Послания Любавичского Ребе

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с идиша, иврита и английского А. ОльманаИ. Стрешинского, Ц.‑Г. БлиндераЕ. Левина 1 декабря 2017
Поделиться

21 элуля 5717 (17 сентября 1957) года

<…> Вы пишете, что заканчиваете шестой год обучения в ешиве, и ни родители, ни преподаватели не возражают, чтобы Вы ее покинули. Вы спрашиваете мое мнение касательно различных мест работы, которые Вам предлагают.

Невзирая на все сказанное выше, по моему мнению, Вы должны остаться в ешиве хотя бы еще на год и полностью посвятить себя учебе, не думая ни о работе, ни о карьере и ни на что не отвлекаясь. Это будет для Вас хорошим началом, ибо Тот, кто даровал Тору и питает и поддерживает весь мир, в будущем непременно поможет Вам достойно устроиться в экономическом плане.

Вам следует помнить, что именно сейчас, пока Вы еще холосты, можно спокойно и сосредоточенно учить Тору. Оторвавшись от этой учебы и вступив в мир бизнеса, Вам будет очень трудно сохранить этот дух и эти возможности. Поэтому я прошу Вас не упустить свой шанс и посвятить изучению Торы хотя бы еще год. Уверен, что и Ваши родители с этим согласятся. <…>

(Без даты)

<…> Что касается вопроса, разумно ли Вы вели себя в ходе переговоров с ремесленником, у которого состоите в подмастерьях, о том, чтобы работать у него и дальше, — поскольку контракт уже подписан, значит, такова воля Провидения. Тем не менее Вы можете продолжать искать работу в другом месте, и пусть Всевышний укажет Вам прямой путь. Возможно, если ремесленник, у которого Вы состоите в подмастерьях, узнает, что в другом месте Вам готовы платить больше, он тоже поднимет Вам жалованье.

Теперь к вопросу о Вашей профессии и о том, что Вы хотите покинуть ремесленника, у которого состоите в подмастерьях. К сожалению, в своем письме Вы не назвали причин, почему хотите оставить нынешнее место работы и есть ли у Вас возможность работать самостоятельно. Возможно, будет иметь смысл посоветоваться по этому поводу с раввином Михаэлем Липскером Посланник Хабада в Марокко.
, уважаемым знатоком Торы, и сообщить мне его мнение. Тогда, не давая обета, я напишу Вам еще раз. <…>

 

<…> Тора многократно запрещает присваивать не принадлежащие нам деньги. Однако в данном случае запрещено даже иметь у себя неправильные меры весов, хотя бы мы ими и не пользовались. Дело в том, что, если торговец использует неверные меры, он делает вид, что отвешивает правильно, а на самом деле обвешивает покупателя. Этот обман рано или поздно приведет к воровству и чему похуже.

Сказанное справедливо и для наших отношений с Б‑гом. Наше дурное начало прекрасно знает, что любые попытки подбить нас на открытый мятеж против Творца обречены на неудачу. Поэтому оно действует хитростью и обманом. «Я согласно, — говорит оно, — что все наши действия должны быть “отмерены” в соответствии с еврейским законом. Однако что плохого, если наша обмерка окажется не совсем идеальной? Впрочем, если ты настаиваешь, что будешь пользоваться только правильной мерой, — что плохого в том, что у тебя будет еще одна? Когда дело касается духовных вопросов — во всем следуй всем законам Всевышнего. Но в мирских делах или бизнесе всегда найдется место для компромисса».

Скрупулезность во всем, что касается мер и весов, равно как и в других делах, является необходимым предварительным условием исполнения всей Торы. Говоря словами Гилеля, величайшего мудреца времен Талмуда, «что ненавистно тебе, не делай ближнему, — все остальное лишь комментарии, иди и учись». <…>

(Ликутей сихот. Т. XXVII. C. 149–157)

 

<…> Заповедь ссужать деньги касается даже тех случаев, когда у обращающегося за ссудой есть имущество, которое теоретически он мог бы продать. Иными словами, предполагается, что заповедь ссужать деньги, в отличие от заповеди подавать милостыню, — на пользу как бедному, так и богатому.

