Письма о деловой жизни, достатке и заработке
Рабби почитал богатых
<…> 25 тишрея 5719 (9 октября 1958) года
Многих удивляют слова наших мудрецов: «Рабби почитал богатых» . Что касается меня, то смысл этих слов представляется мне ясным и очевидным, соответствующим основополагающему принципу учения Бааль‑Шем‑Това: все, что происходит в этом мире, вплоть до самых ничтожных вещей, происходит в соответствии с Провидением, и уж тем более когда речь идет о вещах, затрагивающих многих людей.
Богачи — это люди, которым Провидение дало средства, позволяющие сотворить в этом мире много добра. Соответственно, им, безусловно, даны духовные силы, необходимые для исполнения этой миссии, требующей гораздо большего, нежели миссия человека среднего достатка или бедняка. Рабби Йеуда жил в непростой период еврейской истории — эпоху перехода от относительно мирной жизни к эпохе гонений. Необходимо было собрать все силы народа Израиля, чтобы евреи смогли выдержать эти испытания и выйти из них целыми и невредимыми. Поэтому задачей рабби Йеуды было по достоинству оценить каждого, чтобы максимально использовать его возможности. Он выражал почтение тем, кому Всевышний дал много возможностей, которые необходимо было использовать для сохранения всего святого, что есть в Израиля. В этом состоял смысл всех трудов рабби Йеуды.
Только в этих рамках, в соответствии с тем, как Творец управляет этим миром, каждому еврею предоставлена свобода выбора, как сказано: «Ибо испытывает вас Г‑сподь, Б‑г ваш, чтобы узнать, любите ли вы Г‑спода, Б‑га вашего, всем сердцем вашим и всею душою вашею. За Г‑сподом, Б‑гом вашим, следуйте, и Его бойтесь, и заповеди Его соблюдайте» ; и сказано также: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое» . У богача тоже есть выбор — поступить в соответствии с последними словами этого стиха или, упаси Б‑г, наоборот…
Очевидно, что недостаточно воздерживаться от того, чтобы использовать свое богатство в недостойных целях. Поскольку у мира есть Хозяин и нет ничего сотворенного напрасно , необходимо деятельно использовать свои богатства для служения добру. Тот, кто не делает этого, подрывает основы мироздания, сотворенного таким образом, что все составляющие должны активно участвовать в достижении всеобъемлющей и всеобщей цели…
Без даты
<…> В своем письме Вы пишете о Вашем сыне и о том, что он обязан получить аттестат зрелости. С Ваших слов, в наши дни это единственная возможность устроиться в жизни и обеспечить себе нормальный заработок. Я удивился, читая эти строки. Ведь они написаны в Стране Израиля, где тысячи молодых женатых мужчин в возрасте Вашего сына изучают Тору в ешивах. Недаром она называется «Торат хаим», «Тора жизни», поскольку помогает еврею прочно встать на ноги в этом мире и обеспечит ему надежный удел в Мире будущем… Эти юноши учатся усердно, с веселым сердцем, веря в свои силы и в помощь Творца. Именно учеба в ешиве дает надежную прививку от тех пороков, которым подвержена израильская улица и молодежь, бродящая по ней. Среди тысяч юных преступников почти невозможно встретить студента ешивы. Об этом говорит сухая статистика, и это, кстати, относится ко всем странам, а не только к Израилю…
Вы беспокоитесь о будущих заработках сына. Это хорошо и понятно, но не в этом главная задача. Родители должны сделать так, чтобы их ребенок вступил в жизнь уверенно, без раны в душе, без внутренних войн и комплексов. Благословение Всевышнему, Вам достался сын с добрым характером и возвышенной душою, избравший верный, красивый и святой путь. Вам нужно поддерживать и поощрять его, чтобы продолжал изучение Торы, по меньшей мере, несколько лет. Мы говорим, что Всевышний питает весь мир «в Своей доброте, милости, любви и милосердии». Если Ему, Благословенному, удается подыскать заработок для двух с половиной биллионов человек, то Он найдет хороший заработок и для Вашего сына. А то, что молодой человек учит Тору с волнением и душевным жаром, только увеличит благословение Творца… <…>
Без даты
<…> Меня очень огорчило, что Вы решились изменить порядок образования и стиль жизни дочери. Неужели, когда ребенок еще в столь юном возрасте, уже надо думать о том, как он устроится в жизни, и во что бы то ни стало соответствовать стандартам, которые есть в «большом» мире? Та же история произошла раньше с Вашими сыновьями, а случай, повторенный три раза, — это уже не случайность, а некая жизненная колея, не самопроизвольный выбор…
Я не собираюсь укорять Вас тем, что было в прошлом, потому что о прошлом не плачут. Исправить то, что можно исправить, начиная с текущего момента, — в этом моя цель. Мне кажется неверным, когда в воспитании детей делают акцент на «ближних расчетах» и говорят, что человек приобретает цельность, если умеет хорошо заработать.
