настойчивости и силы воли. Настойчивость также означает надежность и ответственность, которые обеспечивают безопасность и обязательность. Без постоянства никакое доброе начинание или намерение не имеет шанса на успех.

Обладать настойчивостью – значит быть живым, значит руководствоваться в жизни здоровыми и конструктивными целями. Это готовность бороться за то, во что веришь, готовность идти до конца. Без подобной целеустремленности любое начинание окажется бесплодным. Это энергия, исходящая изнутри, для которой не существует препятствий в достижении поставленных целей. Необходимо пристрастно изучить природу своей настойчивости, дабы убедиться в ее здоровом, продуктивном характере.

Спросите себя:

Насколько незыблема система моих ценностей?

Насколько я готов за них бороться?

Не переменчив ли я в своих решениях?

Чем я готов пожертвовать во имя моих ценностей?

Существует ли такая истина, за которую я готов отдать жизнь?

День первый. Хесед в Нецах. Любовь в Настойчивости

Сегодня двадцать второй день, то есть три недели и один день, омера.

Для того чтобы нечто обладало постоянством, необходимо, чтобы его любили. Нейтральная позиция или равнодушие приведут к ненадежности. Если вы затрудняетесь в выполнении обязательств, проверьте, насколько вы любите объект, требующий вашей обязательности, насколько вы им удовлетворены. Люблю ли я свою работу? Свою семью? Те решения, которые я принимаю?

Чтобы настойчивость была эффективной, приводила к успеху, она должна быть заботливой и любящей. Настойчивость без любви может привести к обратному результату. Ничем не подкрепленная настойчивость может оказаться грубой и агрессивной и будет отталкивать окружающих. Абсолютная решимость может сделать человека чересчур требовательным и категоричным.

Не лишает ли меня настойчивость гибкости?

Не делают ли меня напористость и решимость слишком навязчивым?

Не являюсь ли я чересчур требовательным?

Сотрудничают ли со мной окружающие (подчиненные, домашние, дети) под жестким напором и принуждением или из любви?

Может быть, моя настойчивость не является любящей?

Не расталкиваю ли я других, чтобы освободить себе дорогу?

Не считаю ли я, что цель оправдывает средства?

Ничто меня не остановит в достижении цели?

Когда я упорно преодолеваю препятствия на своем пути, остаюсь ли я любящим?

Когда я ограждаю себя и других от нездорового влияния, мною движет любовь или неприязнь (см. Вторая неделя, День первый)?

Задание на день:

Когда вы боретесь за то, во что верите, остановитесь на минуту, чтобы удостовериться, что делаете это с любовью.

День второй. Гвура в Нецах. Дисциплина в Настойчивости

Сегодня двадцать третий день, то есть четыре недели и два дня, омера.

Исследуйте дисциплину вашей настойчивости. Настойчивость должна направляться на продуктивные цели.

Сфокусированы ли моя настойчивость и решимость на формировании хороших привычек и разрушении плохих?

Есть ли для этого другие пути?

Моя настойчивость коренится в силе или в слабости?

Происходит ли она из глубокой уверенности или является результатом защиты?

Не является ли мое упорство результатом упрямства и нежелания признавать ошибки?

Не придерживаюсь ли я определенных решений просто потому, что не желаю их пересматривать?

Продолжая упрямо бездействовать, не наношу ли я тем самым вред своей решимости?

Задание на день:

Избавьтесь сегодня от одной дурной привычки.

День третий. Тиферес в Нецах. Сострадание в Настойчивости

Сегодня двадцать четвертый день, то есть три недели и три дня, омера.

Здоровая настойчивость, направленная на развитие хороших качеств и на преобразование плохих, всегда является сострадающей. Сострадание настойчивости отражает самую красивую ее сторону: твердую решимость помогать росту другого человека. Настойчивость без сострадания уводит в другом направлении, является эгоистичной. Необходимо, чтобы настойчивость была не только любящей по отношению к тем, кто заслуживает любви, но и сострадающей к тем, кому повезло в меньшей степени.

Достигают ли компромисса моя решительность и мое сострадание к другим?

Способен ли я подняться над своим эго и проявить сопереживание по отношению к соперникам?

Выражаю ли я признательность в случае победы?

Задание на день:

Будьте терпеливы и выслушайте человека, на которого у вас обычно терпения не хватает.