Если же у нас возникают сомнения, ссужать ли деньги тому, кто не беден, следует рассмотреть такую возможность: в одном из прошлых воплощений все было наоборот, и именно Вы получили ссуду или какую‑либо иную помощь от того, кто сейчас просит у Вас в долг. Соответственно, у Вас есть возможность заплатить за добро добром. <…>

(Сихот кодеш, 5713. С. 191)

 

16 элуля 5710 (29 августа 1950 года)

<…> Что касается обучения профессии, которое Вы прервали… Вы спрашиваете, стоит ли продолжать учебу и в элуль. В связи с этим нужно помнить, что идея «и соберешь ты хлеб твой и вино твое, и масло твое» Дварим, 11:14.
 — также заповедь Торы, которую мы упоминаем, читая «Шма» См. Брахот, 35б: «Учили мудрецы: что означают слова Торы: “И ты соберешь хлеб твой, и вино твое, и масло твое” (Дварим, 11:14)? Зачем нужно было давать такую заповедь? Из‑за того, что сказано: “Да не отходит эта книга закона от твоих уст, и изучайте ее днем и ночью” (Йеошуа, 1:8). Мы могли бы понять эти слова буквально. Поэтому и говорится в Торе: “И ты соберешь хлеб твой, и вино твое, и масло твое”, — следует жить согласно обычаям мира». . Разумеется, это нужно делать согласно предписаниям Торы, с трепетом перед Небесами. Поэтому мне кажется, что Вы должны продолжать обучение и овладевать изучаемой профессией. <…>

 

Суббота, когда благословляют элуль,
5744 (24 августа 1984) года

<…> Мне было приятно узнать, что Ваш сын начинает новое дело, телевизионный канал Channel 61. Пусть ему сопутствует удача!

В письмо вложены мезузы для новых офисных помещений. Я надеюсь, что Вы позволите мне стать Вашим партнером и взять на себя половину стоимости мезуз. Однако самое главное, разумеется, — партнерство Всевышнего. Имя на мезузе, «Ша‑д‑ай», представляет собой акроним слов: «шомер дальтот Исраэль» («Хранящий двери Израиля»). Это означает охрану не только всего и всех, кто внутри, но также и всех, кто находится снаружи, как сказано: «Г‑сподь будет охранять твой выход и вход, отныне и вовеки» (Теилим, 121:8). Если это важно, когда речь идет о еврейском жилище, то тем более когда дело касается телеканала, который, хочется надеяться, послужит улучшению отношений между людьми и распространению идеалов и принципов. Это является жизненно необходимым для того, чтобы сделать наш мир более комфортным местом для всего человечества. <…>

 

21 адара‑бет 5738 (30 марта 1978) года

<…> Наши мудрецы говорили, что хорошее жилище расширяет сознание и способствует значительным успехам как в личных, так и в общественных делах. Поэтому Вам необходимо найти хороший дом в престижном районе. Однако что касается идеи продать все свои активы, чтобы на вырученные деньги приобрести себе дом, то это нежелательно и в этом нет никакой необходимости. В моем распоряжении есть особый фонд как раз для таких случаев, и Вы немедленно получите ссуду на всю необходимую сумму, которая позволит Вам приобрести достойное жилье. Условия возвращения ссуды Вы сможете сами определить, как будет удобно. А поскольку я не хочу иметь дела с «этер иска» Договор о совместном предпринимательстве.
, ссуда будет беспроцентной. Это никого не затруднит, и Вам решительно не нужно беспокоиться на этот счет. <…>

 

