Украинскими историками популяризируется миф о «евреях-солдатах УПА»
Ведущая израильская газета Haaretz напечатала статью известного американского историка Холокоста Джареда МакБрайда, посвященную очередной фальсификации истории Холокоста в рамках проводимой украинским Институтом национальной памяти (УИНП) кампании по гламуризации образа украинских радикальных националистов периода Второй мировой войны, пером, топором и автоматом строивших «Украину для украинцев» – иногда под руководством нацистской оккупационной администрации, иногда самостоятельно.
Д. МакБрайд отмечает, что президент Украины П.Порошенко «позволил националистическим активистам, таким как глава Института Владимир Вятрович, «придать нужную форму» истории Украины и исторической политике страны — ее «политике памяти». Неотъемлемой частью проводимой Институтом кампании по «декоммунизации», направленной на ликвидацию идеологического наследия советского прошлого, является одновременная героизация украинцев XX века, которые боролись за независимость Украины — причем, без учета того, насколько противоречиво и сомнительно их прошлое».
По словам ученого «этот националистический ревизионизм призван показать, что основные националистические организации военного времени — Организация украинских националистов (ОУН) и ее военное крыло, Украинская повстанческая армия — по своей сути были многонациональными, «мультикультурными» и демократическими».
Основной проблемой при построении этого образа остается отношение членов националистических организаций к евреям, поскольку националисты активно участвовали в их уничтожении.
Ученый указывает, что пытаясь заретушировать этот факт, УИНП активно проводит кампанию по созданию мифа о «многочисленных евреях-солдатах УПА».
Фальшь, лежащая в основе этой кампании раскрывается Д.МакБрайдом на примере истории Льва Добровского, усилиями Вятровича превращаемого в центральную фигуру этого мифа. Однако, как указывает историк после прочтения материалов дела Добровского из архива СБУ «легенда о евреях, жаждущих вступить в отряды украинских националистов, быстро испарилась». Оказалось, что Добровский, попавший в плен к немцам в 1941 г., сумел спасти свою жизнь выдав себя за украинца, и на ОУН-УПА он работал в качестве пропагандиста именно как украинец. Причем, судя по материалам послевоенных допросов «воина УПА», он продолжал скрывать свою национальность, и панически боялся, что они узнают, кто он на самом деле. МакБрайд цитирует показания Добровского о том, что националисты «осуществляли массовые убийства польского населения» на западе Украины и насаждали «враждебное отношение к евреям, русским и полякам», окончательно разбивающие миф о демократической и толерантной УПА. При этом, опять же по словам Добровского, они «не убили ни одного немецкого [фашистского] командира в [Волынской] области».
«Можно было бы спросить: неужели Вятрович и его сторонники думали, что никто никогда не прочитает протокол ареста Добровского? А они сами полностью читали протокол? Они что сами решили отмахнуться от фактов, свидетельствующих о том, что он боялся националистов, и от доказательств их жестокости, сочтя их «искажением фактов Советами»?…Архивы — это не «шведский стол», на котором националистические PR-активисты могут выбирать самые лакомые кусочки. Наоборот, исследовательская работа требует контекстуализации, более детальной проработки, не говоря уже о перепроверке фактов», – написал ученый, отмечая, что это уже не первая попытка сотворить миф о евреях, воевавших в УПА (наиболее известной из предыдущих была мифическая Стелла Кренцбах/Кройцбах, чья биография, по словам МакБрайда, была сфабрикована в 1950-е годы националистом-пропагандистом). Фактически, из единичного случая вынужденной службы националистам с сокрытием своей национальности была раздута легенда об украинских националистах, дружелюбно относившихся к евреям.
Ученый задает риторический вопрос: «И опять же, как так вышло, что уже на протяжении почти десяти лет украинские СМИ и некоторые представители научного сообщества искренне верят заявлениям крайне (и явно) заинтересованных деятелей-националистов, даже не удосужившись проверить то, о чем те говорят? Ведь архивы открыты. Может, украинские СМИ и западные СМИ, такие как «Радио Свобода», не могут или не желают проверять информацию, предоставленную украинским государственным учреждением, официально занимающемся документами украинской истории?».
«Этот случай должен стать поводом для переоценки того, в какой степени украинская общественность может получать доступ к реальным фактам, а не к пропаганде» – заключает Д. МакБрайд. Он также отмечает, что Украина — далеко не единственная страна, которая пытается обелить свое прошлое и превознести своих сомнительных националистических лидеров. «По всей Восточной Европе — будь то в Венгрии, Польше или Литве — попытки покончить с тяжелым, неприятным и зачастую антисемитским прошлым, используя честные и эффективные методы, в сегодняшнее неопределенное время приобретают огромное значение для будущего региона», – пишет он.