Такой подход противоречит мнению наших мудрецов, утверждающих, что человеку не дано знать, какое занятие принесет ему богатство…
В Торе сказано: «…и благословит тебя Г‑сподь, Б‑г твой, во всем, что ты будешь делать» . Пусть отныне и навсегда Ваши дети узнают от Вас и почувствуют, что наш мир зависит от Бесконечного света Творца, ничем не ограниченного, всемогущего, говорящего нам в Торе: «Если вы по уставам Моим будете поступать, и будете соблюдать Мои заповеди…» И тогда Всевышний пошлет им все необходимое, и в материальном, и в духовном плане. <…>
2 ияра 5717 (3 мая 1957) года
<…> Вы спрашиваете, стоит ли Вам начать новое дело, поскольку нынешний бизнес связан с сезонной торговлей и несколько месяцев в году Вам практически нечего делать. Тем не менее, по моему мнению, Вы не должны оставлять свой нынешний бизнес, частично в силу причин, упомянутых в Вашем письме, но, прежде всего, — поскольку он служит источником доходов, позволяющим Вам с женой воспитывать своих детей в духе еврейской традиции и успешно продвигаться в этом направлении. Это позволяет надеяться, что Вы и дальше будете следовать этим путем, шествуя «от свершения к свершению». В то же время, не оставляя нынешнего, может иметь смысл начать какое‑либо дополнительное дело, которым Вы сможете заниматься в течение «мертвого сезона» (а возможно, и в другое время), — при условии, что это не будет мешать Вашему нынешнему бизнесу. <…>
23 ияра 5710 (10 мая 1950) года
<…> Начать малый бизнес, требующий лишь небольших изначальных вложений и изучения навыков, которыми вы можете овладеть за две‑три недели, — хорошее предложение. Тем не менее Вам нужно найти надежного человека и посоветоваться с ним насчет того, хорошее ли это вложение и как именно стоит начать бизнес.
Надеюсь, у Вас останется достаточно свободного времени, чтобы продолжать работать с синагогой. Это полезно и в духовном, и в материальном плане. Пожалуйста, напишите мне об участниках уроков, которые Вы организовали в синагоге. <…>
25 адара‑бет 5714 (30 марта 1954) года
<…> Хотя Вы пишете, что бизнес оставляет желать лучшего, я надеюсь, что в эти дни между Пуримом и Песахом, благоприятные для нашего народа, произойдет заметное улучшение, тем более что Вы продолжаете жертвовать на благотворительность, а это — дополнительное духовное подспорье делу. <…>
7 ава 5713 (19 июля 1953) года
<…> В некоторых коммерческих областях наши ожидания пока не оправдываются. Нет сомнений, что мы должны видеть в этом испытание, ниспосланное Творцом. Ибо, хотя Он знает, что еврейское сердце всегда остается открытым и в любое время готово услышать призыв Торы и заповедей, Он все равно испытывает нас, чтобы удовлетворить недоверчивых ангелов Небесного суда . Поэтому Всевышний говорит им: «Взгляните, невзирая на естественное желание меньше жертвовать, когда дела идут не так хорошо, как прежде, перед нами — мудрый еврей, понимающий, что это только попытка испытать его. Он также понимает, что, когда он выдержит испытание (и поймет, зачем оно было нужно), его дела пойдут не просто так же хорошо, как прежде, но гораздо лучше.
Всякий родитель любит, когда сын понимает его истинные намерения, и чем больше понятливости проявляет ребенок, тем более щедрые подарки он получит от своего отца. Опытные предприниматели лучше понимают различные коммерческие идеи. А поскольку Вы занимаетесь бизнесом уже много лет, Вы, безусловно, сможете понять намерение Всевышнего.
Так же как Вы проявляете твердость, когда речь идет о выгодном вложении, нужно поступать и в этом случае. Не просто не следует уменьшать «долю Всевышнего» — напротив, на «Его счет» нужно перечислять больше, чем прежде. И тогда Всевышний исполнит обещанное в Торе: «отделяй десятину, и разбогатеешь» , и Он обеспечит Своему «партнеру» больший доход, чем прежде. <…>