День четвертый. Нецах в Нецах. Настойчивость в Настойчивости

Сегодня двадцать пятый день, то есть три недели и четыре дня, омера.

Исследуйте аспект постоянства вашей настойчивости, ее выразительность и интенсивность. Каждый человек обладает силой воли и решительностью. Мы обладаем настойчивостью в гораздо большей степени, чем можем себе представить, и способны преодолеть самые трудные препятствия.

Спросите себя:

Не легкомыслен ли я?

Являюсь ли я постоянным и надежным?

Если я обладаю волей и решимостью, почему я такой непостоянный?

Не боюсь ли я проявлять свою настойчивость и способность к решительным действиям?

Не боюсь ли я пострадать от собственной решимости? Если боюсь, то почему?

Может быть, из-за неприятных событий в прошлом?

Может быть, вместо здоровой настойчивости у меня выработалось упрямство там, где оно излишне?

С большей ли стойкостью я переживаю отрицательные моменты, нежели положительные?

Не недооцениваю ли я свою выносливость?

Задание на день:

Займитесь всерьез выработкой новой хорошей привычки.

День пятый. Ойд в Нецах. Смирение в Настойчивости

Сегодня двадцать шестой день, то есть три недели и пять дней, омера.

Уступчивость – результат смирения – является основной составляющей постоянства. Упрямство зачастую может оказаться самым верным способом разрушить всё дело. Дуб, не способный согнуться под ураганным ветром, оказывается вырванным с корнем. Тростник, который уступает ветру и сгибается, остается целым и невредимым.

Знаю ли я, когда следует уступить не из-за страха, а потому, что я уверен в себе?

Почему я зачастую боюсь уступить?

Внутренняя сила питает настойчивость. Ойд в Нецах – это скромное признание того, что способность быть настойчивым происходит от души, которую Б-г дал каждому человеку. Это смирение не входит в противоречие с настойчивостью, поскольку сама настойчивость может быть бесконечной и безграничной из-за бесконечности и безграничности Б-жественной души.

Не приписываю ли я свой успех исключительно собственной силе и решительности?

Нет ли во мне убежденности в собственном всемогуществе из-за того, что я очень настойчив?

Где я черпаю силы, когда всё вокруг представляется в мрачном свете?

Задание на день:

Когда вы просыпаетесь, поблагодарите Б-га за то, что Он дал вашей душе исключительную мощь, чтобы выстаивать вопреки трудным обстоятельствам. Это позволит вам запастись энергией и силой на весь день.

День шестой. Йесод в Нецах. Единение в Настойчивости

Сегодня двадцать седьмой день, то есть три недели и шесть дней, омера.

Единение является одним из существенных аспектов настойчивости. Оно выражает вашу безусловную преданность человеку или опыту, с которым вы связаны, – преданность настолько сильную, что вы посвящаете всего себя поддержанию этой связи.

Настойчивость без тесной связи – не настойчивость.

Задание на день:

Чтобы проявить настойчивость в выполнении принятого решения, немедленно проникнитесь этим решением. Этого можно достичь, воплотив ваше решение в конкретное конструктивное дело или посвятив себя другому человеку.

День седьмой. Малхус в Нецах. Царское достоинство в Настойчивости

Сегодня двадцать восьмой день, то есть четыре недели, омера.

Независимость и чувство собственного достоинства – основа настойчивости. Только настойчивость, которая включает в себя все шесть перечисленных аспектов, является настойчивостью в полном смысле и утверждает величие человеческого духа.

Проникнута ли моя настойчивость чувством собственного достоинства?

Проявляются ли благодаря ей мои лучшие качества?

Когда я сталкиваюсь с трудностями, встречаю ли я их достойно – с высоко поднятой головой, уверенный в данной мне Б-гом силе, или они заставляют меня съежиться от страха?

Задание на день:

Боритесь за достойное дело.

Пятая неделя: Ойд.
Скромность, Великолепие

Если настойчивость – двигатель жизни, то скромность – это ее топливо. Так же, как Гвура (Дисциплина) фокусирует Хесед (Любовь), Ойд дает направление Нецах (Настойчивости). Смирение – это молчаливый партнер настойчивости. Его сила – в молчании. Его достоинство – в бездействии.

