Между Юнгом и Фрейдом

Ирина Мак 28 декабря 2015
Поделиться

Любой байопик врет. К этому привыкли, и давно не вызывает возмущения — по крайней мере, у большей части зрителей, — когда кино перевирает известные факты биографии героя. Особенно когда биографии мало кому известны, когда речь идет не о королеве Елизавете или Мэрилин Монро.

Героиня «Опасного метода» Сабина Шпильрейн — тот самый малоизвестный герой. И в ее кинобиографии — или, точнее, кинобиографиях, их известно как минимум три, — трудно найти грубо перевранные факты, потому что фактов в принципе не хватает. И даже имя Сабины — не просто первой женщины в психоанализе, но первого ученого, который всерьез занялся детской психотерапией, связав ее с педагогикой, — стало известно относительно недавно. В нашей стране его вспомнили после того, как вспомнили за рубежом. Мемориальная доска на ее отчем доме в Ростове появилась совсем недавно. Доска в Берлине на доме, где Сабина жила с мужем Павлом Шефтелем и дочерью Ренатой, к тому моменту уже была.

Снятый в 2011‑м фильм мастера триллеров Дэвида Кроненберга «Опасный метод» сделан на основе пьесы Кристофера Хэмптона «Лечение разговором», опубликованной в 2002 году. Автор пьесы выступил и сценаристом фильма — вместе с Джоном Керром, который еще в 1993‑м опубликовал книгу «Самый опасный метод» («A Most Dangerous Method: The story of Jung, Freud, and Sabina Spielrein»), ставшую бестселлером. Этот труд на 600 c лишним страниц интерпретирует историю дружбы и профессионального сотрудничества, а потом непримиримой вражды Карла Юнга и Зигмунда Фрейда. Третьим главным персонажем книги стала Сабина Шпильрейн. Девочка из богатой еврейской семьи, привезенная с юга России в Цюрих, к Юнгу на лечение. Сначала пациентка, потом ученица и возлюбленная, впоследствии коллега, заслужившая признание Фрейда и продолжавшая общение с Фрейдом тогда, когда с Юнгом отец психо­ана­лиза разорвал всякие отношения. Хвалебная рецензия на книгу Керра в Independent Book Review заканчивается словами: «Они (Фрейд и Юнг) дрались, изобретая экзотические, хулиганские способы навредить друг другу, и ни один не воздал должное Сабине Шпильрейн».

Это не совсем справедливо. Фрейд признавался, что работа Шпильрейн «Деструкция как причина становления» (ее диссертация, защищенная в 1912‑м в Венском университете и ставшая базой для всех последующих исследований влечения к смерти), подтолкнула к этой теме и его. Он пишет в книге «По ту сторону принципа удовольствия»: «В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению, не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений». Это написано в 1920‑м. Через три года она уедет в Россию с благословения Фрейда, который не скрывал своей заинтересованности в распространении психоанализа в Советской России (и до конца 1920‑х его надежды сбывались). 1931‑м годом датируется ее последняя зарубежная публикация, в психоаналитическом журнале «Imago» — о детских рисунках, сделанных с открытыми и закрытыми глазами, — опубликованная уже после закрытия в СССР Русского психоаналитического общества. Дальше — тишина.

И не было бы ни книг, ни фильмов, если бы в 1979 году в архивах института в Женеве, где работала Шпильрейн, не обнаружились ее бумаги, в том числе черновики научных работ и переписка с Юнгом и Фрейдом. О ней вспомнили наконец. О ее заслугах, о страшной судьбе. Нет в картине ничего о ее работе в Женеве (а она была, например, психоаналитиком Жана Пьяже, будущего знаменитого психолога и философа, который считал себя ее учеником) и в Москве, где она много преподавала, писала и работала в детском доме‑лаборатории «Международная солидарность», под патронатом Троцкого. Некоторые из этих деталей есть в других фильмах — игровом «Возьми мою душу», снятом в 2002 году в Италии, и документальном «Меня звали Сабина Шпильрейн», вышедшем одновременно с ним в Германии. У Кроненберга она погибает в синагоге, а не в Змиевской балке. Но — вместе с другими евреями. Кроненберг не старался объять в своей картине необъятное, предпочитая заострить внимание на, может быть, главных в ее жизни годах, проведенных в Швейцарии. На романе с Юнгом, в котором режиссер большую часть домыслил. И на ее еврействе. Шпильрейн говорит о своем происхождении, и зритель автоматически должен сделать вывод о богатом внутреннем мире, начитанности, о хорошем образовании, которое Шпильрейн не могла продолжить в России.

lech285_Страница_091_Изображение_0001Картина начинается с приезда Сабины в Цюрих. Ей 19, она тяжело пережила смерть маленькой сестры в Карлсбаде, окончила Екатерининскую гимназию в родном Ростове‑на‑Дону и свободно говорит на нескольких языках — но не понимает, как найти себе применение. Она депрессивна и красива. Сохранились считанные фотографии Сабины Шпильрейн, последняя сделана в Ростове, когда она ютится с дочерьми в маленькой квартирке, работает в детской поликлинике ,— психологическая наука в СССР уже, по сути, запрещена, все три брата сгинули в годы большого террора, отец и муж умерли в 1937‑м, — она выглядит лишенной надежды, уставшей от жизни женщиной. Но на том фото, что сделано в ее молодости в Швейцарии, Сабина в шляпке чудо как хороша. Хотя не слишком похожа на Киру Найтли, которая играет ее в «Опасном методе».

