Дэвид и Джен Мартин из городка Энтерпрайз в Алабаме были немного удивлены результатами ДНК-теста. Джен ожидала, что она будет примерно наполовину шотландкой и наполовину ирландкой, как это бывает с некоторыми американцами. «Мы всегда слышали слухи, что мы были потомками индейцев, – сказала она. – И мы всегда слышали, что мы пришли из Ирландии». Результаты изменили ее восприятие самой себя. «В нас было очень мало ирландского, – сказала она. – Там был 61 процент шотландской крови, 22 процента скандинавских, 3 процента ирландской».
Ей было немного обидно, что ее муж имел больше ирландских корней, чем она. «Мы оба оказались в основном шотландцами и скандинавами, – сказала она. Затем появилась новая информация: среди ее предков три процента ашкеназских или европейских евреев. У ее мужа было два процента. «Это немного, – сказала она. – Но бабушка моей матери по материнской линии сказала, что они из еврейской веры. По отцовской линии были подозрения о том, что моя третья прабабушка была еврейкой».
Она решила почтить это наследие, как ни ничтожно оно было. «Первое, что мы сделали, это купили менору, – сказала Джен. – Это первый год, когда мы ее используем». Вечером 12 декабря они зажгли первую свечу в ханукие, сказали благословение и впервые отпраздновали Хануку.
Джен обучает дома своего шестилетнего сына Пейна, и она хотела, чтобы он почитал всю свою родословную. «У нас есть история, которая была потеряна в нашей семье, – сказала Джен. – Мы не хотим, чтобы она снова потерялась. Это люди, от которых мы произошли. Они заслуживают уважения».
«У нас всегда была елка, – сказала Джен. «У нас также есть языческие корни, и само дерево происходит от этого. Мы выросли в христианском доме. Это не значит, что нет других верований. Мы хотим признать, что есть не только христианство: есть еврейство; есть язычество. Мы просто говорим о том, что они практиковали и во что они верили. Это все для обучения». 21 декабря, в зимнее солнцестояние, они будут есть еду, ориентированную на языческую традицию. «Это способ заставить ребенка понять, что все мы разные, – сказала она. – Это не значит, что они лучше. Это не значит, что они хуже. Это просто означает, что они разные. Это способ не потерять наше прошлое, он учит терпимости и взаимопониманию. Мы все особенные, все хорошо, мы все разные».
У семьи Мартин не существовало еврейского наследия. Вместо этого они взяли молитвы из другого источника – Интернета, сказала Джен. – Там есть много информации». Она поговорила с еврейкой-женой родственника, чтобы убедиться, что их семья делает все правильно. Она учит Пейна почитать и уважать праздник и историю, стоящую за ним. «Я не хочу быть непочтительной в любой форме или виде, – сказала Джен. – Я не хочу ошибаться».
Пейн даже получает ханукальные подарки в каждую ночь Хануки. «Мы говорим ему: «Да, у вас есть рождественские подарки, но это еврейская традиция». Он наслаждается игрой с дрейдлом, ему это нравится. Он понимает, что это круто».