Скромность – и, как результат, смирение – не следует путать со слабостью и низкой самооценкой. Ойд – это скромность, благодарность (на иврите hода’а). Это выражение признательности Всевышнему. Это ясное видение самого себя, своих сильных сторон и признание того, что они не являются твоей собственностью, а даны тебе Всевышним для более высоких целей, чем лишь удовлетворение собственных нужд. Ойд – это скромность, это признание того, насколько ты мал, – что помогает тебе осознать, насколько великим ты можешь стать. И это вызывает трепет.

Настойчивость черпает энерг

ию из признания, смирения. Настойчивость всегда простирается настолько, насколько вы это допускаете. Если вы признаете, что ваши сильные стороны берут начало в Высшем источнике, то ваша настойчивость сможет выйти за пределы природных ограничений. Она будет черпать силы из Б-жественной настойчивости.

Полную чашу невозможно наполнить. Если вы заняты самим собой и собственными нуждами – «Я и более ничто», – ни для чего другого места не остается. Когда вы тратите себя на что-то большее, ваша способность к получению превосходит предыдущие рамки. Смирение – это ключ к выходу за собственные рамки. Только настоящая скромность дает силу быть полностью объективным.

Скромность – это чувствительность. Это здоровый стыд, который происходит от понимания, что вы можете быть лучше и что вы можете ожидать от себя большего.

Хоть смирение и молчаливо, оно не пусто. Это динамическое проявление жизни, включающее в себя все семь качеств – любовь, дисциплину, сострадание, настойчивость, скромность, единение и царское достоинство. Смирение активно, а не пассивно: это не состояние бытия, а взаимодействие – хотя безмолвное и, казалось бы, бездейственное.

 

День первый. Хесед в Ойд. Любовь в Смирении

Сегодня двадцать девятый день, то есть четыре недели и один день, омера.

Изучите любовь в вашем смирении. Здоровая скромность не является деморализующей – она приносит любовь и радость, а не страх. Если в скромности недостает любви, следует проверить, истинна ли она. Зачастую смирение можно перепутать с низкой самооценкой, которая и вызывает отсутствие любви.

Смирение приносит любовь, поскольку дает способность подняться над собой и полюбить другого. Высокомерие под видом любви означает себялюбие или, того хуже, восприятие другого как часть себя и распространение на него любви к самому себе.

Делает ли меня скромность более любящим и дающим?

Более открытым?

Или она подавляет и ограничивает меня?

Я скромен и счастлив или скромен и несчастен?

Задание на день:

Перед молитвой в смирении и благодарности ко Всевышнему дайте цдоку. Это усилит ваши молитвы.

День второй. Гвура в Ойд. Дисциплина в Смирении

Сегодня тридцатый день, то есть четыре недели и два дня, омера.

Смирение должно быть дисциплинированным и целенаправленным.

Когда мое смирение вынуждает меня идти на компромисс, а когда – нет?

Не остаюсь ли я подчас пассивным перед лицом зла под маской смирения?

Еще одним аспектом Ойд является Гвура: скромность подразумевает уважение и трепет перед человеком или переживанием, которые вызывают в вас смирение.

Если моя скромность чего-то хочет, не от того ли это, что я недостаточно уважаю другого?

Задание на день:

Сосредоточьтесь на вашем нежелании заниматься определенным делом и проверьте, насколько оно здорово и смиренно.

День третий. Тиферес в Ойд. Сострадание в Смирении

Сегодня тридцать первый день, то есть четыре недели и три дня, омера.

Проверьте, насколько ваше смирение сострадающе.

Делает ли меня моя скромность замкнутым и асоциальным или она проявляет себя в способности к сопереживанию?

Является ли мое смирение гармоничным?

Или оно приносит лишь неудобства?

Как смирение делает человека способным к состраданию, так же способность к состраданию делает человека скромным. Если у вас недостает смирения, постарайтесь проявлять сострадание.

Задание на день:

Выразите чувство смирения через акт сострадания.

День четвертый. Нецах в Ойд. Настойчивость в Смирении

Сегодня тридцать второй день, то есть четыре недели и четыре дня, омера.

Исследуйте силу и незыблемость вашего смирения.

Выдерживает ли мое смирение испытания?

Тверд ли я в своей позиции или пассивен под видом смиренности?

Смирение и скромность не должны вызывать ощущения слабости и неуверенности. Нецах в Ойд подчеркивает тот факт, что подлинное смирение не делает человека ковриком для вытирания ног – напротив, смирение дает силу и настойчивость.

Не воспринимается ли моя скромность как слабость?

Не пользуются ли этим окружающие?

