Кадиш

The Times of Israel: Рабби Штейнман, который «должен учитывать каждую секунду своей жизни»

Марисса Ньюман 12 декабря 2017
Поделиться

Раввин Штейнман, почитаемый лидер литовского ультраортодоксального еврейства, умер в возрасте 104 лет.

Когда рабби Аарон‑Иеуда‑Лейб Штейнман иммигрировал в Израиль, вскоре после окончания Второй мировой войны, — выскользнув из лап польской армии, он осел на какое‑то время в Швейцарии, затем странствовал по Испании, в это время Холокост прокатился по всей Европе, — он получил строгий, без излишеств матрас от Еврейского агентства, одинаковый для всех иммигрантов в еще не созданном тогда еврейском государстве.

И в своей скромной двухкомнатной квартирке в Бней‑Браке — городе, расположенном в центре Израиля, — этот человек, который станет почитаемым лидером и будет управлять с помощью своего авторитета всем литовским (не хасидским) ультраортодоксальным еврейством Израиля после смерти в 2012 году раввина Йосефа‑Шалома Эльяшива, так и будет спать на одном и том же матрасе более 60 лет, заменив его только в 2012 году по медицинским показаниям. Так, по крайней мере, написано в статье в Israel Hayom daily.

Рабби Аарон‑Иеуда‑Лейб Штейнман у себя дома. Бней‑Брак. 2015

Согласно сообщению медицинского центра Maйаней a‑Йешуa, Штейнман умер сегодня, 12 декабря, в возрасте 104 лет. На его похоронах в Бней‑Браке (проходящих буквально сейчас) ожидаются десятки тысяч скорбящих. В конце прошлого месяца здоровье раввина сильно ухудшилось после того, как его старшая дочь, Рахиль‑Двойра Берлин, 72 лет, умерла в своем доме от сердечного приступа.

По слухам, уже многие годы в частном порядке Штейнман разрешал некоторым ультраортодоксам, не изучающим Талмуд все время, стремиться к профессиональному обучению, трудоустройству или зачислению в ЦАХАЛ. При этом у него есть жесткие критики в ультраортодоксальном сообществе, которые утверждают, что он и вовсе принял «слишком примирительный» подход к израильскому правительству и светскому обществу и молчаливо поддержал создание ультраортодоксального батальона ЦАХАЛа «Нецах Иеуда».

Подобные обвинения Штейнман отвергал: он решительно выступал против военной службы и учебы в вузах, поощрял развитие обучения Торе для мужчин‑ультраортодоксов, препятствовал тому, чтобы харедим искали работу, и вообще энергично сопротивлялся современности.

«Мир создан из‑за Торы, и без нее у нас нет цели, — сказал Штейнман в Одессе в 2010 году, согласно публикации журнала «Мишпаха», описывающей, как пожилой раввин отправился в большую поездку по еврейским общинам. — Когда была дана Тора, говорят мудрецы, горы танцевали! Вы когда‑нибудь видели танцующие горы?»

Преподаватель в течение многих лет, руководитель отделения средней школы уважаемой ешивы Поневеж, основатель ешивы «Орхот Тора» в Бней‑Браке и автор более 30 книг по еврейскому праву, Штейнман был известен среди своих ультраортодоксальных последователей как «рош ешива», глава ешивы. Занимая свою нишу в образовательной среде, он многие годы стремился к руководству тысячами родителей ультраортодоксальных студентов, изгнанных из системы ешив или борющихся с ней.

«Вы — те, кто занимается святым трудом, кто имеет дело со святыми душами, — должны знать, что каждый молодой человек может быть великим в Торе», — сказал он в 2014 году преподавателям ешивы в ходе передачи ультраортодоксальной радиостанции «Коль Берама». Во время этой встречи на радиостанции он просил учителей не наказывать своих учеников слишком сурово, так как это может уменьшить соблюдение заповедей с их стороны, и «не [действовать] из гнева или досады».

Фотографии и видео Штейнмана показывают, что он почти всегда был окружен студентами и посетителями его дома, сгрудившимися вокруг невысокого, тихого раввина.

Во время урока Торы. Бней‑Брак. 2015

От Бреста до Бней‑Брака

Духовный лидер фракции «Дегель‑а‑Тора» в партии «Объединенный иудаизм Торы» (UTJ), он родился в Брестской области бывшей Польши (ныне Белоруссия) и получил образование в духе литовской «брискерской» традиции талмудического обучения.

Штейнман бежал из Польши еще до начала Второй мировой войны, чтобы уклониться от службы в польской армии, и поселился в Швейцарии, где оставался на протяжении всей войны, включая период интернирования в трудовой лагерь под Базелем. В Швейцарии Штейнман женился на Тамар Корнфельд, также из Польши, и оба иммигрировали в Израиль, когда война закончилась. Его семья была уничтожена во время Холокоста. Жена Штейнмана Тамар умерла в 2002 году, выжили двое из трех детей, породившие многочисленных внуков и правнуков. По прибытии в Израиль Штейнман начал преподавать в различных ешивах, сначала в городке Кфар‑Саба, затем в Бней‑Браке. Он издал несколько десятков книг по еврейскому праву, в том числе 15‑томный труд о Талмуде и 5‑томный труд по Танаху, оба они называются «Айелет а‑Шахар».