Поначалу кажется — играет бездарно. Картинно, в духе Малого театра заламывает руки и так неубедительно корчит из себя сумасшедшую, что кажется — это режиссерский прием. А потом становится ясно, что деланное сумасшествие Сабины — не прием, а соломинка, за которую хватается Кроненберг, погребенный под славой выбранных им актеров. Кстати, Фрейда должен был играть Кристоф Вальц (многие помнят его нациста в тарантиновских «Бесславных ублюдках»), и если бы все сошлось, Фрейда в «Опасном методе» мы запомнили бы так же, как Венсана Касселя, играющего в картине Кроненберга далеко не центральную, но великолепную роль. Однако Фрейд достался Вигго Мортенсену, и он более или менее справился — тем более что Кроненберг, чей дед сбежал в Канаду из Литвы, научил актера «еврейской походке».

А Карла Густава Юнга играет немецкий актер Майкл Фассбендер — тот самый, который в недавно вышедшем фильме о Стиве Джобсе появляется в образе основателя компании Apple. Пожалуй, это главная актерская удача «Опасного метода», недаром сразу несколько ассоциаций кинокритиков — Лос‑Анджелеса, Лондона и Нью‑Йорка удостоили игру Фассбендера в «Опасном методе» своих почетных наград.

Что же касается самого независимого режиссера Дэвида Кроненберга, то его поклонников выбор темы удивил. Однако, если как следует вспомнить его фильмографию, в ней найдется такой шедевр, как «М. Баттерфляй» с Джереми Айренсом, где режиссер весьма успешно исследует процесс изменения человеческой натуры. Так же, как и здесь. Но там — выдуманный сюжет, а тут — реальная судьба.

Главный кинообозреватель «Коммерсанта» Андрей Плахов, увидев картину на Венецианском кинофестивале, сразу отозвался едким текстом по поводу игры Киры Найтли: «Американская красавица почти воплотила в жизнь так и не осуществ­ленную мечту Мэрилин Монро — сыграть загадочную русскую душу по методу Станиславского. Правда, его заменяет метод Фрейда и Юнга, а он в данном случае состоит в том, чтобы выгнать из девушки сексуальных бесов, отхлестав ее по попке, что охотно проделывает Майкл Фассбендер, он же доктор Юнг. Это единственная сцена в пристойном до зевоты фильме, которая хоть чуть‑чуть напоминает прежнего радикального Кроненберга».

Но есть и другой вариант: Кроненберг хотел уйти от прежнего радикализма. И — все может быть — решил исполнить, как теперь сказали бы, гуманитарную миссию — вернуть в историю забытое имя. Снимая любовную историю, сдобренную порцией психотерапии, старался быть деликатным. Это часто бывает в ущерб кино, но фильм, не в последнюю очередь благодаря славе режиссера и актеров, был успешен в прокате. О Сабине Шпильрейн узнали даже те, кто не слышал о психоанализе. Кроненберг всем объяснил, что психоанализ, вытаскивающий на поверхность наших внутренних чертей, — в самом деле, опасный метод. Но лучшего пока не изобретено.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Шива

«Посмотри, какая пара! А мальчик, естественно, аид, он москвич, и они уже заявление подали, потому что у Сонечки вот‑вот распределение и ей просто необходимо получить московскую прописку, а мальчик, тот просто с ума за Сонечку сходит и так торопит со свадьбой, что вот мы, как только я встану, едем знакомиться с будущими сватами. Но и без знакомства ясно, что он из очень хорошей еврейской семьи, раз мальчик такой замечательный. Он тоже в Сонечкином университете учится, но уже в аспирантуре, красавец, умница, тоже отличник, без пяти минут кандидат наук».

Связанные одной сетью

Показания выживших лионских евреев, свидетельствовавших против Барби на суде, читаются как центральный месседж романа. Невыносимая правда, публично проговоренная ими, дает основания называть настоящей темой книги отношения человека с истиной и связь истины с человеческим достоинством

Триста лет в Африке процветало еврейское царство

Независимое еврейское царство в Африке, расположенное на северо-западе современной Эфиопии, как полагают, существовало около 300 лет, на пике своего развития охватывая территорию, почти равную площади современного Израиля. Со временем о нем сложились легенды, которые распаляют воображение. Но никто не нашел реальных доказательств и конкретных свидетельств, подтверждающих существование царства