Задание на день:

Продемонстрируйте силу вашего смирения, выступив инициатором или активным участником какого-нибудь хорошего начинания.

День пятый. Ойд в Ойд. Смирение в Смирении

Сегодня тридцать третий день то есть четыре недели и пять дней, омера.

Исследуйте смирение вашего смирения. В сердце каждого есть смирение и скромность – вопрос в том, насколько они осознанны.

Не боюсь ли я быть слишком смиренным?

Не маскируется ли моя скромность агрессивным поведением?

Научитесь развивать свое смирение, общаясь с людьми, которые чище вас, – так, чтобы скромность и смирение мотивировали ваш рост.

Смирение также следует проверять на истинность.

Смиренна ли моя смиренность?

А может, это лишь другое проявление высокомерия?

Не слишком ли я горжусь своей скромностью?

Не афиширую ли я ее?

Искренне ли мое смирение или оно нужно мне для достижения каких-то целей?

Не ожидаю ли я награды за мою скромность?

Задание на день:

Если вы в ссоре с любимым человеком, то подавите свои гордость и упрямство и помиритесь с ним.

 

День шестой. Йесод в Ойд. Единение в Смирении

Сегодня тридцать четвертый день, то есть четыре недели и шесть дней, омера.

Смирение не должно быть единственным качеством.

Оно должно проявляться в глубинной связи и преданности. Нет более сильной связи, чем связь, основанная на смирении.

Отделяет ли меня от других моя скромность или сближает?

Приносит ли результаты мое смирение?

А результаты, отсроченные на длительный период?

Создает ли мое смирение прочный фундамент, на котором можно строить?

Задание на день:

Используйте ваше смирение, чтобы построить что-то долговечное.

День седьмой. Малхус в Ойд. Царское достоинство в Смирении

Сегодня тридцать пятый день, то есть четыре недели и семь дней, омера.

Тот, кто ходит скромно, идет высоко.

Царское достоинство – это сущность смирения и скромности. Великолепие смирения чарующе и изысканно. Смирение, подавляющее человеческий дух и отрицающее индивидуальность и независимость, не является смирением вовсе.

Возникает ли благодаря моему смирению чувство собственного достоинства?

Дает ли мне мое смирение ощущение царственности?

Ощущаю ли я жизненную силу?

Задание на день:

Покажите кому-нибудь, насколько смирение и скромность укрепляют достоинство.

Шестая неделя: Йесод.
Единение, Основание

Единение – это высшая точка эмоциональной связи. Хоть первые пять качеств (любовь, дисциплина, сострадание, настойчивость и смирение) и подразумевают взаимодействие любящего и любимого, но акцент при этом делается на чувствах индивидуума, и взаимность не является необходимостью. Единение же – это полное слияние двоих.

Без Единения никакие чувства не осознаются по-настоящему. Единение означает связь – не только чувствовать другого, но быть «прикрепленным» к нему. Оно создает канал между дающим и получающим. Единение вечно. Оно образует продолжающийся союз, существующий в постоянно приносимых плодах.

Единение – это основа жизни. Это – эмоциональная основа человеческой души. Каждому необходима связь, чтобы расти и цвести: связь между матерью и ребенком, между мужчиной и женщиной, между братьями и сестрами, между близкими друзьями. Связь – это подтверждение принадлежности: «я что-то значу», «я значим и важен». Она устанавливает доверие – к себе и к окружающим. Без связи и поддержки мы не можем осознавать себя и оставаться самими собой.

Единение же объединяет все пять предыдущих качеств, каждое из которых индивидуально, в один блок, образуя фундамент, на котором твердо стоит всё здание человеческих эмоций. Единение – это отдача всего себя, а не одной какой-то части. Это не отдельное чувство, а все чувства, вместе взятые. Йесод, таким образом, завершает ряд шести эмоций.

Фундамент Йесод отличен от обычного фундамента. Он не просто лежит под верхними этажами – он объединяет все их. Эффективная база эмоциональной части души не может оставаться изолированной – она должна включать в себя и пронизывать все чувства. Лишь в таком случае связь будет конструктивной и вечной.

 

День первый. Хесед в Йесод. Любовь в Единении

Сегодня тридцать шестой день, то есть пять недель и один день, омера.

Любовь – это сердце единения. Невозможно соединиться с другим без любви. Любовь формирует надежную основу, на которой может быть построена связь.