«Харедимный Wikileaks»

После смерти Эльяшива началась борьба между последователями Штейнмана и теми сторонниками иерусалимского раввина Шмуэля Ауэрбаха, которые выступали за более жесткий ответ ультраортодоксов на попытки израильского правительства и партии «Йеш Атид» в 2013 году разработать законопроект о призыве харедим в израильскую армию, от которого традиционно они были освобождены. Хотя закон тогда был принят, в дальнейшем, в 2015 году, произошел откат назад: партии ультраортодоксов присоединились к коалиции, а отмена отсрочек для харедим была отклонена Верховным судом в течение лета, тогда Штейнман — согласно его эффективному рупору, газете «Ятид Нееман», — не поддержал протесты против первоначального жесткого законопроекта, за исключением одного только массового шествия в Иерусалиме. Он призвал тогда студентов ешивы после получения уведомлений о призыве пойти в ознакомительные центры ЦАХАЛа. (Ауэрбах, напротив, призывал своих последователей не отвечать на повестки, и его последователи, так называемая иерусалимская фракция, провели массовые акции протеста в ответ на случившиеся тогда аресты.)

Хотя Штейнман давно отрицал обвинения своих оппонентов, в том числе «Нетурей карта», что он поддержал создание батальона харедим в ЦАХАЛе для тех, кто не изучает Талмуд постоянно, в 2014 году израильские СМИ сообщили, что религиозный лидер харедим в своем доме встретился с политиками из «Комитета Шакед» по разработке законодательства об обязательном призыве. В то время Штейнман выступал против «правительства злодеев». То, что было названо израильскими СМИ «харедимным Wikileaks’ом», вызвало яростный отклик в некоторых частях общины харедим, даже некоторые соратники Штейнмана выступили против него, но, тем не менее, они подчеркивали его осторожный баланс между политическим прагматизмом и сохранением лица главы общины, с одной стороны, и решительной позицией против военной службы, с другой.

Шимон Перес в гостях у рабби Штейнмана. 10 марта 2010

Как религиозный советник фракции «Дегель а‑Тора» UTJ во главе с депутатом кнессета Моше Гафни, Штейнман в 2012 году приказал законодателям‑харедим голосовать против так называемого Закона о регулировании, который узаконил бы здания, построенные на частной палестинской земле, утверждая, что по еврейскому закону нельзя заставить другого продать свою собственность. Другие религиозные авторитеты того времени, в том числе покойный раввин Овадья Йосеф, бывший духовный лидер партии «Шас», заявили, что этот законопроект не нарушает еврейский закон. (Законопроект о регулировании в результате был рассмотрен в кнессете и принят прошлой зимой при поддержке партии «Объединенный иудаизм Торы», и не сразу стало ясно, пересмотрела ли она свою позицию по этому вопросу.) Штейнман, который, по слухам, разрешил в отдельных случаях учебу в университетах, совсем недавно, в декабре 2016 года, по сообщениям ультраортодоксального сайта «Кикар а‑Шабат», издевался над понятием «харедимный ученый», сравнивая его со «свиньей в штреймле» (хасидской меховой шляпе).

Рабби Штейнман голосует на выборах в парламент. Бней‑Брак. 2015

После смерти жены Штейнман, которому уже было за 90, отправился в поездку по общинам по всему миру, в том числе в Соединенные Штаты, на Украину, в Германию и Гибралтар. «Вы когда‑нибудь задумывались, почему Америка, одна из великих держав в истории, никогда не подвергалась значительным иностранным вторжениям? Потому что Америка — это «малхус шель хесед» («королевство милосердия»), нация, суть которой — «хесед» (благотворительность), — сказал он журналу «Мишпаха» в одном из редких своих интервью во время поездки. — Если они хотят, чтобы их еще больше защищали от родовых мук Мессии (здесь ссылка на период насилия, предшествующий приходу Мессии. — Авт.), американские евреи должны быть на переднем крае хеседа. Они должны продолжать поддерживать Тору и благотворительную деятельность. Это единственный их щит».

Штейнман, проживший более 100 лет, размышлял о долголетии: «С одной стороны, в долголетии есть ценность — вы можете делать больше мицвот (добрых дел). С другой стороны, вам нужно будет учитывать (в небесном трибунале) каждую секунду… Я всегда думаю про себя: что предпочтительнее? Человек, который живет до глубокой старости и должен потом учитывать каждую секунду, или человек, который живет меньше, но которому меньше придется отчитываться?» 

Оригинальная публикация: Rabbi Steinman, venerated leader of Lithuanian ultra‑Orthodox Jewry, dies at 104

КОММЕНТАРИИ
Поделиться