МИД Израиля: связи с Польшей важны, память о Холокосте – еще больше
Израиль ценит свои хорошие политические и двусторонние связи с Варшавой, но сохранение памяти о Холокосте еще более важно, заявил 1 марта в Иерусалиме генеральный директор МИД Израиля Юваль Ротем в начале переговоров с польской делегацией, прибывшей, чтобы обсудить спорный закон о Холокосте, принятый их правительством.
«Израиль и Польша имеют прочные политические двусторонние связи, основанные на общих ценностях», – сказал Ротем. Но, добавил, «сохранение памяти о Холокосте — это вопрос, выходящий за рамки двусторонних отношений между Израилем и Польшей. Это ключевой вопрос, связанный с сущностью еврейского народа». Ротем сказал, что необходимо обеспечить, «сохранение исторической истины, чтобы не было ограничений свободы исследований и речи, и чтобы была решена общая угроза криминализации в этом отношении».
Новый закон считает преступлением, наказуемым заключением на срок до трех лет, заявления, что Польша была замешана в Холокосте. Должностные лица Министерства иностранных дел заявили, что на более чем трехчасовой встрече, которую они назвали «глубокой и открытой», Израиль выразил свою обеспокоенность в связи с недавней общественной атмосферой в Польше и проявлениями антисемитизма и подчеркнул необходимость того, чтобы польское правительство действовало с нулевой терпимостью к антисемитизму.
Бартош Цихоцкий, заместитель министра иностранных дел Польши, возглавляющий делегацию своей страны, сказал, что Польша «обязалась присоединиться к нашим усилиям с Израилем по распространению правды о Холокосте и многовековых польско-еврейских отношениях. Мы открыты и готовы ответить на все вопросы и прояснить все, что необходимо прояснить в отношении недавно принятого в Польше закона о борьбе с диффамацией».
Обе стороны работают над общим заявлением, которое будет опубликовано по завершению диалога. Закон, вступивший в силу в четверг, по-прежнему должен быть рассмотрен Конституционным судом Польши. Министр юстиции Польши Збигнев Зиобро на прошлой неделе заявил, что до того, как прокуратура выдвинет обвинения в отношении кого-либо по закону, он должен быть одобрен Конституционным судом.