Если вы испытываете проблемы в установлении связи, проверьте, насколько вы любите того человека (или то переживание), с которым хотите быть связанным.

Не пытаюсь ли я вступить в связь, не пробудив в себе любовь?

Проявляется ли любовь в моей привязанности?

Задание на день:

Попробуйте выразить каким-либо действием любовь, которая объединяет вас и вашего ребенка, вас и вашего друга.

День второй. Гвура в Йесод. Дисциплина в Единении

Сегодня тридцать седьмой день, то есть пять недель и два дня, омера.

Исследуйте дисциплинирующий фактор в единении.

Нужно быть очень внимательным к тому, с кем или с чем вы намерены построить связь. Даже самые здоровые и тесные связи нуждаются в передышке, в уважении индивидуального пространства друг друга.

Не слишком ли я навязчив?

Не слишком ли я зависим от того, с кем связан?

Не слишком ли он зависим от меня?

Не разрываю ли я связь в отчаянии?

Связан ли я со здоровыми, цельными людьми?

Задание на день:

Посмотрите на связи, в которые вы вступаете, – может, они нуждаются в большей дисциплине, в изменении?

День третий. Тиферес в Йесод. Сострадание в Единении

Сегодня тридцать восьмой день, то есть пять недель и три дня, омера.

В основе единения должна лежать не только любовь, но и сострадание. Необходимо чувствовать боль близкого человека и сопереживать ему.

Зависит ли мое единение с кем-либо от каких-либо условий?

Не получается ли, что я избегаю ситуации, когда близкий человек в беде, из-за того, что чувствую себя неудобно?

Задание на день:

Предложите помощь и поддержку в случае, когда человек, с которым вы связаны, попал в тяжелую ситуацию.

День четвертый. Нецах в Йесод. Настойчивость в Единении

Сегодня тридцать девятый день, то есть пять недель и четыре дня, омера.

Важнейшая составляющая единения – настойчивость, способность выдерживать испытания и разочарования. Без постоянства нет шанса достичь настоящего единения.

Предан ли я безоговорочно тому, с кем связан?

Насколько я стоек и насколько готов бороться за сохранение этой связи?

Осознает ли человек, с которым я связан, эту мою преданность?

Задание на день:

Покажите устойчивость вашей связи – выдержите испытание, которому она подвергается.

День пятый. Ойд в Йесод. Смирение в Единении

Сегодня сороковой день, то есть пять недель и пять дней, омера.

Без смирения здоровое единение невозможно. Высокомерие разделяет людей. Сосредоточенность на собственных желаниях и потребностях отделяет вас от других людей. Смирение позволяет вам оценить другого и построить с ним связь. Здоровая связь – это союз двух отдельных людей, самостоятельных личностей, которые объединяются для цели, высшей, чем удовлетворение собственных потребностей.

Истинное смирение происходит от признания Б-га в вашей жизни.

Осознаю ли я, что третьим партнером в связи является Б-г и что именно Он дает мне способность к единению с другим, несмотря на разницу между нами?

Задание на день:

Во время молитвы поблагодарите Б-га, в частности, за то, что Он помогает вам строить связь с другими.

День шестой. Йесод в Йесод. Единение в Единении

Сегодня сорок первый день, то есть пять недель и шесть дней, омера.

Исследуйте связывающий аспект единения – формы, которые оно принимает, степень его выраженности. Каждый нуждается в отношениях с другими людьми, каждый стремится приобрести значительный опыт. У каждого есть к этому способности.

Сложно ли не вступать в отношения?

Я испытываю сложности во всех сферах или только в определенных?

Может быть, для меня легки служебные взаимоотношения, а человеческие контакты даются с трудом?

Насколько я связан с определенными событиями моей жизни?

Разберитесь, почему вы избегаете единения.

Может быть, потому, что я слишком критичен и нахожу недостатки во всем – пытаясь оправдать нежелание единения?

Может быть, я не стремлюсь к новому?

Может быть, таким образом я защищаю свои слабости?

Может быть, меня травмировал неудачный опыт?

Может быть, моим доверием злоупотребили?

Может быть, причина страха – неблагоприятные отношения в детстве?

Чтобы развить свою способность вступать в отношения – даже если у вас есть веские причины избегать их, – необходимо помнить, что Всевышний дал вам Б-жественную душу, заботливую и любящую. Необходимо научиться различать ее голос внутри – и тогда вы сможете почувствовать сердца и души других. Вы сможете понемногу отказываться от своей защиты, когда узнаете кого-то или что-то, кому или чему по-настоящему поверите.