3 ава 5710 (17 июля 1950) года

<…> Относительно того, чтобы Вам завершить профессиональное обучение и досконально выучить все тонкости профессии резника, — на мой взгляд, это очень правильное решение. Что же касается Ваших слов, что Вы еще не думали о профессии резника, — кто может знать, какие силы и возможности скрыты в потенциале, особенно когда речь идет об идеях, рождающихся в мозге? В книге «Танья» («Игерет а‑кодеш», 22) приводятся слова мудрецов: «Семь тайн не дано постичь людям <…> не знает человек, какая сделка принесет ему наибольшую выгоду <…> и когда возобновится царствование Дома Давида» Псахим, 54б.
. Уверен, что Вы устроитесь так, чтобы [работа резником] не вступала в противоречие с другими элементами служения Творцу.

Что же касается вопроса, можно ли отказаться от регулярных занятий Торы, чтобы заняться сбором денег Судя по всему, для еврейских учебных заведений.
, то Вы не пояснили, о каких занятиях идет речь, личных или общественных. В последнем случае это, безусловно, пойдет во вред другим людям. В любом случае можно предположить, что все это игра воображения и козни дурного начала — думать, что одно можно достичь за счет другого. Если же это действительно необходимо, Вам нужно будет регулярно учить Тору по ночам. <…>

 

8 элуля 5710 (21 августа 1950) года

<…> Вы пишете, что руководство ешивы требует от Вас учить законы, касающиеся профессии резника, и спрашиваете, следует ли Вам этим заниматься. По моему мнению, Вам действительно нужно научиться резать как птицу, так и скотину, а также досконально изучить законы ритуального убоя. Дай Б‑г, чтобы Вы преуспели в учебе. <…>

 

4 тевета 5711 (13 декабря 1950) года

<…> В своем письме Вы спрашиваете о переезде, поскольку эмигрировать в Америку стало проще. В то же время Вы пишете, что непременно хотели бы стать «живущим в шатрах» Заниматься изучением Торы на постоянной основе. См.: Раши на Берешит, 25:27. , т. е. стать главой ешивы.

В общем и целом, стать таковым [и зарабатывать этим на жизнь] очень трудно, особенно в случае, если Вы хотите обеспечить себе это место еще до приезда, поскольку это требует поисков и значительных усилий непосредственно на месте. Понятно, что, если есть такое желание и если Вы сможете сделать все это по переписке, оставаясь в Париже, можете попытаться. Однако я сомневаюсь, что из этого что‑то выйдет.

С другой стороны, найти себе работу в качестве резника птицы и специалиста по ритуальному убою скота относительно нетрудно, и это хорошо оплачивается. Правда, для этого необходимо жить в отдаленной местности. Если Вам кажется, что Вы сможете и Вам это подходит, можете заняться получением въездных виз в США. <…>

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Если внутреннему Амалеку не удается остудить нас, он пытается напасть на нас «в стране», т. е. в повседневной жизни, к которой мы возвращаемся после ежедневных молитв и учебы. При этом он убеждает нас: «Будь свят, пока молишься или учишь Тору. Однако, когда нужно заработать на жизнь или заниматься мирскими делами, изволь следовать общим законам».

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Я не собираюсь укорять Вас тем, что было в прошлом, потому что о прошлом не плачут. Исправить то, что можно исправить, начиная с текущего момента, — в этом моя цель. Мне кажется неверным, когда в воспитании детей делают акцент на «ближних расчетах» и говорят, что человек приобретает цельность, если умеет хорошо заработать.

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Сотрудники секретариата Ребе вспоминали, что после этого выступления на них обрушился шквал писем от работающих женщин, в основном учительниц, которые спрашивали, следует ли им уволиться и сидеть дома с детьми. Разумеется, все они получили отрицательный ответ. В то же время Ребе неизменно подчеркивал, что нельзя увлекаться феминистическими идеями. Работать — да, поскольку сейчас такое время, что заработков мужа почти всегда не хватает для обеспечения семьи. Однако при этом нельзя забывать о главном предназначении еврейской женщины — растить и воспитывать детей.