Чтобы единение оказалось возможным, оно должно «пропитывать» остальные шесть аспектов. Удачные отношения подразумевают переход в конструктивные действия.

Еще одно: единение способствует единению. Когда вы вступаете в отношения в одной области, они будут способствовать установлению связей.

Задание на день:

Начните строить отношения с другим человеком (или переживанием), важным для вас. Отведите определенное время каждый день или раз в неделю, чтобы конструктивно использовать его вместе.

 

День седьмой. Малхус в Йесод. Царское достоинство в Единении

Сегодня сорок второй день, то есть шесть недель, омера.

Единение должно укреплять царское достоинство. Оно должно поддерживать и укреплять позицию самого человека и того, с кем он находится в связи.

Не подавляет ли моя связь проявления моей личности, моих качеств?

Не захватывает ли полностью единение со мной того, с кем я связан?

Задание на день:

Подчеркните и выделите сильные стороны человека, в связи с которым вы находитесь.

Седьмая неделя: Малхус.
Царское достоинство, Суверенность, Лидерство

Суверенность – последний из семи атрибутов – отличается от предыдущих шести. Это скорее состояние, нежели активность. Царское достоинство – это пассивное выражение человеческого величия. Само оно не добавляет ничего – лишь получает от остальных шести эмоций. Истинное лидерство – это искусство самоотречения, оно – лишь отражение Высшей воли. С другой стороны, Малхус проявляет и актуализирует характер и величие человеческого духа. Именно здесь – сущность того, что делает человека человеком.

Когда любовь, дисциплина, сострадание, настойчивость и смирение должным образом находят свое выражение в душе через единение, результатом этого становится Малхус. Единение поддерживает нас и позволяет нашей суверенности выйти на поверхность и расцвести. Малхус – это восприимчивость ко всем эмоциям, проходящим через Йесод.

Малхус – это чувство принадлежности, знания, что вы многое значите и что от вас многое зависит, что вы способны быть выдающимся лидером и по праву внести вклад в этот мир. Это дает вам чувство независимости и уверенности, надежности и авторитета. Когда мать ласково укачивает на руках своего малыша и детские глаза встречаются с любящими мамиными глазами, ребенок получает сообщение:

Я желанен и нужен в этом мире. У меня есть здесь удобное место, где меня всегда будут любить. Мне нечего бояться. Я чувствую царское достоинство в сердце.

День первый. Хесед в Малхус. Любовь в Царском достоинстве

Сегодня сорок третий день, то есть шесть недель и один день, омера.

Здоровая суверенность всегда добрая и любящая. Настоящий лидер должен обладать теплотой и быть внимательным к другим.

Делает ли меня моя суверенность более любящим?

Развиваю ли я свое влияние и лидерство в заботе о других?

Не довлею ли я на других своим авторитетом?

Задание на день:

Сделайте что-нибудь доброе для своих подчиненных.

День второй. Гвура в Малхус. Дисциплина в Царском достоинстве

Сегодня сорок четвертый день, то есть шесть недель и два дня, омера.

Исследуйте дисциплинирующий фактор вашей суверенности и лидерства. Хоть суверенность и является любящей, она должна быть сбалансирована с дисциплиной. Эффективное лидерство строится на авторитете и дисциплине.

Есть еще один фактор дисциплины суверенности – определение сферы, находящейся под вашей юрисдикцией, сферы, которую вы полномочны контролировать.

Известны ли мне те области или ситуации, где я не обладаю властью?

Не испытываю ли я свою власть в неоднозначных ситуациях?

Осознаю ли я мои ограничения и мои сильные стороны?

Уважаю ли я руководящую позицию других?

Задание на день:

Прежде чем воспользоваться властью в какой-либо ситуации, остановитесь и подумайте: имеете ли вы право и способность проявить власть в этой ситуации?

День третий. Тиферес в Малхус. Сострадание в Царском достоинстве

Сегодня сорок пятый день, то есть шесть недель и три дня, омера.

Исследуйте сострадание в вашем царском достоинстве.

Хороший руководитель – руководитель сострадающий.

Не наносит ли власть ущерба моему состраданию?

Осознаю ли я, что неотъемлемой частью величественности является сострадание?

Тиферес – гармония – критически необходима для успешного руководства.

Обеспечиваю ли я бесперебойный процесс?

Организован ли я?

Даю ли я четкие указания своим подчиненным?

Не испытываю ли я затруднений в распределении полномочий?

Выступает ли моя организация единой командой?

Проводим ли мы регулярные совещания для корректировки целей и координации усилий?

Задание на день:

Проанализируйте ту область, в которой вы обладаете властью, подумайте, как вы можете довести ее до совершенства, повысить эффективность, например, путем сокращения расходов и консолидации сил.

День четвертый. Нецах в Малхус. Настойчивость в Царском достоинстве

Сегодня сорок шестой день, то есть шесть недель и четыре дня, омера.

Истинно царское достоинство человека и успех руководителя поверяются степенью его постоянства. Воля и целеустремленность отражают мощь и величие человеческого духа, силу его суверенности.

Насколько я целеустремлен?

Насколько сильна моя способность бороться за великое дело?

Насколько я уверен в своих силах?

Не является ли недостаток моего постоянства результатом низкой самооценки?

Не прячу ли я свою неуверенность в себе за всевозможными оправданиями моего непостоянства?

Задание на день:

Вы во что-то верите, но еще не имеете достаточного опыта. Отбросьте сомнения – прыгните с головой и совершите поступок в этой сфере!

День пятый. Ойд в Малхус. Смирение в Суверенности

Сегодня сорок седьмой день, то есть шесть недель и пять дней, омера.

Суверенность – это Б-жественный дар каждому человеку.

Ойд в Малхус – это смиренная благодарность за этот исключительный дар.

Делает ли меня скромным моя суверенность и независимость?

Не являюсь ли я высокомерным руководителем?

Благодарен ли я за те особые качества, которыми благословлен?

Задание на день:

Поблагодарите Б-га за то, что Он даровал вам чувство собственного достоинства.

День шестой. Йесод в Малхус. Единение в Суверенности

Сегодня сорок восьмой день, то есть шесть недель и шесть дней, омера.

Исследуйте связывающий аспект вашей суверенности. Здоровая независимость не удерживает от отношений с другим человеком. Напротив, уверенность в себе позволяет уважать и доверять независимости другого и в конце концов связать себя с ним. Тем самым вы не пожертвуете своей суверенностью, а лишь укрепите ее.

Не удерживает ли меня от построения отношений моя независимость?

Возможно, причина этого – в неосознанной неуверенности в себе?

Осознаю ли я тот факт, что страх перед отношениями отражает недостаточную уверенность в себе?

Обсуждаю ли я с человеком, в связи с которым нахожусь, свои опасения, что связь ослабит мою суверенность?

Задание на день:

Актуализируйте свою суверенность, укрепив вашу связь с близким вам человеком.

День седьмой. Малхус в Малхус. Царское достоинство в Суверенности

Сегодня сорок девятый день, то есть семь недель, омера.

Исследуйте суверенность вашей суверенности:

Происходит ли она из глубинной уверенности в себе?

Или она просто маскирует мою неуверенность?

Не делает ли это меня излишне властным?

Осознаю ли я свою уникальность как личности?

Осознаю ли я свой вклад, свою роль в этом мире?

Задание на день:

Уделите время тому, чтобы поразмышлять о самом себе  – о себе настоящем, а не о том, каким вас видят другие. Примиритесь с самим собой – знайте, что Всевышний создал совершенно уникальную личность – вас.

(Опубликовано в №№168-170, апрель-июнь 2006)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Лаг ба-Омер. Сила Рашби

Почему из года в год на горе Мерон, где похоронен Рашби, на Лаг ба-омер собирается масса людей? Мало того что, молясь у гробницы, они «полагаются на рабби Шимона» в полной уверенности, что получат разрешение своих затруднений. Главное, что, принимая активное участие в торжестве рабби Шимона, забывают обо всем, несовместимом с радостью и весельем, и приобщаются к возвышенным сферам, которых не достигают ни катастрофа, ни разрушение и изгнание.

Почему время между праздниками Песах и Шавуот траурное?

Согласно принятой всеми еврейскими общинами мира традиции, между праздниками Песах и Шавуот (в отдельных общинах – Песахом и днем Лаг ба-омер) евреи придерживаются некоторых траурных обычаев: не играют свадеб, не подстригают волосы, не устраивают празднеств и т. п. В этой статье мы поговорим о происхождении этого обычая.